Институт возникновения несостоятельности (банкротства) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время в числе процедур банкротства коммерческих организаций находят применение как ликвидационные процедуры (направленные на прекращение должника путем его ликвидации), так и реабилитационные процедуры (ориентированные на финансовое оздоровление, восстановление платежеспособности должника). Анализ законодательства о банкротстве и судебно-арбитражной практики показывает, что в России до конца не определен основной подход к правовому регулированию законодательства о банкротстве: либо законодатель стоит на стороне кредитора, защищая, в первую очередь, его интересы, либо на стороне должника. Когда арбитражный суд в одном решении поддерживает позицию должника, а в другом - оказывается на стороне кредитора, то эффективность самого конкурсного процесса существенно снижается и значимость правового института банкротства, по сути, нивелируется.

Вложенные файлы: 1 файл

дипл. Вася.docx

— 135.13 Кб (Скачать файл)

       Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. 51Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Исходя из смысла статей 51 и 52, в указанный срок должно быть принято одно из следующих решений:

- о признании должника  банкротом и об открытии конкурсного  производства;

- об отказе в признании  должника банкротом;

- определение о введении  финансового оздоровления;

- определение о введении  внешнего управления;

- определение о прекращении  производства по делу о банкротстве;

- определение об оставлении  заявления о признании должника  банкротом без рассмотрения;

- определение об утверждении  мирового соглашения.

       Полномочия  арбитражного суда в новом  Федеральном законе от 2002 года  расширены по сравнению с законом  от 1998 года34.

       В статье 50 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 1998 года говорится  только об опубликовании арбитражным  судом сообщения о признании  должника банкротом. В новом Законе  «О несостоятельности банкротстве)»  от 2002 года в статье 54 говорится  об опубликовании сведений о  судебных актах, вынесенных арбитражным  судом. Сведения публикуется арбитражным  судом, принявшим такое решение, в «Вестнике Высшего Арбитражного  суда» и официальном издании  государственного органа по делам  о банкротстве и финансовому  оздоровлению за счет имущества  должника, а при его отсутствии  за счет арбитражного управляющего  с последующим возмещением указанных  средств за счет должника.

       Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)»  регулирует порядок и условия  осуществления мер, направленных  на предотвращение банкротства  и восстановление платежеспособности  должника, а также на создание  условий для справедливого обеспечения  экономических и юридических  интересов всех кредиторов. Установление  законодателем в рамках комплекса  соответствующих мер определенных  ограничений, связанных с особым  порядком предъявления и удовлетворения  требований кредиторов, и особого  режима имущественных требований  к должнику, не допускающего удовлетворения  этих требований в индивидуальном  порядке, направлено на предоставление  всем кредиторам равных правовых  возможностей при реализации  экономических интересов, в том  числе когда имущества должника  недостаточно для справедливого  его распределения между кредиторами.

       Мировое  соглашение как один из видов  применяемых к должнику процедур  банкротства представляет собой  соглашение сторон о прекращении  спора на основе добровольного  урегулирования взаимных претензий  и утверждения взаимных уступок в форме прощения долга, скидки с долга, отсрочки исполнения обязательств должника и другими способами, предусмотренными статьей 122 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». По своей юридической природе такие мировые соглашения значительно отличаются от мирового соглашения, заключаемого в исковом производстве (статья 37 АПК Российской Федерации), в частности тем, что отношения между их участниками основываются, как правило, в силу основных законов рыночной экономики и имманентных им правовых принципов регулирования, вытекающих из смысла и духа Конституции Российской Федерации, на принуждении меньшинства кредиторов большинством, поскольку значительное число участвующих в процессе банкротства кредиторов делает невозможным получение согласия с условиями мирового соглашения каждого отдельного кредитора35.

       Так, в  соответствии со статьей 120 Федерального  закона «О несостоятельности (банкротстве)»  решение о заключении мирового  соглашения от имени конкурсных  кредиторов принимается собранием  кредиторов. Решение собрания кредиторов  о заключении мирового соглашения  принимается большинством голосов  от общего числа конкурсных  кредиторов и считается принятым  при условии, если за него проголосовали  все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества  должника (пункт 2); односторонний отказ  от исполнения вступившего в  силу мирового соглашения не  допускается (пункт 6). При этом обязательным  элементом содержания мирового  соглашения являются положения  о размерах, порядке и сроках  исполнения обязательств должника  и (или) предусмотренных законодательством  Российской Федерации способах  их прекращения (пункт 1 статьи 122), которые  подлежат проверке арбитражным  судом при утверждении мирового  соглашения, так же как и условия, предусмотренные для конкурсных  кредиторов, не принимавших участия  в голосовании по вопросу о  заключении мирового соглашения, а также голосовавших против его заключения, которые не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов той же очереди, голосовавших за заключение мирового соглашения (пункт 3 статьи 122).

       Из приведенных  положений Федерального закона  «О несостоятельности (банкротстве)»  в их системной связи с нормами  Гражданского кодекса Российской  Федерации о равенстве всех  участников гражданско-правовых  отношений и свободе договора (пункт 1 статьи 1) следует, что правовое  регулирование порядка заключения  мирового соглашения, связанного  с несостоятельностью должника, должно побуждать кредиторов  к адекватному осуществлению  своей экономической деятельности, оптимальному выбору условий  гражданско-правового договора, в  том числе связанных с обеспечением  обязательств залогом имущества  должника.

       Как  указал Конституционный Суд Российской  Федерации в Постановлении от 22 июля 2002 года, обязательность мирового  соглашения для всех лиц, участвующих  в нем, и недопустимость одностороннего  отказа от его исполнения (пункты 5 и 6 статьи 120 Федерального закона  «О несостоятельности (банкротстве)») являются необходимым условием  удовлетворения должником требований  кредиторов в интересах всех  групп кредиторов, поскольку удовлетворение  требований отдельно по каждому  обязательству невозможно. Без такого  условия не может быть исключено  не основанное на законе предпочтение  в очередности удовлетворения  одинаковых по своей природе  требований одних кредиторов  перед другими. Иное противоречило  бы статьям 17 (часть 3) и 19 Конституции  Российской Федерации36.

       Положения  же пункта 3 статьи 122 Федерального  закона «О несостоятельности (банкротстве)»  во взаимосвязи с его статьями 127 и 128 о недействительности мирового  соглашения являются определенными  гарантиями прав кредиторов, не  участвовавших в голосовании  или голосовавших против, поскольку при обжаловании ими мирового соглашения в связи с условиями, предусматривающими ущемление их прав и законных интересов, а также преимущества для отдельных кредиторов, суд признает его недействительность. В любом случае суд, утверждая мировое соглашение, должен принимать во внимание, в каких целях оно заключается – для возобновления платежеспособности должника, включая удовлетворение требований всех кредиторов, как это определил законодатель, либо с целью обеспечить неоправданные преимущества лишь определенной группе кредиторов.

       Таким  образом, положения пункта 5 статьи 120 и пункта 3 статьи 122 Федерального  закона «О несостоятельности (банкротстве)», как направленные на признание  и защиту, в том числе судебную, прав и законных интересов  всех кредиторов, сами по себе  не могут рассматриваться как  нарушающие конституционные права  коммерческой организации в сфере  экономической деятельности, включая  право собственности и принципы  равенства и свободы договора37.

       В силу  статей 96 и 97 Федерального конституционного  закона «О Конституционном Суде  Российской Федерации» индивидуальная  или коллективная жалоба на  нарушение конституционных прав  и свобод граждан признается  допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению  в деле заявителя, затрагиваются  эти конституционные права и  свободы.

       Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)»  от 2002 года расширил основания  для прекращения производства  по делу о банкротстве. Так, например, арбитражный суд прекращает производство  по делу о банкротстве в  случае: признания в ходе наблюдения  требований заявителя, послуживших  основанием для возбуждения дела  о банкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Федеральным законом, иных соответствующих положениям статьи 6 этого Федерального закона требований кредитора; отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом; удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства; завершения конкурсного производства и в иных, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» случаях.

