В случае непредставления указанными
лицами кандидатуры исполняющего обязанности
руководителя должника эти обязанности
возлагаются судом на одного из его заместителей,
а в случае отсутствия заместителей - на
любого работника должника.
С даты вынесения арбитражным судом определения
о введении наблюдения требования кредиторов
по денежным обязательствам и об уплате
обязательных платежей могут быть предъявлены
к должнику только с соблюдением установленного
АПК РФ порядка предъявления требований
к должнику. Кроме того, по ходатайству
кредитора приостанавливается производство
по делам, связанным с взысканием с должника
денежных средств. Кредитор в этом случае
вправе предъявить свои требования к должнику
в порядке, установленном ст. 71 Закона.
Введение наблюдения приводит также к
следующим последствиям:
- приостанавливается
исполнение исполнительных документов
по имущественным взысканиям, в
том числе снимаются аресты
на имущество должника и иные
ограничения в части распоряжения
имуществом должника, наложенные
в ходе исполнительного производства;
- запрещаются
удовлетворение требований учредителя
(участника) должника о выделе
доли (пая) в имуществе должника
в связи с выходом из состава
его учредителей (участников), выкуп
должником размещенных акций
или выплата действительной стоимости
доли (пая);
- запрещается
выплата дивидендов и иных
платежей по эмиссионным ценным
бумагам;
- не допускается
прекращение денежных обязательств
должника путем зачета встречного
однородного требования.
В связи с введением в отношении должника
наблюдения Закон устанавливает ряд ограничений
на осуществление органами управления
своих полномочий. Это связано с необходимостью
обеспечить сохранность имущества должника.
Так, органы управления должника могут
совершать исключительно с письменного
согласия временного управляющего сделки
или несколько взаимосвязанных между
собой сделок, относящихся:
- к приобретению,
отчуждению или возможности отчуждения
прямо или косвенно имущества
должника, балансовая стоимость
которого составляет более пяти
процентов балансовой стоимости активов
должника на дату введения наблюдения;
- к получению
и выдаче займов (кредитов), выдаче
поручительств и гарантий, уступке
прав требования, переводу долга,
а также к учреждению доверительного
управления имуществом должника.
Органы управления должника не вправе
принимать решения о реорганизации и ликвидации
должника; создании юридических лиц или
об участии должника в иных юридических
лицах; о создании филиалов и представительств
и иные решения, согласно п. 3 ст. 64 АПК РФ.
Однако, несмотря на ряд ограничений прав
юридического лица, оно продолжает свою
финансово-хозяйственную деятельность.
Временный управляющий, не вмешиваясь
в производственный процесс, на основе
анализа финансового состояния должника,
в том числе результата инвентаризации
имущества должника, определяет стоимость
принадлежащего должнику имущества для
покрытия судебных расходов, расходов
на выплату вознаграждения арбитражным
управляющим, готовит предложения о возможности
или невозможности восстановления платежеспособности
должника, обоснование целесообразности
введения последующих процедур банкротства22.
В целях принятия решения о введении последующих
процедур банкротства, образования комитета
кредиторов, определения требований к
арбитражным управляющим и выбора реестродержателя
временный управляющий обязан провести
первое собрание кредиторов. От должно
состояться не позднее чем за десять дней
до окончания наблюдения.
Для участия в первом собрании кредиторы
вправе в течение тридцати дней с даты
опубликования сообщения о введении наблюдения
предъявить свои требования к должнику.
Указанные требования направляются также
в арбитражный суд и временному управляющему.
В отличие от Закона о банкротстве 1998 г.
указанные требования включаются в реестр
требований кредиторов только на основании
соответствующего определения арбитражного
суда.
Определив дату проведения первого собрания
кредиторов, временный управляющий уведомляет
об этом выявленных конкурсных кредиторов,
уполномоченные органы, представителя
работников должника и иных лиц, имеющих
право на участие в указанном собрании.
Участниками первого собрания кредиторов
с правом голоса являются только конкурсные
кредиторы и уполномоченные органы, требования
которых были внесены в реестр требований
кредиторов. В собрании также могут участвовать
руководитель должника, представитель
учредителей (участников) должника или
представитель собственника имущества
должника — унитарного предприятия и
представитель работников должника. Однако
правом голоса они не обладают23.
Главная цель проведения собрания - принятие
решения о применении процедур банкротства,
которое носит для арбитражного суда рекомендательный
характер.
