Защита прав потребителей при покупке товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

В январе 1992 года правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Это было трудное, но необходимое решение в условиях пустой государственной казны, при отсутствии товарных запасов. Был введен новый порядок внешэкономической деятельности. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. В условия так называемой «шоковой терапии» появилась возможность получения крупных кредитов от Международного валютного фонда. В данном случае это представление связывалось с реализацией стандартной классической стабилизационной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ГЛАВА 2. ПРАВО НА КАЧЕСТВО И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ

2.1. Качество товаров

2.2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества

2.3. Ответственность за нарушение прав потребителей

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГП.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

Основным и наиболее эффективным  способом защиты интересов потребителя  является обращение в суд. Учитывая особый характер потребительских отношений, российским законодательством установлен ряд условий при обращении потребителей в суд: альтернативная подсудность рассмотрения споров, то есть потребителю предоставляется право выбора предъявления исковых требований, а также освобождение потребителя от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. В судебном порядке может быть взыскана не только стоимость товара, но и возмещены убытки в целом, причиненные потребителю, а также компенсация морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (продавцом) прав потребителя, предусмотренные законами и правовыми актами РФ.

 

Четкое установление прав потребителей, порядка разрешения споров, сроков, размера ответственности способствуют тому, что в настоящее время  получили распространение и внесудебные  способы решения конфликтов: в большинстве городов России при местной администрации созданы государственные органы по защите прав потребителей, которые служат реальным щитом на пути нарушения прав потребителей.

 

Действующим законодательством установлена  нормативная ответственность (гражданско-правовая (имущественная), административная, уголовная), которая создает серьезную гарантию от нарушения прав потребителей, несмотря на существующие пробелы в них.

 

Вместе с тем, имея продуманный, усовершенствующий Закон РФ «О защите прав потребителей», реализация соответствующих норм, на мой взгляд, во многом зависит от уровня правовой культуры потребителей. Так, например, в г. Саров давно работает Отдел по защите прав потребителей при администрации города, в практику которого вошла положительная тенденция - повышение уровня правовой культуры путем проведения семинаров, конференций, совещаний. Данные семинары, конференции проводятся для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан-потребителей как отдельно, по группам, так и вместе. Цель всех этих мероприятий – донести до всех групп правоотношений разъяснения по сложным, наиболее интересующим вопросам, касающихся области законодательства защиты прав потребителей.

 

Вторым, немаловажным пунктом работы Отдела являются публикации в местных городских газетах, статьи которых имеют аналогичную направленность. Отдел также подготавливает статьи выступлений на местном радио, что также немаловажно для тех, кто еще не знает о существовании такого органа либо не знает каким образом связаться с ним.

 

При поступлении жалоб потребителей на действия продавцов (например, по обвесу или обсчету граждан) работниками  Отделов совместно с сотрудниками УВД проводятся рейды (так называемые «контрольные закупки») на данные торговые точки для выявления и пресечения подобных нарушений.

 

Существует ряд телепередач, таких, как «Экспертиза РТР», «Впрок», «Час суда», которые рассказывают о самых  насущных проблемах. Очень популярен  и известен широкой массе журнал «Спрос», кстати говоря, аналог телепередач, «Стандарты и качество», «Домашний адвокат», которые целиком и полностью посвящены этой проблеме. Но, кроме этого журнала есть еще множество юридической литературы, с которой граждане просто не знакомы.

 

В заключении хочется отметить, что  в настоящее время в РФ сложилась комплексная система норм, в области регулирования прав потребителей, которая представляет собой серьезную гарантию защиты прав потребителей, а также при высоком уровне правовой культуры потребителя и продавца - способна реально обеспечить реализацию этих прав.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 г. // «Российская  газета» от 25 декабря 1993 г. №  237.

 

2.Гражданский кодекс Российской  Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ  Часть первая // Полный сборник кодексов РФ. М.: «Информэкспо», Воронеж: изд. Борисова, 2005 г.

 

3.Гражданский кодекс Российской  Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. Часть  вторая // Полный сборник кодексов  РФ. М.: «Информэкспо», Воронеж: изд.  Борисова, 2005 г.

