Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.
Правотворчество является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Содержание

Введение………………………… …………………………...…………………. 2
Глава 1. Международные источники права социального обеспечения……….4
1.1.Общепризнанные принципы международного права в системе
источников права социального обеспечения РФ………………………..………4
1.2. Международные конвенции и рекомендации Международной организации труда как источники права социального обеспечения………....20
Глава 2. Законы как источники права социального обеспечения ………..…..26
2.1. Конституция РФ как основополагающий источник права социального обеспечения…………………………….………………………………………...26
2.2. Законы в системе источников права социального обеспечения……..…..34
Глава 3. Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения……………………………………………………………………... 52
3.1.Подзаконные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения……………………………………………………….52
3.2.Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники права социального обеспечения………..…. 62
Заключение……………………………………………………………………….69
Список литературы………………………………………………………..……..71

Вложенные файлы: 11 файлов

введение.docx

— 12.93 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПОЛНЫЙ.docx

— 108.90 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого  общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического  устройства всегда есть люди, которые  в силу естественных, не зависящих  от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.

К числу таких людей  относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к  числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и  те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических  отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории  граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально  значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального  положения граждан по сравнению  с остальными членами общества.

В данной дипломной работе рассматриваются источники права социального обеспечения.

Термин "источник права" обычно имеет два значения.

Первое раскрывает причину  создания права. Государство выступает  в основном правообразующей силой" закрепляющей в праве волю и интересы народа.

Второе значение понятия  источника права характеризует  его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой  деятельности.

Правотворчество рассматривается  как вид деятельности государства  по установлению юридических норм или  признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов  экономического развития общества.

Правотворчество является источником права в материальном смысле.

Из общей теории права  мы знаем, что под источниками  права понимаются внешние формы  выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой  воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Для российского права  характерно то, что основными его  источниками являются нормативные  правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения.

В настоящее время это  происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения бурно обновляется. Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются или изменяются дополняются либо принимают ся новые, более прогрессивные, соответствующие рыночный отношениям.


 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1.Общепризнанные принципы международного права в системе источников права социального обеспечения РФ

Одной из характерных черт современного развития российского  права считается возрастающая роль и влияние международного права  на внутригосударственное право, правовую систему страны. Это явление имеет  характер встречных процессов, в  результате которых происходят взаимообогащение, взаимопроникновение и определенная трансформация международного и  национального права. Осуществление  функций международного права возможно, лишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит от взаимодействия с международным правом. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую закономерность – углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом.

Решить глобальные проблемы, от которых зависит выживание  человечества, государства могут лишь объединив свои усилия, сплотившись в единое цивилизованное демократическое сообщество. Международные правовые нормы выполняют роль ориентира (стандарта) для национального права по соблюдению прав человека законодательными и правоприменительными органами. Реализуемые через национальное законодательство, они призваны способствовать усилению гарантий социальной защищенности всех категорий населения.

Ученые различных отраслей права уделяют пристальное внимание исследованию вопроса о роли и  месте общепризнанных принципов, норм международного права, международных  договоров в правовой системе России.

Согласно Конституции  РФ (ч. 4 ст. 15)[1] составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Кроме того, в ряде статей Конституции РФ указывается на необходимость руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 7, ч. 1 ст. 55 и др.). Но в Конституции РФ не содержится определения общепризнанных принципов и норм международного права, не уточняется их место в правовой системе, что порождает определенные трудности в разрешении возникающих проблем, включая сферу социально-обеспечительных отношений.

Россия входит в мировое  сообщество, является членом Организации  Объединенных Наций, иных международных  организаций, в том числе Международной  Организации Труда (МОТ). Она входит в Совет Европы (СЕ), Содружество  Независимых Государств (СНГ), в которых  находят свое проявление общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.

Особое стремление к определенности в вопросах обеспечения более  тесной связи внутригосударственного российского законодательства с  международным правом, установление четкого порядка имплементации  принципов и норм международного права в российское законодательство демонстрирует судебная власть, решающая споры по существу.

Законодательство России часто использует словосочетание “общепризнанные  принципы и нормы международного права”.

Однако, несмотря на частое употребление данного термина, ни один международный акт, ни один внутригосударственный  источник права его не раскрывает. Доктрина международного права также  не дает однозначного ответа, что включает в себя данное понятие. Представляется, что необходимость его четкого  определения вытекает, прежде всего, из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Нельзя не согласиться с Ю.С. Ромашевым [28], подчеркивающим, что “важную регулирующую роль в межгосударственных отношениях играют общепризнанные нормы международного права. В связи с этим задача определения условий, при которых международно-правовые нормы приобретают статус “общепризнанных”, имеет как теоретическую, так и практическую значимость”.

В научной литературе по данной проблеме весьма широко представлены разные точки зрения специалистов различных отраслей права.

Так, С.В. Черниченко [30] отмечает, что “принципы международного права – общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера”. В свою очередь, рассматривая термин “общепризнанные нормы международного права”, автор подчеркивает, что общепризнанные нормы считаются таковыми потому, что практически все члены межгосударственного сообщества прямо или косвенно согласились считать их для себя обязательными. Нормы образуют своеобразный каркас международного права.

И.И. Лукашук [32], осуществляя классификацию норм международного права, обращает внимание на универсальные нормы. Автор под универсальными нормами понимает нормы “общего международного права, обязательные для всех его субъектов. Существование таких норм, а также их значение подчеркиваются в универсальных международных актах. В таких актах и в национальном законодательстве они обычно именуются общепризнанными нормами международного права”.

Е.Т. Усенко [33], сравнивая международно-правовые и национально-правовые принципы, подчеркивает, что принципы международного права – “это, прежде всего, его основные, наиболее общие нормы, которые вместе с тем выражают идеи, лежащие в основе всей системы международного права”.

Коллектив авторов курса  международного права в 7 томах дает понятие “основные принципы международного права”, под которыми понимаются “исторически обусловленные основополагающие общепринятые нормы, выражающие главное содержание международного права, его характерные  черты и обладающие высшей, императивной юридической силой. Принципы являются основополагающими нормами международного права. Важная особенность механизма действия основных принципов заключается в том, что возникающие из них обязательства носят всеобщий характер. Это дает каждому государству право и возлагает на него обязанность принимать меры, направленные против нарушения принципов, даже в случаях, если интересы этого государства непосредственно нарушением не затрагиваются”.

Коллектив авторов учебника “Международное право” под редакцией  Ю.М. Колосова и Э.С. Кривчиковой [34] не использует термин “общепризнанные принципы и нормы международного права”. Но при классификации международно-правовых норм упоминают термин “универсальные нормы”, которые “регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право”, а также “основные принципы международного права”, под которыми понимаются “концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни”. Основные принципы международного права обладают, с точки зрения авторов, следующими важными характеристиками: универсальность; общепризнанность; основные принципы – принципы juscogens.

Иные специалисты отождествляют  понятия “основные принципы международного права” и “общепризнанные принципы международного права”. Они, в частности, подчеркивают, что общепризнанные принципы международного права обладают не только юридическим, но и политическим, моральным  авторитетом. Принципы являются универсальными, т.е. общеобязательными нормами; данные принципы относятся к императивным нормам.

Авторы учебника “Международное право” под редакцией Г.В. Игнатенко  и О.И. Тиунова [35] дают понятие “универсальная норма международного права”, под которой понимается норма, регулирующая отношения, объект которых представляет всеобщий интерес и признанные подавляющим большинством или всеми государствами”. Принципы международного права авторы наделяют следующими характеристиками: принципы – это наиболее важные, коренные нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы; принципы международного права являются наиболее общими нормами; принципы являются общепризнанными нормами, обязательными для всех государств; принципы – это императивные нормы juscogens, обладающие высшей юридической силой; принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств в различных сферах; принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер.

По мнению Б.Л. Зимненко [36], при формулировании понятий “общепризнанный принцип международного права” и “общепризнанная норма международного права” следует, согласившись с большинством представителей отечественной доктрины международного права, исходить из той предпосылки, что понятие “общепризнанная норма” обладает родовым характером, а “общепризнанный принцип” – видовым.

Разделяя данный вывод, необходимо отметить, что обращает на себя внимание необоснованное разнообразие используемых правовой наукой терминов для обозначения  однородного правового явления, а именно: “принципы международного права”, “общие принципы международного права”, “отраслевые принципы международного права”, “общепризнанные принципы международного права”, “основные  принципы международного права”, “общепризнанные  нормы”, “императивные нормы”, “универсальные нормы”, “общие нормы” и др. Кроме  того, большинство авторов раскрывают понятие “общепризнанные принципы” через категорию “общепризнанные нормы”, тогда возникает вопрос: если принципы – это нормы, то какой смысл выделять их в отдельную категорию в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ? Полагается, что между общепризнанными принципами и нормами не должно быть противопоставления, поскольку у них единое предназначение – это закрепление общечеловеческих ценностей, защита прав и свобод.

Б. Л. Зимненко полагает, что с учетом содержания ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, регулирующее межгосударственные отношения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом, обеспечиваемое принудительной силой государств(а) и (или) международной межправительственной организации. Данная точка зрения заслуживает внимания [36]. Можно сделать вывод, что общепризнанную норму международного права от иных норм международного права отличает то, что она признается всеми или почти всеми государствами, для нее характерны универсальность действия, всеобщая обязательная сила, определенный характер принятия: она создается, изменяется, отменяется международным сообществом в целом.

Верховный Суд РФ предпринял попытку истолковать рассматриваемые  правовые категории. Он признал под  общепризнанными принципами международного права основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые  и признаваемые международным сообществом  государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Заключение.docx

— 12.66 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

список литературы.docx

— 16.59 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

план к диплому.docx

— 11.18 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

содержание.docx

— 11.05 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

рецензия 1.doc

— 341.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения