Институт возникновения несостоятельности (банкротства) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время в числе процедур банкротства коммерческих организаций находят применение как ликвидационные процедуры (направленные на прекращение должника путем его ликвидации), так и реабилитационные процедуры (ориентированные на финансовое оздоровление, восстановление платежеспособности должника). Анализ законодательства о банкротстве и судебно-арбитражной практики показывает, что в России до конца не определен основной подход к правовому регулированию законодательства о банкротстве: либо законодатель стоит на стороне кредитора, защищая, в первую очередь, его интересы, либо на стороне должника. Когда арбитражный суд в одном решении поддерживает позицию должника, а в другом - оказывается на стороне кредитора, то эффективность самого конкурсного процесса существенно снижается и значимость правового института банкротства, по сути, нивелируется.

Вложенные файлы: 1 файл

дипл. Вася.docx

— 135.13 Кб (Скачать файл)

       Под  иными лицами, участвующими в  арбитражном процессе по делу  о банкротстве, в новом Законе  о банкротстве имеется в виду, в частности, федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный  Правительством РФ осуществлять  надзор за страховой деятельностью, федеральный орган исполнительной  власти по регулированию рынка  ценных бумаг и соответствующая  саморегулируемая организация на  рынке ценных бумаг.

       В соответствии  со ст. 54 АПК РФ, в арбитражном  процессе наряду с лицами, участвующими  в деле, могут участвовать их  представители и содействующие  осуществлению правосудия лица  – эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь  судебного заседания.

       В АПК  РФ в главе 6 «Представительство  в арбитражном суде» введены  существенные ограничения в отношении  лиц, которые вправе быть представителями  в арбитражном суде.

       Дела  организаций ведут в арбитражном  суде их органы, действующие в  соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом  или учредительными документами  организаций. От имени ликвидируемой  организации в суде выступает  уполномоченный представитель ликвидационной  комиссии (ч. 4 ст. 59 АПК РФ). Представителями  организаций могут выступать  в арбитражном суде по должности  руководители организаций, действующие  в пределах полномочий, предусмотренных  федеральным законом, иным нормативным  правовым актом, учредительными  документами, или лица, состоящие  в штате указанных организаций, либо адвокаты (ч. 5 ст. 59 АПК РФ) 27.

       Однако  в новом Законе о банкротстве  допускается возможность участия  в качестве представителей организаций  любых лиц, в том числе аудиторов, оценщиков, экономистов и иных  специалистов (п. 1 ст. 36). Представляется, что в данном случае в силу  ч. 1 ст. 223 АПК РФ и п. 1 ст. 32 нового  Закона о банкротстве приоритет  должен отдаваться нормам Закона  о банкротстве. То есть ограничения  в отношении представительства  организаций в арбитражном суде, установленные вч.5 ст. 59 АПК РФ, на  наш взгляд, не должны применяться  при рассмотрении арбитражными  судами дел о банкротстве. В  этом случае арбитражные суды  будут руководствоваться нормами  ст. 36 «Представительство в деле  о банкротстве» нового Закона  о банкротстве.

       Заявление о признании несостоятельным может быть подано как кредитором, так и самим должником. В зависимости от того, кто подает заявление закон устанавливает различный порядок его оформления и содержания.

       Так, при подаче заявления самим должником закон устанавливает следующие правила:

       Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно должно быть подписано руководителем должника – юридического лица или лицом, на это уполномоченным. Необходимыми реквизитами указанного документа являются: наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление; сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником; сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, оплате труда работников должника и выплате им вознаграждений по авторским договорам; размер задолженности по обязательным платежам; обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника; сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений к должнику, исполнительных документах, а также об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке; сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности; номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций; наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего; размер вознаграждения арбитражного управляющего; перечень прилагаемых документов. В заявлении должника также могут быть приложены имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения. Должник обязан направить копии заявления должника конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы, собственнику имущества должника – унитарного предприятия, в совет директоров (наблюдательный совет) или иной аналогичный коллегиальный орган управления, а также иным лицам в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Порядок, содержание заявления должника, а также документы, прилагаемые к заявлению должника регулируются статьями 37, 38 Федерального закона от 2002 г.