 

4.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Полный сборник кодексов РФ. М.: «Информэкспо», Воронеж: изд. Борисова, 2005 г.

 

5.Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Полный  сборник кодексов РФ. М.: «Информэкспо», Воронеж: изд. Борисова, 2005 г.

 

6.Федеральный закон от 27 декабря  2002 г. № 184-ФЗ «О техническом  регулировании» (с изм. от 9 мая  2005 г.) // «Российская газета» от 31 декабря 2002 г.

 

7.Закон РФ от 7 февраля 1992 г.  № 2300-I «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями) // «Российская газета» от 16 января 1996 г.

 

8.Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве  и безопасности пищевых продуктов» // «Российская газета» от 10 января 2000 г. № 5.

 

9.Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных  средствах» // «Российская газета»  от 25 июня 1998 г.

 

10.Закон РФ от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ  «О рекламе» // «Российская газета», 25.07.1995 г., № 142.

 

11.Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов РФ» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г., N 50.

 

12.Постановление Правительства  РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об  утверждении Правил продажи отдельных  видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // «Российская газета» от 4 февраля 1998 г.

 

13.Постановление Правительства  РФ от 13 мая 1997 г. № 575 «Об  утверждении перечня технически  сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» // «Российская газета» от 23 мая 1997 г.

 

14.Приказ Министерства здравоохранения  и социального развития РФ  от 28 февраля 2005 г. № 163 «Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака» // «Российская газета» от 7 апреля 2005 г. № 70.

 

15.Письмо Федеральной службы  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия  человека от 28 января 2005 г. № 0100/588-05-32 «О взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в деле защиты прав потребителей»// Текст письма размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Internet (http://www.gsen.ru).

 

16.Письмо Федеральной службы  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия  человека от 7 февраля 2005 г. №  0100/830-05-32 «О Федеральном законе Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Текст письма размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Internet (http://www.gsen.ru).

 

17.Письмо Федеральной службы  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия  человека от 5 марта 2005 г. № 0100/1640-05-27 «О подготовке и проведении Всемирного дня защиты прав потребителей» // сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Internet (http://www.gsen.ru).

 

18.Богдан В. Роль органов местного самоуправления в Защите прав потребителей // «Российская юстиция», 2003, №7.

 

19.Гражданское право России. Обязательственное  право: Курс лекций (Отв. ред.  О.Н. Садиков). // М.: Юристъ, 2004 г. 

 

20.Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Комментарий  к Федеральному закону «О техническом регулировании» (постатейный). // «Юстицинформ», 2005 г.

 

21.Дмитриев С.А. «Предприниматель  без образования юридического  лица. ПБОЮЛ», апрель 2005 г., № 4.

 

22.Журбин Б., «эж-ЮРИСТ», февраль  2005 г., № 7.

 

23.Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) // отв. ред. Н.С. Михайлова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 г.

 

24.Комментарий к Федеральному  закону от 21 декабря 2004 г. №  171-ФЗ «О внесении изменений  в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Л.М. Колышкина, «Нормативные акты для бухгалтера», январь 2005 г.

 

25.Корнилов Э. Закон о ЗПП  // “Законность”, 1999, №12.

 

26.Левшина Т.Д. Основы Законодательства  о Защите прав потребителя.  Юридическая литература. Курс лекций. Москва 1994 год.

 

27.Макарова Е. Что покупателю  хорошо, то фирме штраф // «Московский бухгалтер», март 2005 г.

 

28.Медведев А. Чем торговля  розничная отличается от оптовой? // «Хозяйство и право», 1998, N 8

 

29.Михайлов И. Защитим потребителя! // «Новая бухгалтерия», выпуск 7, июль 2005 г.

 

30.Морозов Д.В. Вывеска или  реклама? // «Главбух», № 22, ноябрь 2000 г.

 

31.Мохов Г.А. Внимание: изменен  Закон о защите прав потребителей // «Главбух», Отраслевое приложение  «Учет в туристической деятельности», N 3, III квартал 2005 г.

 

32.Радостовец Б.В. Защита от  потребителей. // «Предприниматель без  образования юридического лица. ПБОЮЛ», январь 2005 г.

