Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование исключительных прав на средства индивидуализации в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1.Исследовать основные понятия объектов исключительных прав;
2.Осветить актуальные проблемы законодательного регулирования таких понятий как – коммерческие обозначения, доменные имена в сети Интернет;
3. Раскрыть механизмы правовой охраны и передачи исключительных прав,
Введение 3
Глава 1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг 6
Фирменное наименование 6
Товарный знак, знак обслуживания 15
Наименование мест происхождения товара 27
Коммерческое обозначение, торговая марка, брэнд, логотип 36
1.5 Доменное имя - средство индивидуализации компании или только адресное имя в сети Интернет? 44
Глава 2. Передача исключительных прав на средства индивидуализации 48
Формы передачи прав связанных с фирменным наименованием 48
Договоры о передаче прав на товарный знак, знак обслуживания 49
Договор коммерческой концессии как комплекс передачи исключительных прав 53
Глава 3. Защита исключительных прав на средства индивидуализации 60
3.1 Защита права на фирменное наименование 60
3.2. Защита прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товара 63
Заключение 70
Библиография 73
Договор об уступке товарного знака не регистрируется, если в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями и дополнениями) уступка может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. ( решение об отнесении к этой категории принимаются на основе четко регламентированных норм содержащихся в правилах)
Сведения о
В официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам публикуются следующие сведения: дата и номер регистрации договора; определение сторон договора; предмет договора; объем передаваемых прав.
Зарегистрированные в установленном порядке договоры вступают в силу с даты их регистрации.
Анализ лицензионных договоров, зарегистрированных в патентном ведомстве в течение нескольких последних лет, показал следующее. Растет, хотя и сравнительно медленно, число договоров, одной из сторон в которых выступает иностранный участник. Представляется, что это обстоятельство свидетельствует, с одной стороны, о заинтересованности зарубежных фирм в продвижении своих товаров и услуг на российский рынок, с другой, – об их определенной осторожности как в освоении рынка, так и в заключении лицензионных сделок. Наибольшую активность проявляют владельцы товарных знаков из США, Германии, Канады, Великобритании, Финляндии.
Содержание лицензионных договоров показывает, что, как правило, они заключаются в отношении всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак. В более 80% зарегистрированных договоров указан весь перечень товаров и услуг. По объему передаваемых прав примерно 3/4 договоров являются договорами неисключительной лицензии. А в большинстве исключительных лицензий лицензиату не предоставляется право на сублицензию.
Очень разнятся сроки договоров. Иногда они являются совсем краткосрочными (от трех до девяти месяцев), часто заключаются на один год. Наиболее распространенным является срок действия договора в пять лет. Необходимо отметить, что значительное число договоров, изначально зарегистрированных на короткий срок, впоследствии продлевается, но не более чем на три года.
Весьма характерны для России товары и услуги, в отношении которых заключаются лицензионные договоры. Большую часть (20%) составляют продукты питания, напитки (алкогольные и безалкогольные), табачные изделия; нефтепродукты – 17%; товары электротехнической промышленности, приборостроения – 11%; различного рода услуги – 7%; товары легкой промышленности – 8%.
Можно выделить наиболее активные фирмы-лицензиары: “Росалко”, “Лукойл”, “Красный Октябрь”, “Майский чай”, “Макдоналдс”, “Кока-Кола”, “Пепсико”, “Пицца-Хат”, “Баскин-Робинс”, “Компьютерленд”.
В заключение хотелось бы отметить, что лицензирование товарных знаков в России стремительно растет. В 1999 г. число зарегистрированных договоров возросло по сравнению с 1995 г. в 27 раз. Это обстоятельство позволяет надеяться, что несмотря на экономические, политические, организационные проблемы лицензирование товарных знаков будет развиваться. Вероятно, более широкое распространение получит и лицензирование фирменных наименований, принадлежащих как иностранным, так и российским правообладателям. [2.54]
2.3. Договор коммерческой
концессии как комплекс
Договор коммерческой концессии - новый для нашего гражданского права. Достаточно широкое распространение этого договора как в зарубежной, так и в отечественной предпринимательской практике привело к необходимости его прямого законодательного закрепления (которое пока отсутствует даже в некоторых развитых правопорядках) [2.29], что привело к закреплению положений о коммерческой концессии в гл.54 ГК РФ.
