Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.
Правотворчество является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Содержание

Введение………………………… …………………………...…………………. 2
Глава 1. Международные источники права социального обеспечения……….4
1.1.Общепризнанные принципы международного права в системе
источников права социального обеспечения РФ………………………..………4
1.2. Международные конвенции и рекомендации Международной организации труда как источники права социального обеспечения………....20
Глава 2. Законы как источники права социального обеспечения ………..…..26
2.1. Конституция РФ как основополагающий источник права социального обеспечения…………………………….………………………………………...26
2.2. Законы в системе источников права социального обеспечения……..…..34
Глава 3. Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения……………………………………………………………………... 52
3.1.Подзаконные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения……………………………………………………….52
3.2.Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники права социального обеспечения………..…. 62
Заключение……………………………………………………………………….69
Список литературы………………………………………………………..……..71

Вложенные файлы: 11 файлов

введение.docx

— 12.93 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

гл.3.docx

— 31.37 Кб (Скачать файл)

В противоположность им распоряжения Правительства РФ, не обладая качествами нормативности и общеобязательности и будучи изданными по конкретному  случаю, в отношении конкретных органов  или лиц и рассчитанными на однократность применения, выступают  как индивидуальные акты и не являются источниками права. По своему характеру  и содержанию они выступают как  акты оперативного управления и, соответственно, как акты правоприменения.

Правительство РФ обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями, реализуя которые, оно принимает  соответствующие акты. В обобщенном виде наиболее важные из этих полномочий закреплены в Конституции РФ. В  более развернутом виде полномочия Правительства РФ представлены в Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации”. Они касаются фактически всех сфер жизни общества, в частности: обеспечение проведения в России единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан и др.

При рассмотрении юридической  природы постановлений Правительства  и характера их отношений с  законами и указами Президента некоторые  авторы акцентируют особое внимание на необходимости проведения более  четкого различия между принятием постановления Правительства “на основании” Конституции, законов и указов Президента, с одной стороны, и принятием их “во исполнение” данных нормативных правовых актов, с другой. Первое трактуется как недопущение противоречий между постановлениями Правительства, Конституцией, законами и указами Президента, а второе – как издание постановлений Правительства во исполнение предписаний, которые содержатся в текущих законах и указах.

Говоря о подзаконном  характере постановлений Правительства, следует обратить внимание на то, что  постановления Правительства –  это акты весьма значимого, относительно самостоятельного конституционного органа страны, роль которого нельзя преуменьшать.

При этом следует иметь  в виду прежде всего то, как справедливо констатируется в юридической литературе, что постановления Правительства РФ, равно как и его распоряжения выступают правообразующим фактором в сфере непосредственного регулирования правовых отношений, формирования и развития всего массива ведомственных актов в сфере жизни граждан.

Правовые акты Правительства  РФ составляют верхний слой пирамиды актов всех звеньев исполнительной власти, которые издают свои правовые акты в соответствии с решениями  федерального Правительства. Иерархичность  построения органов исполнительной власти предполагает, что федеральные  органы исполнительной власти, правительства  республик, главы администрации  других субъектов Федерации, нижестоящих  звеньев действуют на основе актов  Правительства РФ. Это вытекает из смысла п. 2 ст. 77 Конституции РФ о  единой системе исполнительной власти в Российской Федерации. На практике, однако, данное положение не всегда адекватно отражается в конституциях и уставах субъектов Федерации  и в деятельности их исполнительных органов.

Ни один закон в праве социального обеспечения не может эффективно применяться, если в его развитие не будет принято соответствующее постановление Правительства, которое, как правило, предусматривает правовой механизм реализации закрепленных в законах социальных прав граждан. Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов о пенсионном обеспечении, об обеспечении граждан пособиями либо устанавливают дополнительные меры социальной защиты для определенных слоев населения, в связи с чем и выступают в качестве источников права социального обеспечения.

Здравоохранение является важной составной частью социальной политики. Медико-социальная помощь рассматривается  как один из основных механизмов реализации на практике государственной политики в области социальной защиты и  поддержки населения. В современных  условиях особое значение приобретают  обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям  в здравоохранении, поэтапное повышение  доли средств, направляемых на финансирование отрасли за счет роста страховых  взносов на обязательное медицинское  страхование юридических и физических лиц, и др.

К числу наиболее распространенных недостатков регионального законодательства о здравоохранении следует отнести  нередко полное дублирование положений  соответствующего федерального закона, отсутствие новых, оригинальных региональных норм, боязнь принимать законы, не имеющие  аналогов на общефедеральном уровне, невысокое качество понятийного  аппарата и иные.

Особую группу составляют законы в сфере социальной защиты субъектов медицинских отношений, определяющие особенности экономической политики по отношению к медицинским учреждениям. Однако в субъектах Федерации такое нормотворчество не получило широкого распространения.

По времени принятия законы субъектов Федерации можно классифицировать на: акты, принятые до появления соответствующего федерального закона, и акты, принятые после вступления в силу соответствующего федерального закона. Как показывает анализ, акты второй группы более унифицированы и в большинстве случаев оригинальных норм почти не содержат. В то же время акты первой группы, отличающиеся некоторыми особенностями в регулировании вопросов здравоохранения, в ряде случаев нуждаются во внесении в них изменений.

 

3.2. Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники права социального обеспечения

Министерство социальной политики Нижегородской области  было образовано в 2007 году, когда вступил  в действие Закон Нижегородской  области № 129-З "О Правительстве  Нижегородской области".