 

33.Справочник по доказыванию  в гражданском судопроизводстве/Под  ред. д.ю.н., проф. Решетниковой И.В. - 2-е изд., перераб. - Норма, 2005 г.

 

34.Шабанова Т.В., Гуккаев В.Б. Как  правильно рекламировать свою продукцию? // "Вершина", 2003 г.

 

35.Чапкевич Л.Е. Качество и  безопасность потребительских товаров:  эволюция правового регулирования  // «Адвокат», N 7, июль 2005 г.

 

36.Эрделевский А.М. Компенсация  морального вреда: анализ и  комментарий законодательства  и судебной практики. - 3-е изд., испр. и доп. // М.: Волтерс Клувер, 2004 г.Ярков В.В. Гражданский и арбитражный процесс. Исполнительное производство. Обязательственные отношения: Образцы документов с комментариями - Волтерс Клувер, 2005 г.

 

37.Архив судебного участка № 4 Октябрьского района г. Саратова. 2001 г. Дело № 2-43/01.

 

38.Архив Октябрьского районного  суда г. Саратова. 2001 г. Дело  № 31-34.

 

39.Обзор судебной практики Верховного  Суда РФ за III квартал 2001 г. (по  гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2001 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2002 г., N 4

 

40.Обзор судебной практики Верховного  Суда РФ за второй квартал  1996 года (по гражданским делам) (утв.  постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 11 сентября 1996 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российский Федерации, 1997 г., N 3.

 

41.Определение СК по гражданским  делам Верховного Суда РФ от 14 января 2005 г. N 46-В04-24 // СПС ГАРАНТ

 

42.Определение СК Верховного  Суда РФ от 15 декабря 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 6.

 

43.Определение Рязанского областного  суда от 9 января 2002 г. N 33-8-02 // СПС  ГАРАНТ.

 

 

[1] Эж – Юрист № 24, 1998 г.

 

[2] ст. 23 ГК РФ - гражданин вправе  заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

 

[3] Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Комментарий  к Федеральному закону «О техническом  регулировании» (постатейный). // «Юстицинформ», 2005 г.

 

[4] п. 1 ст. 426 ГК РФ - Публичным договором  признается договор, заключенный  коммерческой организацией и  устанавливающий ее обязанности  по продаже товаров, которые  такая организация по характеру  своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

 

[5] Приказ Министерства здравоохранения  и социального развития РФ  от 28 февраля 2005 г. № 163 «Об утверждении  предупредительных надписей о  вреде курения табака» // «Российская  газета» от 7 апреля 2005 г. №  70.

 

[6] Закон РФ от 25.октября 1991 г.  № 1807-1 «О языках народов РФ»  // Ведомости Съезда народных депутатов  и Верховного Совета Российской  Федерации от 12 декабря 1991 г., N 50.

 

[7] Макарова Е. Что покупателю  хорошо, то фирме штраф // «Московский  бухгалтер», март 2005 г.

 

[8] Шабанова Т.В., Гуккаев В.Б.  Как правильно рекламировать  свою продукцию? // "Вершина", 2003 г.

 

[9] Д.В. Морозов, «Главбух», №  22, ноябрь 2000 г.

 

[10] Письмо Территориального управления  МАП РФ по г. Москве и Московской  области от 3 февраля 2004 г. № 4-806. Информация для включения в справочные правовые системы ГАРАНТ.

 

[11] Постановление Правительства  РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об  утверждении Правил продажи отдельных  видов товаров, перечня товаров  длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // «Российская газета» от 4 февраля 1998 г.

 

[12] Письмо Федеральной службы  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия  человека от 7 февраля 2005 г. №  0100/830-05-32 «О Федеральном законе Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

 

[13] Макарова Е. Что покупателю  хорошо, то фирме штраф // «Московский  бухгалтер», март 2005 г.

 

[14] Комментарий к Закону Российской  Федерации «О защите прав потребителей»  (постатейный) / отв. ред. Н.С. Михайлова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 г.

 

[15] Постановление Правительства  РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об  утверждении Правил продажи отдельных  видов товаров, перечня товаров  длительного пользования, на которые  не распространяется требование  покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // «Российская газета» от 4 февраля 1998 г.

Информация о работе Защита прав потребителей при покупке товаров