Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование исключительных прав на средства индивидуализации в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1.Исследовать основные понятия объектов исключительных прав;
2.Осветить актуальные проблемы законодательного регулирования таких понятий как – коммерческие обозначения, доменные имена в сети Интернет;
3. Раскрыть механизмы правовой охраны и передачи исключительных прав,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг 6
Фирменное наименование 6
Товарный знак, знак обслуживания 15
Наименование мест происхождения товара 27
Коммерческое обозначение, торговая марка, брэнд, логотип 36
1.5 Доменное имя - средство индивидуализации компании или только адресное имя в сети Интернет? 44
Глава 2. Передача исключительных прав на средства индивидуализации 48
Формы передачи прав связанных с фирменным наименованием 48
Договоры о передаче прав на товарный знак, знак обслуживания 49
Договор коммерческой концессии как комплекс передачи исключительных прав 53
Глава 3. Защита исключительных прав на средства индивидуализации 60
3.1 Защита права на фирменное наименование 60
3.2. Защита прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товара 63
Заключение 70
Библиография 73

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

К обозначениям, которые  сопровождают товары, обладающие особыми  свойствами, присущими территории целой страны, могут быть отнесены такие, как "русский квас", "бразильский кофе", "болгарское розовое масло".

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона о товарных знаках наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта, к примеру, такие названия содержат обозначения: "голландские тюльпаны", "хохломская роспись", "цейлонский чай".       

Правовой феномен НМПТ состоит в том, что в самом понятии этого объекта содержится обязательный признак: наличие в обозначаемом товаре особых свойств. Условие наличия особых свойств – вопрос правовой. При регистрации наименования места происхождения наличие особых свойств становится вопросом экспертизы, и ведомство уполномочено их проверить. Эта особенность делает данный объект чрезвычайно ценным, поскольку товар, им сопровождаемый, является своего рода единственным, не имеющим себе равного. При этом свойства товара составляют постоянную характеристику. [2.37]

Последний признак понятия "НМПТ" определяемость (зависимость) особых свойств товара от природных условий и/или людских факторов (географической среды) географического объекта.

В одних случаях на формирование особых свойств товара воздействие оказывают только природные  факторы. Они формируют группу так  называемых в мировой практике естественных НМПТ. Эти наименования связаны с минералами, минеральными водами, сырьем, лекарственными травами и т.д. Например, "донецкий уголь", "армянский туф", "хисарская вода", "карельская береза", "уральский малахит",.

В других случаях особые свойства товаров определяются только людскими факторами, т.е. долголетним опытом и производственными традициями людей. Например, "шведская сталь", "эстонские рояли". Подобные НМПТ  могут быть неустойчивыми и при определенных условиях легко превращаются в видовые обозначения (одеколон, пражская ветчина, камамбер).

В подавляющем большинстве  случаев особые свойства товаров  обусловливаются одновременными действиями природных условий и людских  факторов. Причем специфические природные  условия служат решающей предпосылкой возникновения и утверждения особых производственных технологий, опыта и традиций. Именно они способствуют возникновению так называемых в мировой практике "классических" НМПТ. В данном случае функциональная зависимость проявляется двояко: с одной стороны - между свойствами товара и географической средой, а с другой - между производственными традициями и природными условиями.[2.36]

Так, характерные свойства чукотских резных изделий из кости  определяются производственными традициями, навыками, национальным колоритом резчиков, а также природными условиями, позволяющими им использовать для обработки изделий китовый ус, моржовый клык.

Известно, что не только от глины зависят замечательные  свойства дулевского фарфора. Решающее воздействие на них оказывают навыки, квалификация, технологический опыт, мастерство людей, передающих его из поколения в поколение.

"Классические" наименования  являются очень устойчивыми. Производство  товаров, обозначенных такими  наименованиями, нельзя перенести  из одного географического объекта в другой. [2.36]

Многие из обозначений, сопровождающих товары, первоначально  могли быть признаны наименованиями мест происхождения, но из-за пассивности  пользователей, не обеспечивших им надлежащую правовую охрану, и многократного  применения изготовителями из разных географических объектов они постепенно превратились в видовые обозначения и поэтому не могут быть зарегистрированы в качестве НМПТ. К примеру, утратили способность отождествлять товар с местом его действительного происхождения широко известные в прошлом обозначения: ярким примером таких обозначений является  - жигулевское пиво - самарские производители пива уже в течении длительного периода пытаются вернуть себе исключительное право использование этого НМПТ, но пока безуспешно. 
       Большое распространение в мире получила практика заключения международных (многосторонних и двусторонних) соглашений по охране наименований мест происхождения товара.