       Порядок и содержания заявления, подаваемого кредитором, регулируется статьями 39-40 закона. В заявлении кредитора должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его адрес; наименование (фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора и его адрес; размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней); обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, а также срок исполнения такого обязательства; вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику; доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику; доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы); наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий; размер вознаграждения арбитражного управляющего; перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов28.

       Заявление, так же как и в случае подачи заявления должником, подается в письменной форме, но отличительной особенностью является то, что данное заявление может быть подписано не только руководителем кредитора – юридического лица, но и его представителем (статья 39 Федерального закона).

       Заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предъявляемым к заявлению кредитора. Поскольку разбирательство дел о несостоятельности существенно отличается от дел по экономическим спора, то при подачи заявления стоит руководствоваться нормами закона «О несостоятельности (банкротстве)».

       Для обращения в арбитражный суд необходимо уплатить государственную пошлину.

       В случае не выполнения при подачи заявления как кредитором, так и должником, требований, предусмотренных статьями 37-41 Федерального закона о банкротстве арбитражный суд возвращает заявление. «В статье не содержится конкретных условий для принятия заявления о признании должника банкротом. Имеется лишь указание общего характера о необходимости соблюдения требований, предусмотренных АПК и законом».

       При соблюдении всех необходимых требований и отсутствия оснований для отказа в принятии или возвращения заявления, судья единолично, не позднее пяти дней, выносит определении о принятии заявления о признании должника банкротом.

       В отличие  от АПК РФ 1995 г., в новом АПК  РФ нет института отказа в  принятии искового заявления29.

       Между  тем новый Закон о банкротстве  этот институт предусматривает. В соответствии со ст. 43 Закона  судья арбитражного суда отказывает  в принятии заявления о признании  должника банкротом в следующих  случаях. Во-первых, если нарушены  правила о подведомственности  и подсудности дел о банкротстве. Во-вторых, если нарушены правила  подачи заявления о признании  должника банкротом, в отношении  которого арбитражным судом возбуждено  дело о банкротстве и введена  одна из процедур банкротства. В-третьих, если есть основания  для отказа в принятии заявления, предусмотренные АПК РФ. Однако, как уже было сказано, АПК РФ  не содержит норм, регулирующих  институт отказа в принятии  заявления к производству.

       Получается, что только по первым двум  из перечисленных оснований и  только при принятии заявлений  о признании должника банкротом  будет использоваться арбитражными  судами институт отказа в принятии  заявления к производству. Следовательно, это будет особенностью рассмотрения  дел о банкротстве арбитражными  судами.

      В соответствии  с ч. 2 ст. 223 АПК РФ дела о  банкротстве рассматриваются коллегиальным  составом судей, если иное не  предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы банкротства. Частью 4 ст. 228 нового Закона о  банкротстве установлено, что дело  о банкротстве отсутствующего  должника рассматривается судьей  единолично.

       При  этом необходимо отметить, что  отдельные заявления и ходатайства  лиц, участвующих в деле о банкротстве, могут быть разрешены судьей  единолично30.

       Например, п. 7 ст. 42 нового Закона о банкротстве  предусмотрено, что ходатайство  о принятии мер по обеспечению  заявления о признании должника  банкротом рассматривается судьей, т. е. единолично, причем не позднее  дня, следующего за днем поступления  ходатайства, без извещения сторон. Следует отметить, что ч. 1 ст. 93 АПК  РФ регулирует этот вопрос  аналогично.

       Кроме  этого, в п. 1 ст. 60 нового Закона  о банкротстве указывается, что  заявления и ходатайства арбитражного  управляющего, в том числе о  разногласиях, возникших между ним  и должником, жалобы кредиторов  о нарушении их прав и законных  интересов рассматриваются судьей  единолично.

       Так  же, в соответствии с п. 1 ст. 48 нового  Закона о банкротстве, проводится  судебное заседание арбитражного  суда по проверке обоснованности  требований заявителя к должнику  судьей арбитражного суда, т. е. Единолично. Согласно п.1 ст. 49 нового Закона  о банкротстве, определение о  введении процедуры наблюдения  выносится судьей арбитражного  суда единолично.

       В статье 46 закреплены «Меры по обеспечению требований кредиторов».

       Статья 46 Федерального закона содержит открытый перечень мер, направленных на обеспечение требований кредиторов.

       В новом  Федеральном законе о банкротстве  от 2002 г. в статье 48 рассматривается  обоснованность требований заявителя  к должнику.

       В определении при введении наблюдения указывается о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; о назначении временного управляющего; размер вознаграждения временного управляющего.

       Дело  о банкротстве должно быть  рассмотрено в заседании арбитражного  суда в срок, не превышающий  семи месяцев с даты поступления  заявления о признании должника  банкротом в арбитражный суд.

       В ст. 134 АПК РФ определяется срок  подготовки дела к судебному  разбирательству, который не должен  превышать двух месяцев со  дня поступления заявления в  арбитражный суд. В ст. 152 АПК РФ  устанавливается срок для рассмотрения  арбитражным судом первой инстанции  дела и принятия решения по  нему, который составляет один  месяц. Причем этот срок исчисляется  со дня вынесения определения  о назначении дела к судебному  разбирательству, если иное не  установлено новым АПК РФ, т. е. После подготовки дела к судебному  разбирательству. Таким образом, общий  срок рассмотрения дела в соответствии  с нормами АПК РФ составляет  три месяца.

       Исходя  из указанного, можно сделать  вывод о том, что новый Закон  о банкротстве не проводит  разграничения между двумя сроками  – сроком на подготовку дела  к судебному разбирательству  и сроком рассмотрения дела  в судебном разбирательстве31.

       Тем  не менее, дела о банкротстве  рассматриваются по правилам  АПК РФ с особенностями, установленными  Законом о банкротстве. Новым  Законом о банкротстве не устанавливается  срок подготовки дела к судебному  разбирательству. Стало быть, данный  срок будет составлять два  месяца, т. е. В этом случае будут  применяться нормы АПК РФ. Следовательно, в судебном заседании дело  о банкротстве должно быть  рассмотрено арбитражным судом  первой инстанции и решение  принято в срок, не превышающий  пяти месяцев со дня вынесения  определения суда о назначении  дела к судебному разбирательству. Общий срок рассмотрения дела о банкротстве будет составлять семь месяце32.

       Подготовка  дела к судебному разбирательству  как в соответствии с нормами  АПК РФ, так и нового Закона  о банкротстве проводится судьей  единолично.

       Новый  Закон о банкротстве дополнительно  к тем действиям, которые совершает  судья при подготовке дела  к судебному разбирательству, в  соответствии с положениями АПК  РФ, устанавливает следующие действия.

       Во-первых, арбитражный суд при подготовке  дела о банкротстве к судебному  разбирательству рассматривает  заявления, жалобы и ходатайства  лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований  кредиторов, а также осуществляет  иные, предусмотренные этим законом  полномочия.

       Во-вторых, по ходатайству лиц, участвующих  в деле о банкротстве, арбитражный  суд может назначить экспертизу  в целях выявления признаков  фиктивного банкротства.

       На второе  правомочие арбитражного суда  хотелось бы обратить особое  внимание. Это связано с тем, что, как уже было сказано, дела  о банкротстве рассматриваются  коллегиальным составом судей, если  иное не предусмотрено федеральным  законом, регулирующим вопросы банкротства. Подготовка же дела, в том числе  о банкротстве, к судебному разбирательству  проводится судьей единолично. В  п. 3 ч. 1 ст. 135 АПК РФ при перечислении  действий, которые судья совершает  при подготовке дела к судебному  разбирательству, говориться не  о назначении экспертизы, а о  разрешении вопроса о назначении  экспертизы. Таким образом, в соответствии  с нормами АПК РФ при подготовке  дела к судебному разбирательству  лишь решается вопрос о целесообразности  назначения экспертизы. Само же  назначение экспертизы, по нашему  мнению, возможно лишь в судебном  заседании. В случае рассмотрения  дела о банкротстве это особенно важно, так как данные дела рассматриваются коллегиальным составом судей. Возможно, лица, участвующие в деле о банкротстве, воспользуются своим правом заявить отвод судье или судьям либо эксперту. Каким образом судья, единолично осуществляющий подготовку дела к судебному разбирательству, сможет разрешить заявленный отвод? Ведь в этом случае отсутствует коллегиальный состав, рассматривающий дело о банкротстве. Таким образом, представляется, что при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству судья лишь вправе разрешить вопрос о назначении экспертизы в целях выявления признаков фиктивного банкротства. Назначение же такой экспертизы возможно лишь при рассмотрении дела о банкротстве в судебном заседании коллегиальным составом суда33.

Информация о работе Институт возникновения несостоятельности (банкротства) в России