В случае, если первым собранием кредиторов
не принято решение о применении одной
из процедур банкротства, арбитражный
суд откладывает рассмотрение дела в пределах
установленного ст. 51 Закона семимесячного
срока и обязывает кредиторов принять
соответствующее решение к установленному
судом сроку.
С даты введения финансового оздоровления,
внешнего управления, признания арбитражным
судом должника банкротом и открытия конкурсного
производства или утверждения мирового
соглашения наблюдение прекращается.
Глава 2. Субъектный состав отношений,
возникающих при проведении процедур
банкротства
2.1. Рассмотрение дела о банкротстве
коммерческой организации Арбитражным
судом
Как
и предыдущий закон, Закон о
несостоятельности (банкротстве) 2002 года
предусматривает, что споры по
делам о несостоятельности рассматриваются
арбитражными судами (ст.32). Благодаря
накопившейся практике, глава 3 нового
закона «Разбирательство дел
о банкротстве в арбитражном
суде» существенно расширила
и углубила положения старого
закона, восполнила существовавшие
пробелы.
В Арбитражном
процессуальном кодексе РФ 2002 года (далее
- АПК РФ) глава 28 посвящена рассмотрению
дел о несостоятельности (банкротстве).
В АПК РФ 1995 года содержалась лишь одна
ст. 143 в главе 19 «Особенности производства
по отдельным категориям дел», которая
посвящалась рассмотрению дел о банкротстве
организаций и граждан.
Заметим,
что в АПК РФ сохранен важный принцип рассмотрения
дел о банкротстве – эта категория дел
рассматривается арбитражным судом по
правилам, предусмотренным Кодексом, с
особенностями, установленными федеральными
законами, регулирующими вопросы банкротства.
Данный принцип также закреплен в п.1 ст.
32 Федерального закона от 26 октября 2002
г. «О несостоятельности (банкротстве)»
(далее – новый Закон о банкротстве). Попытаемся
проанализировать основные особенности
рассмотрения арбитражными судами дел
о банкротстве, которые установлены этим
Законом.
В ст. 38
«Исключительная подсудность» АПК РФ
закреплено правило о том, что заявление
о признании должника банкротом подается
в арбитражный суд по месту нахождения
должника. Аналогичная норма закреплена
и в п. 1 ст. 33 нового Закона о банкротстве.
В соответствии
с ч. 6 ст. 4 АПК РФ по соглашению сторон
спор, подведомственный арбитражному
суду, возникающий из гражданских правоотношений,
может быть передан сторонами на рассмотрение
третейского суда до принятия арбитражным
судом первой инстанции судебного акта,
которым заканчивается рассмотрение дела
по существу. Исключения из этого правила
могут быть установлены федеральным законом.
Так, в новом Законе о банкротстве, как
и в прежнем Федеральном законе «О несостоятельности
(банкротстве)» 1998 г. прямо указывается,
что дело о банкротстве не может быть передано
на рассмотрение в третейский суд.
А вот размер
задолженности, при наличии которого арбитражный
суд принимает заявление о признании должника
банкротом к своему производству, изменился.
В соответствии с Законом о банкротстве
1998 г. размер задолженности должника, являющегося
юридическим лицом, должен был составлять
не менее пятисот минимальных размеров
оплаты труда. Теперь же заявление принимается
арбитражным судом к своему производству,
если требования к должнику – юридическому
лицу в совокупности составляют не менее
чем 100 тыс. руб. Срок, в течение которого
указанные требования не исполнены должником,
не изменился. Он составляет три месяца
(п.п. 1 и 2 ст. 3 нового Закона о банкротстве).
В законе лишь уточняется, что срок исчисляется
с даты, когда данные требования должны
были быть исполнены.
Новый Закон
о банкротстве, как и Закон о банкротстве
1998 г., содержит оговорку о том, что самим
федеральным законом могут быть установлены
иные признаки банкротства (п. 3 ст. 3). Например,
в новом Законе о банкротстве (п. 1 ст. 224),
как и в Законе о банкротстве 1998 г. (п. 1
ст. 174), предусматриваться, что если стоимость
имущества должника – юридического лица,
в отношении которого принять решение
о ликвидации, недостаточна для удовлетворения
требований кредиторов, такое юридическое
лицо ликвидируется в порядке банкротства
независимо от суммы требований24.
Как и по
Закону о банкротстве 1998 г. (ст. 177), так
и в соответствии с нормами нового Закона
о банкротстве (п. 1 ст. 227), заявление о признании
отсутствующего должника банкротом подается
независимо от размера кредиторской задолженности.