Министерство,  в соответствии с федеральным и региональным законодательством, осуществляет социальные выплаты, предоставляет социальные услуги, оказывает помощь в решении  жилищных проблем.

Более 1млн. 468 тысяч 314 человек  в Нижегородской области пользуются мерами социальной поддержки.  На территории региона действуют 83 вида социальных выплат: 65 – областных и 18 –федеральных.

В введении министерства находятся стационарные и нестационарные учреждения: управления социальной защиты населения, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, дома-интернаты для пожилых людей, психоневрологические интернаты, санаторно-реабилитационные центры.

Непосредственно при участи министерства реализуется несколько  десятков областных целевых программ, в том числе: «Старшее поколение», «Формирование доступной среды  жизнедеятельности для инвалидов  в Нижегородской области», «Нижегородская семья», «Под защитой семьи», «Бесстрашное детство», «Оказание содействия добровольному  переселению в РФ (Нижегородскую  область) соотечественников, проживающих  за рубежом».

В Нижегородской области  введено звание: ветеран труда  регионального уровня, выделены в  отдельную категорию участники  ликвидации аварии на заводе Красное  Сормово, вступил в действие закон  о региональном материнском капитале (денежную помощь выплачивают уже  на рождение второго ребенка), в области  начала работать служба для маломобильных граждан «Социальное такси».

Основной базой законодательства Министерства социальной политики Нижегородской  области являются:

Федеральный закон Российской  Федерации от 10 декабря 1995 г. №  195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который  соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

 Закон от 05 мая 2005 г.  № 40-З «О государственном социальном  обслуживании населения», который  регулирует отношения в сфере  социального обслуживания отдельных категорий граждан на территории Нижегородской области и определяет правовую основу деятельности государственной системы социального обслуживания населения области.

Законодательство Нижегородской  области о социальном обслуживании основано на Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральном законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральном законе "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации", Федеральном  законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", других федеральных законах, иных нормативных  правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, других законов Нижегородской области и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Нижегородской области.

В государственную систему  социального обслуживания населения  Нижегородской области входят министерство труда и социальной защиты Нижегородской  области, органы социальной защиты и  государственные учреждения социального  обслуживания.

Министерство труда и  социальной защиты Нижегородской области  осуществляет: реализацию государственной социальной политики в сфере социального обслуживания населения Нижегородской области; правовое, организационно-методическое и материально-техническое обеспечение деятельности государственных учреждений социального обслуживания; координацию деятельности органов социальной защиты и государственных учреждений социального обслуживания; назначение руководителей органов социальной защиты и государственных учреждений социального обслуживания по представлению глав местного самоуправления; контроль за обеспечением доступности социальных услуг, их соответствием государственным стандартам социального обслуживания.

Органы социальной защиты: организуют работу государственных учреждений социального обслуживания по реализации прав граждан на социальные услуги; обеспечивают развитие форм и видов социального обслуживания с учетом потребностей населения; осуществляют контроль за текущей деятельностью государственных учреждений социального обслуживания.

Государственные учреждения социального обслуживания: осуществляют практическую деятельность по предоставлению через свои структурные подразделения, а также на основе договоров с организациями различных форм собственности социальных, бытовых, социально-медицинских, социально-реабилитационных, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании; занимаются выявлением отдельных категорий граждан и семей, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг; осуществляют социально-трудовую реабилитацию граждан в лечебно-трудовых мастерских, подсобных хозяйствах, находящихся в ведении учреждений, в соответствии с законодательством о труде и охране труда Российской Федерации; осуществляют развитие форм и видов социального обслуживания, дополнительных социальных услуг с учетом потребностей населения и состояния социальной инфраструктуры; участвуют в реализации областных и местных программ по социальной защите населения.

Государственными учреждениями социального обслуживания являются:

учреждения социального  обслуживания населения - комплексные  центры социального обслуживания населения; учреждения социального обслуживания семей с детьми; учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; специализированные учреждения социального обслуживания населения; иные государственные учреждения социального обслуживания, учреждаемые министерством труда и социальной защиты Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области.

Для обеспечения социального  обслуживания населения Министерство социальной политики так же использует следующие нормативно-правовые акты:

Административный регламент "Контроль соответствия качества фактически предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания семьи и детей Нижегородской  области бюджетных услуг стандартам качества бюджетных услуг". Данный регламент утвержден в целях оптимизации деятельности министерства социальной политики Нижегородской области и его территориальных органов

Постановление Правительства  Нижегородской области №110 от 07.04.2006 "О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов", в котором перечислены гарантированные социальные услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания Нижегородской области.

Постановление Правительства  Нижегородской области №118 от 11.04.2006 "Об утверждении норм обеспечения воспитанников государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области". Данное постановление утверждено в целях сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности воспитанников государственных учреждений социального обслуживания Нижегородской области: социальных приютов для детей и подростков, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, отделений социальной реабилитации несовершеннолетних и отделений для детей и подростков с ограниченными возможностями в структуре учреждений других видов социального обслуживания, детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, детских домов-интернатов для глубоко умственно отсталых детей. Утверждает прилагаемые нормы обеспечения на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия (далее - нормы обеспечения) воспитанников государственных учреждений социального обслуживания Нижегородской области.

Заключение.docx

— 12.66 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

список литературы.docx

— 16.59 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

план к диплому.docx

— 11.18 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

содержание.docx

— 11.05 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

рецензия 1.doc

— 341.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения