Институт возникновения несостоятельности (банкротства) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время в числе процедур банкротства коммерческих организаций находят применение как ликвидационные процедуры (направленные на прекращение должника путем его ликвидации), так и реабилитационные процедуры (ориентированные на финансовое оздоровление, восстановление платежеспособности должника). Анализ законодательства о банкротстве и судебно-арбитражной практики показывает, что в России до конца не определен основной подход к правовому регулированию законодательства о банкротстве: либо законодатель стоит на стороне кредитора, защищая, в первую очередь, его интересы, либо на стороне должника. Когда арбитражный суд в одном решении поддерживает позицию должника, а в другом - оказывается на стороне кредитора, то эффективность самого конкурсного процесса существенно снижается и значимость правового института банкротства, по сути, нивелируется.

Вложенные файлы: 1 файл

дипл. Вася.docx

— 135.13 Кб (Скачать файл)

       Кроме  того, в законе появился еще один способ восстановления платежеспособности. Он заключается в следующем:

       Проведении  одновременных расчетов со всеми кредиторами. При этом такие расчеты могут быть проведены как учредителями (участниками), собственником имущества должника, так и третьим лицом (третьими лицами). Порядок осуществления этого способа восстановления платежеспособности следующий. Лицо, проявившее желание рассчитаться по долгам, направляет арбитражному управляющему заявление. Арбитражный управляющий в случае принятия этого заявления должен каким-то образом зафиксировать дату принятия заявления, поскольку уже через неделю заинтересованное лицо должно начать расчеты с кредиторами. При этом все требования должника должны быть удовлетворены в течение 1 месяца. В случае, если не удается перечислить требуемую сумму кредитору, исполнением признается и перечисление денежных средств в депозит нотариусу. После проведения всех расчетов арбитражный управляющий направляет уведомления всем кредиторам и в арбитражный суд.

       Главная  проблема в данном случае возникает при определении, кем же является третье лицо по отношению к должнику? После удовлетворения всех требований кредиторов третье лицо по отношению к должнику становится стороной по договору о беспроцентном займе, то есть он может в любой момент инициировать процедуру банкротства. Должник будет поставлен в полную зависимость от этого третьего лица. Здесь имеем дело с легальным способом передела собственности. Чтобы не допустить возникновения подобных ситуаций, нами было предложено внести поправку в закон о банкротстве, о том, что третье лицо не вправе подавать заявление о банкротстве должника в течение трех лет с момента удовлетворения им всех требований должника. Но эта поправка была отклонена.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения впервые была предусмотрена Законом о банкротстве 1998 г.

       Данная  процедура осуществляется в целях  обеспечения сохранности имущества  должника, проведения анализа его  финансового состояния, составления  реестра требований кредиторов  и проведения первого собрания  кредиторов. Несомненно, введение данной  процедуры принципиально изменило  ситуацию в плане последовательной  защиты прав должника, с одной  стороны, и прав кредиторов - с  другой.

Не все государства используют наблюдение в качестве процедуры банкротства. Американской системой такая процедура не предусмотрена, поскольку в отношении должника в соответствии с американским законодательством сразу могут быть открыты либо процедура ликвидации, либо – реорганизации39

Французская же модель имеет продебиторскую направленность, и начало процедур несостоятельности открывается периодом наблюдения, который имеет у них второе название - оздоровление производства, при открытии которого права кредиторов значительно ослабляются. За счет ущемления этих прав производится попытка реабилитации предприятия.

Но поскольку в развитой экономике субъект становится банкротом вследствие структурных изменений рынка и просчетов менеджеров, получается, что имущество, в большей степени активы (которые могли бы достаться кредиторам при удовлетворении их требований в ходе конкурсного производства), будет использоваться для восстановления платежеспособности должника, находящегося в кризисе.

Именно отсутствие разумного баланса между целью сохранения действующих предприятий и мерами по поддержке безнадежного предприятия является основным фактором недостаточной эффективности французского законодательства о банкротстве.

По российскому Закону о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество.

Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. Среди таких последствий Закон о банкротстве 2002 г. называет следующие:

1) имущественные требования  к должнику могут быть предъявлены  только с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента  принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;

2) по ходатайству кредитора  приостанавливается производство  по делам, связанным со взысканием  с должника денежных средств  и (или) иного имущества. Не подлежат  приостановлению производства по  делам о признании сделок недействительными  и другим делам, при рассмотрении  которых к должнику не заявляются  требования, связанные со взысканием  с него денежных средств;

3) приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям должника. Однако закон устанавливает исключение  из общего правила: не приостанавливается  производство по делам о взыскании  задолженности по заработной  плате, выплате вознаграждений по  авторским договорам, алиментов, а  также о возмещении вреда, причиненного  жизни и здоровью40.