В литературе для определения подобного рода рыночных отношений используются термины "франчайзинг" и "франшиза". Система франчайзинговых отношений для России является новой, хотя перечень наиболее известных компаний, существующих на российском рынке благодаря коммерческой концессии, достаточно внушителен: Мак-доналдс, Пицца-хат, Кока-кола, Пепси-кола, Баскин Роббинс, Русское бистро, Ростикс, Патио-Пицца, T.J.I. Friday's и многие другие*(2). Появляются и российские компании - владельцы товарных знаков - такие как ЗАО "ТД "Перекресток", ЗАО "Седьмой Континент", ЗАО "ДИСКОНТцентр" (сеть магазинов "Дикси"), ЗАО "ПФК БИН", расширяющие свою торговую сеть с использованием франчайзинга. [2.43]
В настоящее время анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что современные цивилисты окончательно не определились к какому виду договора можно отнести договор коммерческой концессии.
Одни авторы утверждают, что считает, что данный вид договоров тесно связан с лицензионными договорами, уступки, аренды, доверительного управления, другие рассматривают в качестве комплексного (смешанного договора), третьи признают, договор коммерческой концессии как самостоятельных договор.
В каждой точке зрения без сомнения есть «рациональное зерно», так в самой структуре договоре можно обнаружить элементы и лицензионного договора (разрешение на использование объектов исключительных прав), и договора об оказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), и договора простого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общих предпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретение необходимой технической и деловой документации). Вместе с тем такой при более детальном сравнительном анализе отнесение договора коммерческой концессии к какому- то определенному виду договоров, считаю невозможным, в подтверждении приведу несколько примеров – наиболее наглядным представляется сравнение с представительством, комиссией, уступкой прав, арендой и авторским (лицензионным) договором:
-договор не содержит элементов представительства, комиссии или агентского договора, так как пользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и в своих интересах, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность
-Уступка прав - обычно означает передачу прав в том же объеме, в котором они существовали у кредитора (ст.384 ГК РФ). Уступка требований на срок действующим законодательством не предусмотрена. Одновременно коммерческая концессия изначально предполагает, что у правообладателя остается некоторый не передаваемый пользователю объем исключительных прав. Права, переданные пользователю, принадлежат ему только до тех пор, пока договор коммерческой концессии действует. По окончании договора эти права прекращаются, возвращая оставшиеся у правообладателя права в прежнее состояние.
-По договору аренды у арендатора возникает право пользования имуществом (абз.1 п.1 ст.607 ГК РФ). Коммерческая же концессия предполагает передачу права пользования исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, которые, как правило, не имеют вещественного характера (примером исключения может служить аренда предприятия)
- Наиболее сложно, пожалуй,
провести различие между
а) передаваемые по договору коммерческой концессии права используются только в процессе предпринимательской деятельности, тогда как авторский и лицензионный договоры подобного ограничения не содержат;
б) договор коммерческой концессии регистрируется в специальном порядке, тогда как авторские договоры вообще не подлежат регистрации, лицензионные же регистрируются патентным ведомством;
в) коммерческая концессия предполагает передачу комплекса исключительных прав, хотя можно передать и какое-то одно право.
Приведенные различия несущественны.
Это связано, очевидно, с тем, что
в легальном определении
Договор коммерческой концессии
предусматривает использование
комплекса исключительных прав, деловой
репутации и коммерческого
Сторонами в таком договоре могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Согласно ст.1028 ГК РФ договор коммерческой концессии должен быть заключен только в письменной форме, несоблюдение формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным. Договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, то регистрация договора осуществляется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем. В отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации. Договор коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, подлежит регистрации также в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.
Правообладатель обязан: передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав; выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке. Если договором не предусмотрено иное, правообладатель обязан: обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии; оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников; контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании данного договора.
Обязанности пользователя по договору коммерческой концессии определены в ст.1032 ГК РФ. С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем, он обязан: использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом; обеспечивать соответствие качества производимых им на основе такого договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем; соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в т.ч. указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав; оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя; не разглашать секреты производства правообладателя и иную полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию; предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором; информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии. [2.53]
В соответствии со ст.1037 ГК РФ каждая из сторон договора, заключенного без указания срока, вправе во всякое время отказаться от договора коммерческой концессии, уведомив об этом другую сторону за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок. Досрочное расторжение договора, заключенного с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежат регистрации в том же порядке, что и сам договор коммерческой концессии. В случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами договор прекращается. Договор коммерческой концессии прекращается и при объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом).
Договором коммерческой
концессии может быть предусмотрено
право пользователя разрешать другим
лицам использование предоставл
В договоре может быть
предусмотрена обязанность
Пользователь несет
субсидиарную ответственность за вред,
причиненный правообладателю
Итак, франчайзинг - очень
перспективная форма