Институт возникновения несостоятельности (банкротства) в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:02, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время в числе процедур банкротства коммерческих организаций находят применение как ликвидационные процедуры (направленные на прекращение должника путем его ликвидации), так и реабилитационные процедуры (ориентированные на финансовое оздоровление, восстановление платежеспособности должника). Анализ законодательства о банкротстве и судебно-арбитражной практики показывает, что в России до конца не определен основной подход к правовому регулированию законодательства о банкротстве: либо законодатель стоит на стороне кредитора, защищая, в первую очередь, его интересы, либо на стороне должника. Когда арбитражный суд в одном решении поддерживает позицию должника, а в другом - оказывается на стороне кредитора, то эффективность самого конкурсного процесса существенно снижается и значимость правового института банкротства, по сути, нивелируется.
Представляется интересным
тот факт, что если юридические лица не
могут выступать в качестве должников
в конкурсном процессе, то законодательство
в таких случаях должно предусматривать
иные механизмы, направленные на удовлетворение
требований кредиторов. Так, в соответствии
с п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности у
ликвидируемого казенного предприятия
имущества, а у ликвидируемого учреждения
- денежных средств для удовлетворения
требований кредиторов последние вправе
обратиться в суд с иском об удовлетворении
оставшейся части требований за счет собственника
имущества этого предприятия или учреждения.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального
закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных
муниципальных унитарных предприятиях"
учредители несут субсидиарную ответственность
по обязательствам казенных предприятий
при недостаточности их имущества.
В случае если невозможность
удовлетворения требований кредиторов
в полном объеме установлена до создания
ликвидационной комиссии (назначения
ликвидатора), то обязанность по подаче
заявления о признании должника банкротом
должна быть возложена на собственника
имущества должника - унитарного предприятия,
учредителей (участников) должника или
на руководителя должника. В противном
случае указанные лица несут субсидиарную
ответственность по неудовлетворенным
требованиям по денежным обязательствам
и обязательным платежам.
Таким образом, банкротство
ликвидируемого должника является разновидностью
упрощенных процедур банкротства, применяемых,
помимо ликвидируемого, и к отсутствующему
должнику49.
Вместе с тем следует заметить,
что соответствующие нормы Закона о банкротстве
2002 г. не конструируют новые процедуры
банкротства. Они лишь устанавливают особенности
применения уже регламентированной процедуры
- конкурсного производства. По сути дела,
упрощенная процедура банкротства представляет
собой сокращенный порядок применения
специальных мер к должнику, имеющему
признаки банкротства.
Анализируя особенности применения
данной процедуры банкротства, Д.А. Петров,
к примеру, отмечает, "что поскольку
упрощенная процедура банкротства реализуется
в условиях особой хозяйственной ситуации,
складывающейся в отношении должника,
то она приводит и к некоторой предопределенности
решения суда (т.к. сразу открывается конкурсное
производство с последующей ликвидацией
должника). Ведь субъект, подпадающий под
упрощенную процедуру банкротства, уже
фактически не осуществляет деятельность,
приносящую прибыль".
Недостаточность имущества
должника в этом случае может быть установлена
при составлении промежуточного ликвидационного
баланса, содержащего сведения о составе
имущества ликвидируемого юридического
лица, перечне предъявленных кредиторами
требований и результатах их рассмотрения50.
При наличии достоверной информации
об имущественном положении должника
вывод о достаточности имущества может
быть сделан и ранее составления промежуточного
ликвидационного баланса.
Закон не ограничивает ликвидационную
комиссию временными рамками в части составления
промежуточного ликвидационного баланса.
В связи с этим на практике не исключены
ситуации, когда этот процесс может затянуться
на неопределенное время.
Банкротство отсутствующего
должника
К отсутствующим должникам
законодатель относит юридических лиц,
которые фактически прекратили свою деятельность,
не находятся по адресу, указанному в учредительных
документах, и установить их местонахождение
не представляется возможным.
Под отсутствующим должником-гражданином
понимается физическое лицо, которое прекратило
заниматься предпринимательской деятельностью,
отсутствует по месту жительства и местонахождение
его неизвестно.
Помимо этого положения, касающиеся
упрощенных процедур банкротства, применяются
в том случае, когда имущество должника
- юридического лица заведомо не позволяет
покрыть судебные расходы по делу о банкротстве
или когда в течение последних 12 месяцев
не проводились операции по счетам должника,
а также при наличии иных признаков, свидетельствующих
об отсутствии предпринимательской или
иной деятельности должника (ст. 230 Закона
о банкротстве 2002 г.)51
Заявление о признании отсутствующего
должника банкротом может быть подано
в арбитражный суд конкурсным кредитором,
уполномоченным органом независимо от
размера кредиторской задолженности.
Следует обратить внимание,
что заявление о признании отсутствующего
должника банкротом может быть подано
уполномоченным органом только при наличии
средств, необходимых для финансирования
процедур банкротства (п. 2 ст. 227 Закона
о банкротстве 2002 г.).
Порядок и условия финансирования
процедур банкротства, включая размер
вознаграждения конкурсного управляющего,
определяются Правительством РФ (Постановление
Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 573
"О порядке и условиях финансирования
процедур банкротства отсутствующего
должника").
Вместе с тем при отсутствии
финансирования процедур банкротства
заявления о признании отсутствующего
должника банкротом судом возвращаются;
дела о признании банкротом таких должников,
возбужденные до вступления в силу Закона
о банкротстве 2002 г., по которым не принято
решение, подлежат прекращению производством.
Современные теория и практика
достаточно очевидно отражают неэффективность
правового регулирования и неоднозначность
использования в законодательстве понятия
процедуры банкротства.
Стоит заметить, что Закон о
банкротстве 2002 г. предусматривает исчерпывающий
перечень процедур, применяемых в отношении
юридических лиц. В отличие от него ранее
действовавший Закон о банкротстве 1998
г. закреплял открытый перечень процедур,
что впоследствии позволило отдельным
авторам отнести, к примеру, досудебную
санацию к разряду процедур банкротства52.
Обоснованность отнесения досудебной
санации к процедурам банкротства вызвала
в литературе определенные сомнения. Безусловно,
вряд ли можно признать обоснованным и
целесообразным объединение различных
по своему характеру и, главное, целям
процедур в одну группу. Так, проблематично
поставить в один ряд цель процедуры финансового
оздоровления и конкурсного производства.
Различия могут касаться и характера направленности
действий участников процесса несостоятельности,
и характера мероприятий, осуществляемых
арбитражным судом, и дальнейшей судьбы
должника, и т.д.
С этих позиций вполне обоснованы
предложения некоторых ученых, касающиеся
классификации процедур на досудебные
процедуры, процедуры несостоятельности
и процедуры банкротства, закрытый перечень
которых должен быть установлен законом.
Примерный перечень процедур банкротства
создает на практике излишние сложности.
Одной из основных проблем,
возникающих на практике в связи с осуществлением
досудебной санации, является определение
размера финансовой помощи. Закон о банкротстве
2002 г. устанавливает, что он должен быть
достаточным для погашения денежных обязательств
и обязательных платежей и восстановления
платежеспособности должника (п. 1 ст. 31).
Из смысла данного положения
следует важный вывод: финансовой помощи
должно быть достаточно не только для
того, чтобы отпали все признаки несостоятельности
(формальный подход), но и была восстановлена
платежеспособность, а также нормальная
финансово-хозяйственная деятельность
должника (фактический подход).
Анализируя место и роль процедуры
наблюдения в общей системе процедур несостоятельности
(банкротства), зарубежные авторы утверждают,
что Россия избрала систему, которую иногда
называют "единым входом" в процедуры
несостоятельности.
После принятия арбитражным
судом заявления о банкротстве должник
автоматически попадает (за некоторыми
исключениями) в процедуру наблюдения,
которая является предварительным этапом
перед выбором основной процедуры, а именно:
финансового оздоровления, внешнего управления,
конкурсного производства или мирового
соглашения. В результате перед неплатежеспособным
должником и его кредиторами стоит выбор:
они либо попытаются спасти компанию вне
процедур несостоятельности, либо начнут
процедуру наблюдения как промежуточный
шаг до принятия решения о введении окончательной
процедуры.
Следует заметить, что во многих
правовых системах данный подход не пользуется
поддержкой. При этом авторами указываются
недостатки применения системы "единого
входа". Возбуждение дела о банкротстве,
как правило, снижает стоимость активов
должника, и его положение с течением времени
ухудшается. Между тем лучший результат
для кредиторов часто достигается путем
быстрой продажи жизнеспособных частей
бизнеса должника.
Вместе с тем справедливо отмечается,
что преимуществом данной системы является
то обстоятельство, что окончательное
решение о наиболее подходящем виде процедуры
несостоятельности может быть принято
более демократичным образом и на основе
большего объема информации.