В числе многосторонних международно-правовых актов следует  назвать Парижскую конвенцию (статьи 1 (2), 9 и 10) и два соглашения, действующих на ее основе: Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах (1891 г.) и Лиссабонское соглашение об охране НМПТ и их международной регистрации (1958 г.).

На сегодняшний день Россия не заключила ни с одной  страной мира двустороннего соглашения по охране наименований мест происхождения  товаров. Это объясняется тем, что, как уже отмечалось, правовая охрана данного объекта промышленной собственности введена в нашей стране впервые и малый срок применения законодательства еще не позволил накопить необходимый опыт в этой области. [2.36]

Анализ специфики НМПТ как объекта промышленной собственности  свидетельствует о том, что наименование не может быть объектом исключительного права отдельных юридических или физических лиц в его классическом понимании (как, например, исключительное право на товарный знак). Другими словами, никто не может добиться монополии на использование какого-либо наименования места происхождения товара.

Таким образом, государство  предоставляет производителям товаров  право пользования наименованием  на основании его регистрации, и  это право носит коллективный характер.

Так же законом определен  круг так называемых вторичных субъектов, т.е. лиц, подающих заявки на право пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, такое право может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, находящемуся в том же географическом объекте и производящему товар с теми же свойствами.

Правовая охрана НМПТ в РФ возникает на основании его  регистрации  и действует бессрочно.

Для оформления прав на НМПТ в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам должна быть подана заявка на регистрацию и предоставление права пользования НМПТ или заявка на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара самостоятельно или через патентного поверенного [1.8]

Содержание заявки, порядок  ее подачи и процедура рассмотрения раскрыты в правилах утвержденных Роспатентом. [1.24]

Исходя из ст. 33 Закона экспертиза заявки осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и включает формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

По результатам экспертизы принимается решение о регистрации  или об отказе в регистрации НМПТ и о предоставлении права пользования  этим наименованием либо решение  о предоставлении или об отказе в  предоставлении права пользования уже зарегистрированным НМПТ.

Заявителю предоставлено  право обжаловать решения экспертизы в случаях, когда он с ними не согласен. [1.8]

Сведения о регистрации  НМПТ и о предоставлении права  пользования им вносятся в Государственный  реестр НМПТ Российской Федерации . [1.25]

Провозглашая бессрочность действия регистрации НМПТ (ст. 31), Закон  устанавливает срок – десять лет  в отношении действия свидетельства  на право пользования НМПТ (ст. 36), срок действия свидетельства может  быть продлен. [1.8]

В силу положений ст. 40 Закона обладатель свидетельства вправе вводить товар в гражданский оборот в самых разных формах: при продаже изделий и их хранении, выставлении для продажи и предложении к продаже, в рекламе и т. д.

В этой статье названы  действия, которые могут быть квалифицированы как незаконное использование НМПТ.

К ним относятся: применение НМПТ лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное  место происхождения товара или  использование наименования в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и т. п.

Кроме этого, незаконным считается использование сходного с НМПТ обозначения для любых  товаров, способного ввести потребителя  в заблуждение относительно места  происхождения и особых свойств  товара.

Из-за специфики объекта обладатель свидетельства не располагает правом на распоряжение им (уступки, предоставления лицензии). Это объясняется тем, что в личном качестве НМПТ обладателю свидетельства не принадлежит.

Зарегистрированное НМПТ и право на его использование могут быть защищены в административном и судебном порядке.

Правовая охрана НМПТ прекращается в связи с:

- исчезновением характерных  для данного географического  объекта условий и невозможностью  производства товара, обладающего  указанными в Реестре свойствами;

- утратой иностранными  юридическими или физическими  лицами права на данное НМПТ  в стране происхождения товара.

 Действие свидетельства  прекращается  в связи:

1. с утратой товаром  особых свойств, указанных в  Реестре в отношении данного  НМПТ;

2. с прекращением правовой охраны НМПТ;

3. в случае ликвидации юридического  лица - обладателя свидетельства;

3. на основании поданного в  федеральный орган исполнительной  власти по интеллектуальной собственности  заявления обладателя свидетельства. 

Правовая охрана наименования места происхождения товара и действие свидетельства прекращаются на основании решения Палаты по патентным спорам, федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также вступившего в законную силу решения суда. [1.26]

Организация контроля в  связи с обеспечением правовой охраны НМПТ имеет большое практическое значение. Речь идет о контроле за соблюдением  не просто качества, а установленных  особых свойств, обусловленных природными условиями и/или людскими факторами (географической средой). Другая проблема заключается в определении компетенции контрольного органа, в частности правомочия устанавливать меры ответственности пользователя.           

Использование НМПТ не является препятствием для обозначения продукции  конкретного изготовителя товарным знаком. Эти два вида обозначения могут сопровождать один и тот же товар, давая потребителю полную информацию о нем и его изготовителе. 
       Возможность возникновения конфликтов в связи с товарными знаками и НМПТ, выполняющими сходные функции, неизбежна, и можно предположить, что их число будет увеличиваться по мере роста числа зарегистрированных НМПТ, сопровождающих на рынке товары, обладающие особыми свойствами. 
       Как известно, в настоящее время фонд зарегистрированных товарных знаков в РФ составляет около 250 тыс., а подача заявок в последние годы достигала 40 – 50 тыс. На фоне приведенных показателей аналогичные данные по НМПТ могут показаться слишком незначительными. Так, всего на 1 октября 2003 г. на регистрацию и/или предоставление права пользования НМПТ поступила 361 заявка, зарегистрировано 68 наименований, выдано 115 свидетельств на право пользования данным объектом. 
       Вместе с тем нельзя не учитывать, что НМПТ – очень ценный и весьма редкий объект, поэтому большого числа заявок ожидать не приходится. Это соображение подтверждается статистикой регистрации на основе Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации, действующего в рамках Парижской конвенции. За более чем 35 лет существования этого Соглашения 19 стран-участниц поставили под охрану немногим более 850 наименований мест происхождения товаров. [2.37] 
       По мере роста числа регистраций НМПТ в РФ увеличивается также и число проблем, связанных с этим объектом и товарным знаком, требующих урегулирования. В частности, уже сегодня можно выделить следующие проблемы. 
- Регистрация в качестве товарных знаков наименований географических объектов может привести к коллизии с НМПТ, поскольку наличие охраняемого товарного знака не является препятствием для регистрации обозначения как НМПТ.      

Конфликт может также возникнуть в случае, если до подачи заявки на регистрацию товарного знака при проведении поиска в отношении зарегистрированных товарных знаков или поданных на них заявок потенциальный заявитель не охватит информацию, касающуюся зарегистрированных НМПТ.  
       Проблема реализации обладателем права на товарный знак правомочия распоряжения этим знаком в случае включения в него НМПТ в качестве неохраняемого элемента. Включая в товарный знак НМПТ, он лишает себя возможности уступить товарный знак или предоставлять лицензии на его использование (исключение передача возможна тем лицам, которые уже имеют право пользования этим НМПТ). 
       Рассмотренная выше ситуация позволяет сделать вывод о том, что не всегда целесообразно регистрировать в качестве товарного знака обозначение, содержащее НМПТ. Поэтому для того, чтобы иметь больше возможностей распоряжениям правами, то целесообразней получать соответствующие права на эти объекты раздельно, а затем одновременно использует их при маркировке соответствующих товаров. [2.37] 
      Хотелось бы затронуть еще одну проблему: ряд положений законодательства об охране интеллектуальной собственности не согласуется с положениями законодательства о стандартизации и сертификации и разработанными на их основе государственными стандартами. ГОСТы позволяют изготовителям, вне зависимости от нахождения, при соблюдении определенной ГОСТом технологии использовать наименования в отношении товаров, не обладающих особыми свойствами, определяемыми природными условиями и (или) людскими факторами географических объектов, наименования которых они используют. Так, в рамках ГОСТов выпускаются минеральные воды «Ессентуки», «Нарзан», сыры «Ярославский», «Углический», «Костромской» и т. д. Потребителей вводят в заблуждение относительно НМПТ  и его особых свойств, возникают конфликты между обладателями свидетельств на право пользования НМПТ и производителями, выпускающими товары на основе ГОСТов. В урегулирование данной проблемы на заседание Комитета по активизации введения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот Консультативного совета Роспатента состоявшемся в феврале 2005 года, было предложено, чтобы признание обозначения НМПТ осуществлялось бы не по решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а специальным нормативным актом, например, Указом Президента РФ или решением соответствующих органов исполнительной власти в зависимости от специфики выпускаемых товаров, характерных для обозначения.  [2.69]

В заключении хотелось бы отметить, что наименование места происхождения товара является весьма ценным нематериальным объектом или, как подчеркивают некоторые авторы национальным богатством.

Информация о работе Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей