Институт возникновения несостоятельности (банкротства) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время в числе процедур банкротства коммерческих организаций находят применение как ликвидационные процедуры (направленные на прекращение должника путем его ликвидации), так и реабилитационные процедуры (ориентированные на финансовое оздоровление, восстановление платежеспособности должника). Анализ законодательства о банкротстве и судебно-арбитражной практики показывает, что в России до конца не определен основной подход к правовому регулированию законодательства о банкротстве: либо законодатель стоит на стороне кредитора, защищая, в первую очередь, его интересы, либо на стороне должника. Когда арбитражный суд в одном решении поддерживает позицию должника, а в другом - оказывается на стороне кредитора, то эффективность самого конкурсного процесса существенно снижается и значимость правового института банкротства, по сути, нивелируется.

Вложенные файлы: 1 файл

дипл. Вася.docx

— 135.13 Кб (Скачать файл)

Представляется интересным тот факт, что если юридические лица не могут выступать в качестве должников в конкурсном процессе, то законодательство в таких случаях должно предусматривать иные механизмы, направленные на удовлетворение требований кредиторов. Так, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных муниципальных унитарных предприятиях" учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.

В случае если невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме установлена до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), то обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом должна быть возложена на собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника или на руководителя должника. В противном случае указанные лица несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам.

Таким образом, банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства, применяемых, помимо ликвидируемого, и к отсутствующему должнику49.

Вместе с тем следует заметить, что соответствующие нормы Закона о банкротстве 2002 г. не конструируют новые процедуры банкротства. Они лишь устанавливают особенности применения уже регламентированной процедуры - конкурсного производства. По сути дела, упрощенная процедура банкротства представляет собой сокращенный порядок применения специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства.

Анализируя особенности применения данной процедуры банкротства, Д.А. Петров, к примеру, отмечает, "что поскольку упрощенная процедура банкротства реализуется в условиях особой хозяйственной ситуации, складывающейся в отношении должника, то она приводит и к некоторой предопределенности решения суда (т.к. сразу открывается конкурсное производство с последующей ликвидацией должника). Ведь субъект, подпадающий под упрощенную процедуру банкротства, уже фактически не осуществляет деятельность, приносящую прибыль".

Недостаточность имущества должника в этом случае может быть установлена при составлении промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения50.

При наличии достоверной информации об имущественном положении должника вывод о достаточности имущества может быть сделан и ранее составления промежуточного ликвидационного баланса.

Закон не ограничивает ликвидационную комиссию временными рамками в части составления промежуточного ликвидационного баланса. В связи с этим на практике не исключены ситуации, когда этот процесс может затянуться на неопределенное время.

Банкротство отсутствующего должника

К отсутствующим должникам законодатель относит юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.

Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лицо, которое прекратило заниматься предпринимательской деятельностью, отсутствует по месту жительства и местонахождение его неизвестно.

Помимо этого положения, касающиеся упрощенных процедур банкротства, применяются в том случае, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Закона о банкротстве 2002 г.)51

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Следует обратить внимание, что заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве 2002 г.).

Порядок и условия финансирования процедур банкротства, включая размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующего должника").

Вместе с тем при отсутствии финансирования процедур банкротства заявления о признании отсутствующего должника банкротом судом возвращаются; дела о признании банкротом таких должников, возбужденные до вступления в силу Закона о банкротстве 2002 г., по которым не принято решение, подлежат прекращению производством.

Современные теория и практика достаточно очевидно отражают неэффективность правового регулирования и неоднозначность использования в законодательстве понятия процедуры банкротства.

Стоит заметить, что Закон о банкротстве 2002 г. предусматривает исчерпывающий перечень процедур, применяемых в отношении юридических лиц. В отличие от него ранее действовавший Закон о банкротстве 1998 г. закреплял открытый перечень процедур, что впоследствии позволило отдельным авторам отнести, к примеру, досудебную санацию к разряду процедур банкротства52.

Обоснованность отнесения досудебной санации к процедурам банкротства вызвала в литературе определенные сомнения. Безусловно, вряд ли можно признать обоснованным и целесообразным объединение различных по своему характеру и, главное, целям процедур в одну группу. Так, проблематично поставить в один ряд цель процедуры финансового оздоровления и конкурсного производства. Различия могут касаться и характера направленности действий участников процесса несостоятельности, и характера мероприятий, осуществляемых арбитражным судом, и дальнейшей судьбы должника, и т.д.

С этих позиций вполне обоснованы предложения некоторых ученых, касающиеся классификации процедур на досудебные процедуры, процедуры несостоятельности и процедуры банкротства, закрытый перечень которых должен быть установлен законом. Примерный перечень процедур банкротства создает на практике излишние сложности.

Одной из основных проблем, возникающих на практике в связи с осуществлением досудебной санации, является определение размера финансовой помощи. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что он должен быть достаточным для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 31).

Из смысла данного положения следует важный вывод: финансовой помощи должно быть достаточно не только для того, чтобы отпали все признаки несостоятельности (формальный подход), но и была восстановлена платежеспособность, а также нормальная финансово-хозяйственная деятельность должника (фактический подход).

Анализируя место и роль процедуры наблюдения в общей системе процедур несостоятельности (банкротства), зарубежные авторы утверждают, что Россия избрала систему, которую иногда называют "единым входом" в процедуры несостоятельности.

После принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должник автоматически попадает (за некоторыми исключениями) в процедуру наблюдения, которая является предварительным этапом перед выбором основной процедуры, а именно: финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения. В результате перед неплатежеспособным должником и его кредиторами стоит выбор: они либо попытаются спасти компанию вне процедур несостоятельности, либо начнут процедуру наблюдения как промежуточный шаг до принятия решения о введении окончательной процедуры.

Следует заметить, что во многих правовых системах данный подход не пользуется поддержкой. При этом авторами указываются недостатки применения системы "единого входа". Возбуждение дела о банкротстве, как правило, снижает стоимость активов должника, и его положение с течением времени ухудшается. Между тем лучший результат для кредиторов часто достигается путем быстрой продажи жизнеспособных частей бизнеса должника.

Вместе с тем справедливо отмечается, что преимуществом данной системы является то обстоятельство, что окончательное решение о наиболее подходящем виде процедуры несостоятельности может быть принято более демократичным образом и на основе большего объема информации.

Одной из проблем, касающихся осуществления процедуры наблюдения, является возможный конфликт между полномочиями руководителя должника и временного управляющего на данном этапе.

Финансовое оздоровление представляет собой процедуру, ранее неизвестную российскому законодательству о банкротстве. Безусловно, она предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановления платежеспособности.

       Механизмы защиты прав и законных интересов должника - система мер материального и процессуального характера, направленных на защиту должника от неправомерного объявления его банкротом, а также от неправомерных действий лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве)53.

       Механизмы  защиты прав и законных интересов  кредиторов - система мер материального  и процессуального характера, позволяющая  учесть интересы кредиторов в  целом и препятствующая удовлетворению  требований одних кредиторов  за счет других, а также позволяющая  создать упорядоченную структуру  приоритетов удовлетворения требований  кредиторов.

       Положения  действующего законодательства  РФ о несостоятельности (банкротстве) включают в себя как нормы, направленные на защиту интересов  кредиторов, так и нормы, направленные  на защиту интересов должника.

       Вместе  с тем следует указать, что  в ходе всего развития института  несостоятельности (банкротства) в  российском праве традиционно  особое внимание уделялось защите  интересов кредитора, тогда как  защита интересов должника при  банкротстве являлась часто формальной.

       Весьма  показательны в этом смысле  положения именного Указа Петра I «О разделении между заимодавцами  имения должника по соразмерности  каждого из них долговой суммы; о правеже долгов и о наказании за дачу подложных долговых обязательств», которыми помимо пропорционального удовлетворения интересов кредиторов за счет всего имения несостоятельного должника устанавливается общее наказание за непогашение обязательств по отношению к кредиторам, выражающееся в наказании кнутом, каторге и ссылке.

       Только  личная продажа несостоятельного  должника не включается указом  в число способов удовлетворения  исков кредиторов, однако имеется  положение о выдаче «заемщика  со всеми животами тому из  кредиторов, который возьмется удовлетворить  требования остальных конкурсантов».

       Защита  интересов кредиторов при проведении  процедур банкротства осуществляется  с помощью:

       - создания  системы, позволяющей учесть интересы  кредиторов в целом и препятствующей  удовлетворению требований одних  кредиторов за счет других;

       - введения  запретов на предъявление к  должнику иных требований, помимо  предъявляемых в порядке осуществления  процедур банкротства;

       - создания  упорядоченной структуры приоритетов  удовлетворения требований кредиторов;

       - введения  системы обязательных требований  к должнику по предоставлению  информации о кредиторах, суммах  задолженностей, размере и местоположении  имущества;

       - ограничения  возможностей должника по распоряжению  имуществом и т.д.

       Рассмотрим  основные меры, предназначенные  для защиты интересов кредиторов  при осуществлении процедур банкротства.

       Прежде  всего, как уже отмечалось ранее, важным положением, направленным  на упорядоченное и сбалансированное  удовлетворение требований кредиторов, является то, что с момента  принятия арбитражным судом к  производству заявления о признании  должника банкротом кредиторы  не вправе обращаться к должнику  в целях удовлетворения своих  требований в индивидуальном порядке - все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов. Данное положение обеспечивает невозможность удовлетворения должником требований одних кредиторов в ущерб требованиям других, создает оптимальные условия для получения всеми кредиторами максимально возможного удовлетворения своих требований.

       Следует  также отметить, что на защиту  интересов кредиторов в целом  направлены положения Закона  о банкротстве 2008 г. относительно  процессуальных требований на  предъявление к должнику имущественных  претензий. Так, имущественные требования  к должнику могут быть предъявлены  только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве 2008 г.

       При  этом по ходатайству кредитора  приостанавливается производство  по делам, связанным со взысканием  с должника денежных средств  и иного имущества должника, исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям, за исключением  документов, выданных на основании  судебных решений о взыскании  задолженности по заработной  плате, выплате вознаграждений по  авторским договорам, алиментов, а  также о возмещении вреда, причиненного  жизни и здоровью, морального  вреда, вступивших в законную  силу до момента принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника банкротом.

Информация о работе Институт возникновения несостоятельности (банкротства) в России