Одной из проблем, касающихся
осуществления процедуры наблюдения,
является возможный конфликт между полномочиями
руководителя должника и временного управляющего
на данном этапе.
Финансовое оздоровление представляет
собой процедуру, ранее неизвестную российскому
законодательству о банкротстве. Безусловно,
она предоставляет должнику дополнительные
возможности для восстановления платежеспособности.
Механизмы защиты прав и законных
интересов должника - система мер материального
и процессуального характера, направленных
на защиту должника от неправомерного
объявления его банкротом, а также от неправомерных
действий лиц, участвующих в деле о несостоятельности
(банкротстве)53.
Механизмы
защиты прав и законных интересов
кредиторов - система мер материального
и процессуального характера, позволяющая
учесть интересы кредиторов в
целом и препятствующая удовлетворению
требований одних кредиторов
за счет других, а также позволяющая
создать упорядоченную структуру
приоритетов удовлетворения требований
кредиторов.
Положения
действующего законодательства
РФ о несостоятельности (банкротстве)
включают в себя как нормы,
направленные на защиту интересов
кредиторов, так и нормы, направленные
на защиту интересов должника.
Вместе
с тем следует указать, что
в ходе всего развития института
несостоятельности (банкротства) в
российском праве традиционно
особое внимание уделялось защите
интересов кредитора, тогда как
защита интересов должника при
банкротстве являлась часто формальной.
Весьма
показательны в этом смысле
положения именного Указа Петра
I «О разделении между заимодавцами
имения должника по соразмерности
каждого из них долговой суммы; о правеже
долгов и о наказании за дачу подложных
долговых обязательств», которыми помимо
пропорционального удовлетворения интересов
кредиторов за счет всего имения несостоятельного
должника устанавливается общее наказание
за непогашение обязательств по отношению
к кредиторам, выражающееся в наказании
кнутом, каторге и ссылке.
Только
личная продажа несостоятельного
должника не включается указом
в число способов удовлетворения
исков кредиторов, однако имеется
положение о выдаче «заемщика
со всеми животами тому из
кредиторов, который возьмется удовлетворить
требования остальных конкурсантов».
Защита
интересов кредиторов при проведении
процедур банкротства осуществляется
с помощью:
- создания
системы, позволяющей учесть интересы
кредиторов в целом и препятствующей
удовлетворению требований одних
кредиторов за счет других;
- введения
запретов на предъявление к
должнику иных требований, помимо
предъявляемых в порядке осуществления
процедур банкротства;
- создания
упорядоченной структуры приоритетов
удовлетворения требований кредиторов;
- введения
системы обязательных требований
к должнику по предоставлению
информации о кредиторах, суммах
задолженностей, размере и местоположении
имущества;
- ограничения
возможностей должника по распоряжению
имуществом и т.д.
Рассмотрим
основные меры, предназначенные
для защиты интересов кредиторов
при осуществлении процедур банкротства.
Прежде
всего, как уже отмечалось ранее,
важным положением, направленным
на упорядоченное и сбалансированное
удовлетворение требований кредиторов,
является то, что с момента
принятия арбитражным судом к
производству заявления о признании
должника банкротом кредиторы
не вправе обращаться к должнику
в целях удовлетворения своих
требований в индивидуальном порядке
- все действия в отношении должника от
имени кредиторов осуществляются собранием
кредиторов и комитетом кредиторов. Данное
положение обеспечивает невозможность
удовлетворения должником требований
одних кредиторов в ущерб требованиям
других, создает оптимальные условия для
получения всеми кредиторами максимально
возможного удовлетворения своих требований.
Следует
также отметить, что на защиту
интересов кредиторов в целом
направлены положения Закона
о банкротстве 2008 г. относительно
процессуальных требований на
предъявление к должнику имущественных
претензий. Так, имущественные требования
к должнику могут быть предъявлены
только с соблюдением порядка,
установленного Законом о банкротстве
2008 г.
При
этом по ходатайству кредитора
приостанавливается производство
по делам, связанным со взысканием
с должника денежных средств
и иного имущества должника, исполнение
исполнительных документов по
имущественным взысканиям, за исключением
документов, выданных на основании
судебных решений о взыскании
задолженности по заработной
плате, выплате вознаграждений по
авторским договорам, алиментов, а
также о возмещении вреда, причиненного
жизни и здоровью, морального
вреда, вступивших в законную
силу до момента принятия арбитражным
судом заявления о признании
должника банкротом.