       Следует  обратить внимание, что исполнительное  производство по данным делам  не будет приостановлено лишь  при условии, что судебные решения, на основании которых возбуждены  исполнительные производства, вступили  в силу до момента принятия  арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом;

       4) запрещается  удовлетворение требований участника  должника - юридического лица о  выделе доли (пая) в имуществе  должника в связи с выходом  его из состава участников. Поскольку  участники юридического лица  не признаются законом его  кредиторами, следовательно, удовлетворение  их требований производится только  после полного удовлетворения  требований кредиторов из оставшегося  имущества должника по завершении  конкурсного производства;

       5) запрещается  выплата дивидендов и иных  платежей по эмиссионным ценным  бумагам;

       6) не  допускается прекращение денежных  обязательств должника путем  зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается  очередность удовлетворения требований  кредиторов.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела - возлагается на временного управляющего. По смыслу законодателя, временный управляющий - это лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.). Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

       Финансовое  оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

    Финансовое оздоровление  наряду с внешним управлением  является процедурой банкротства, целью которой, в отличие от  конкурсного производства, является  сохранение должника как самостоятельного  хозяйствующего субъекта. Она применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. При этом задолженность должника перед кредиторами должна погашаться в соответствии с графиком погашения задолженности (см. абз. 12 ст. 2 Закона).

     Основное отличие  финансового оздоровления от  другой процедуры, направленной  на восстановление платежеспособности  должника, - внешнего управления - заключается  в том, что в ходе финансового  оздоровления органы управления  должника, в т.ч. его руководитель, продолжают выполнять свои функции, правда с отдельными ограничениями  и под контролем административного  управляющего (ср. п. 1 ст. 82 и п. 1 ст. 94 Закона). Но даже такие ограничения  позволяют учредителям (участникам) должника или собственнику его  имущества контролировать деятельность  должника и защищать свои интересы  в ходе проведения финансового  оздоровления. Общим же для названных  процедур является то, что они  имеют целью восстановление платежеспособности  должника и предотвращение признания  его банкротом, влекущее открытие  конкурсного производства, что в  конечном итоге приведет к  ликвидации должника как хозяйствующего  субъекта.

Процедура финансового оздоровления является совершенно новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Она осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица вправе обратиться к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления41.

Эти же лица вправе обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления и к суду в том случае, когда первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства и у суда нет возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве 2002 г. (семь месяцев). В этом случае необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на 20%.

Однако следует заметить, что арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

По общему правилу финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве 2002 г.). Некоторые ученые отмечают, что в сложных ситуациях, когда финансовое оздоровление связано с осуществлением крупномасштабных мероприятий, этот срок может быть нереальным.

Вместе с тем законодатель устанавливает и общий срок процедур судебной санации (финансового оздоровления и внешнего управления) - не более двух лет. Стоит согласиться с М.В. Телюкиной, что «кредиторы, решая вопрос о введении оздоровительных процедур, по сути стоят перед выбором между финансовым оздоровлением и внешним управлением, поскольку исходя из сути экономических отношений введение любой из этих процедур на короткий срок неэффективно».

Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему42.

Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение по общему правилу только в отношении юридических лиц. Однако законодатель допускает и исключения из общего правила, а именно:

Закон о банкротстве 2002 г. допускает введение внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, которое юридическим лицом по действующему законодательству не является (однако это подтверждает мысль об отношении к данному хозяйству как к особому субъекту конкурсных отношений, который не является субъектом гражданского права).

Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения общего собрания кредиторов (см. п. 2 ст. 12). Решение о введении внешнего управления принимается простым большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании (ст. 15 Закона).

Устанавливая, что решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов, Закон о банкротстве 2002 г. тем не менее допускает в ряде случаев возможность введения внешнего управления по инициативе арбитражного суда.

Причем арбитражный суд при определенных условиях имеет право пойти вразрез с решением, принятым собранием кредиторов, в частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.

    Внешнее управление  вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено  на срок не более шести месяцев. Продление внешнего управления  проводится по решению собрания  кредиторов в порядке, установленном  ст. 108 Закона. Пункт 2 ст. 93 устанавливает  максимально возможный срок внешнего  управления, но допускает и назначение  более короткого срока, который  вместе со сроком финансового  оздоровления не должен превышать  двух лет (п. 2 ст. 92).

Информация о работе Институт возникновения несостоятельности (банкротства) в России