Вместе с тем заявление о признании отсутствующего
должника банкротом может быть подано
уполномоченным органом только при наличии
средств, которые необходимы для финансирования
процедур банкротства (п. 2 ст. 227). Причем
в этом случае порядок и условия финансирования
процедур банкротства в отношении отсутствующих
должников, в том числе размер вознаграждения
конкурсного управляющего, определяются
Правительством РФ.
Кроме того,
иные требования новым Законом о банкротстве
устанавливаются в отношении стратегических
предприятий и организаций, а также субъектов
естественных монополий. Срок, в течение
которого ими не исполняются требования
кредиторов по денежным обязательствам
и (или) по уплате обязательных платежей,
составляет шесть месяцев (п. 3 ст. 190 и п.
2 ст. 197 нового Закона о банкротстве).
Помимо
этого, в п. 4 ст. 190 и в п.3 ст. 197 нового Закона
о банкротстве указывается и иной размер
задолженности, при наличии которого суд
принимает заявление о признании должника,
являющегося стратегическим предприятием
или организацией либо субъектом естественных
монополий, банкротом. Требования к ним
должны в совокупности составлять не менее
500 тыс. руб. Причем, говоря о субъекте естественных
монополий, новый Закон о банкротстве
добавляет еще одно условие. Указанные
требования должны быть подтверждены
исполнительным документом и не должны
быть удовлетворены в полном объеме путем
обращения взыскания на имущество кредиторов
первой и второй очереди в соответствии
со ст. 59 Федерального закона «Об исполнительном
производстве»25.
Рассмотрение
дела о банкротстве характеризуется особым
составом участников. Новый Закон о банкротстве,
как и Закон о банкротстве 1998 г., делит
участников рассмотрения дела о банкротстве
на две группы. Первая группа – это лица,
участвующие в деле о банкротстве, а вторая
– лица, участвующие в арбитражном процессе
по делу о банкротстве.
Деление
участников на две группы, в общем-то, соответствует
структуре рассмотрения дела о банкротстве.
Лица, участвующие в деле о банкротстве,
имеют процессуальные права и несут процессуальные
обязанности, во-первых, при рассмотрении
дела о банкротстве арбитражным судом,
а во-вторых, при проведении какой-либо
процедуры банкротства. Лица, участвующие
в арбитражном процессе, имеют процессуальные
права и несут процессуальные обязанности
только в первом случае.
В новом
Законе о банкротстве перечень лиц, участвующих
в деле о банкротстве, исчерпывающий, в
отличие от Закона о банкротстве 1998 г.
В новом Законе о банкротстве состав лиц,
участвующих в деле о банкротстве, определяется
следующим образом:
- должник;
- арбитражный управляющий;
- конкурсные кредиторы;
- уполномоченные органы;
- федеральные органы исполнительной
власти, а также органы исполнительной
власти субъектов Федерации и
органы местного самоуправления
по месту нахождения должника
в случаях, предусмотренных Законом
о банкротстве. Например, в соответствии
со ст. 192 нового Закона о банкротстве
в числе лиц, участвующих в
деле о банкротстве стратегических
предприятий или организаций, указан
федеральный орган исполнительной
власти, обеспечивающий реализацию
единой государственной политики
в отрасли экономики, в которой
осуществляют деятельность соответствующие
стратегические предприятие или
организация. Согласно ст. 198 Закона
лицом, участвующим в деле о
банкротстве субъектов естественных
монополий, признается федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
Правительством РФ проводить
государственную политику в отношении
соответствующего субъекта естественной
монополии;
- лицо, предоставившее обеспечение
для проведения финансового оздоровления.
Эта категория лиц новая и
введена в связи с появлением
такой процедуры банкротства, как
финансовое оздоровление26.
Новый
Закон о банкротстве к числу
лиц, участвующих в арбитражном
процессе, относит представителя
работников должника; представителя
собственника имущества должника
– унитарного предприятия; представителя
учредителей (участников) должника; представителя
собрания кредиторов или представителя
комитета кредиторов.
Перечень
лиц, участвующих в арбитражном
процессе по делу о банкротстве,
в новом Законе о банкротстве,
как и в Законе о банкротстве
1998 г., открытый. В случаях, предусмотренных
АПК РФ и Законом о банкротстве, к числу
лиц, участвующих в арбитражном процессе
по делу о банкротстве, могут быть отнесены
и иные лица. Однако новый Закон о банкротстве
не называет каких-либо новых лиц по сравнению
с Законом о банкротстве 1998 г.