       Новый  Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года  рассматривает случаи приостановления  производства по делу о банкротстве.

       Пересмотр  определений арбитражного суда, вынесенных по итогам рассмотрения  разногласий в деле о банкротстве  регулируются ст. 61 нового Федерального  закона «О несостоятельности (банкротстве)».

 

 

       2.2. Процедуры банкротства (несостоятельности) коммерческой организации

 

       Термин  «процедура банкротства» в Законе  используется для описания особого  правового режима, установленного  Законом, применяемого в отношении  лица, имеющего признаки банкротства.

       Следует  различать понятие процедуры  банкротства (как общего наименования  для любой из процедур банкротства) и процедуры конкурсного производства, применяемой в отношении должника, признанного банкротом.

       Необходимо  также отличать понятие процедуры  банкротства от стадии арбитражного  процесса по делу о банкротстве (см., например, п. 1 ст. 150 Закона –  «на любой стадии рассмотрения  арбитражным судом дела о банкротстве: может быть заключено мировое  соглашение»).

       В арбитражном  процессе по делу о банкротстве  различают следующие основные  стадии:

- принятие заявления;

- проведение судебного  заседания по проверке обоснованности  поданного заявления;

-  подготовка дела к  рассмотрению, проведение заседания  по рассмотрению дела по существу (является ли банкротом данный  должник);

- вынесение судебного  акта об отказе в признании  должника банкротом или о прекращении  производства по делу либо  о введении определенной процедуры  банкротства;

- его исполнение;

  - возможно - обжалование  вынесенного судебного акта;

  - завершение производства  по делу о банкротстве

       В соответствии  с п.1 ст.27 Закона, при рассмотрении  дела о банкротстве должника - юридического лица применяются  следующие процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

       Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Воздействие на должника на различных этапах процесса о несостоятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо предусмотренных законом38:

- на этапе возбуждения  производства по делу, это обеспечительные  меры (наложение арестов на имущество  должника, отстранение его от  управления, анализ и установление  финансового положения должника  и др.);

- при наличии возможности  восстановления платежеспособности  должника - это восстановительные  меры (меры по перепрофилированию  производства, продаже предприятия  должника, меры, осуществляемые в  рамках моратория на удовлетворение  требований кредиторов, меры по  признанию ряда сделок должника  недействительными и т.д.);

- и, наконец, ликвидационные  меры, применяемые на основании  решения о признании должника  несостоятельным (банкротом), направленные  на выявление дебиторской задолженности  должника, формирование конкурсной  массы, ее реализации, а также  меры по удовлетворению требований  кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством.

Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

       Помимо  вышеназванных процедур Законом  о банкротстве 2002 г. установлена возможность осуществления мер по предупреждению банкротства - восстановительные процедуры.

       В законе  от 26 октября 2002 г. о несостоятельности банкротстве юридических лиц  появились два новых способа по восстановлению платежеспособности должника. Они появились на основе имеющейся практики.

        Эти  способы следующие:

1. Замещение активов должника. Может использоваться должником  любой организационно-правовой формы. Суть этого способа восстановления  платежеспособности заключается  в том, что на базе всех активов должника учреждается новое открытое акционерное общество или даже несколько акционерных обществ. В уставный капитал вновь создаваемого акционерного общества вносится все имущество, но долги остаются на должнике. Переходят только текущие требования. Акции поступают в собственность должника и могут быть реализованы (то есть преобразованы в денежную сумму). И затем полученные денежные средства идут на погашение задолженности. 
Этот способ может попасть в план внешнего управления исключительно по решению учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия.

2. Увеличение уставного  капитала за счет дополнительной эмиссии акций. Используется в качестве способа по восстановлению платежеспособности только по решению собрания акционеров. В течение 45 дней после проведения эмиссии акций акционеры получают преимущественное право на приобретение дополнительных акций. Только по истечении 45 дней акции могут быть реализованы свободно. Оплата приобретенных акций осуществляется только денежными средствами. После реализации акций отношения начинают регулироваться акционерным правом.

Информация о работе Институт возникновения несостоятельности (банкротства) в России