Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование исключительных прав на средства индивидуализации в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1.Исследовать основные понятия объектов исключительных прав;
2.Осветить актуальные проблемы законодательного регулирования таких понятий как – коммерческие обозначения, доменные имена в сети Интернет;
3. Раскрыть механизмы правовой охраны и передачи исключительных прав,
Введение 3
Глава 1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг 6
Фирменное наименование 6
Товарный знак, знак обслуживания 15
Наименование мест происхождения товара 27
Коммерческое обозначение, торговая марка, брэнд, логотип 36
1.5 Доменное имя - средство индивидуализации компании или только адресное имя в сети Интернет? 44
Глава 2. Передача исключительных прав на средства индивидуализации 48
Формы передачи прав связанных с фирменным наименованием 48
Договоры о передаче прав на товарный знак, знак обслуживания 49
Договор коммерческой концессии как комплекс передачи исключительных прав 53
Глава 3. Защита исключительных прав на средства индивидуализации 60
3.1 Защита права на фирменное наименование 60
3.2. Защита прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товара 63
Заключение 70
Библиография 73
Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по своему правовому режиму. В частности, Закон РФ о товарных знаках не содержит ни одной нормы, которая распространяла бы свое действие только на товарные знаки или только на знаки обслуживания. Различие между ними проходит лишь по объекту маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами. Следует, так же, отметить, что статья 1 ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» фактически закрепляет «равенство» (понятия-близнецы) этих значений, поэтому в ходе дальнейшего исследования темы дипломной работы понятие товарный знак – будет охватывать и знаки обслуживания.
Правовой охрана товарного знака в Российской предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака - факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер. Наряду с этим, правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Это, в частности, относится к так называемым "общеизвестным товарным знакам", льготный режим охраны которых предусмотрен статьей 6-bis Парижской конвенции. [1.1]
Регистрация товарного
знака в стране происхождения
- обязательное условие,
Подача заявки на
регистрацию товарного знака
позволяет заявителю
Субъекты права на
товарный знак - это юридические
лица, а также физические лица, осуществляющие
предпринимательскую
Исключительное право
владельца товарного знака
Право на товарный знак является абсолютным. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Никто, кроме управомоченного лица, не может пользоваться знаком.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Товарный
знак может быть
Словесные товарные знаки - это оригинальные слова, названия, сочетания букв, цифр. Такие знаки составляют большинство товарных знаков, регистрируемых в зарубежных странах. Эти знаки наиболее успешно запоминаются, их легко распространять.
В высокоразвитых странах удельный вес словесных знаков достигает 70% от общего количества зарегистрированных знаков. В настоящее время во всем мире используется около 3-4 миллионов словесных товарных знаков; это примерно в 6 раз больше, чем полный объем лексики любого естественного языка.
В развитии словесных товарных знаков можно выделить ряд групп: имена великих людей, мифические герои, герои художественных произведений, названия драгоценных камней, знаки, взятые как производные из древних языков и др.
В настоящее время в связи с тем, что указанные выше и подобные им наименования оказались практически исчерпанными, все чаще встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова. Искусственно образованные слова (неологизмы) широко используются для обозначения новых веществ, препаратов, приборов и материалов. Иногда в качестве словесных товарных знаков регистрируются словосочетания, и даже короткие фразы (фраза «Маленькие компьютеры для больших людей» - ОАО «Концерн "Белый ветер"»).
При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение. [2.55]
Изобразительные знаки в отличие от словесных непременно должны быть построены по принципу художественной композиции.
Хотя эффективность изобразительных товарных знаков по сравнению со словесными оценивается ниже, в России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков. Успех изобразительных товарных знаков в большой степени определяется их простотой, броскостью и эффективностью с точки зрения рекламы, возможностью использования изображения на всевозможных материалах. [2.55]
Объемные товарные знаки представляют собой изображения товарного знака в трех измерениях - его длине, высоте и ширине.
Регистрация форм товаров
или упаковок в качестве товарных
знаков не очень популярна у нас
и в других странах. Так, на начало 2003 г. из
примерно 500 тыс. товарных знаков, зарегистрированных
в Великобритании, 2300 составляли объемные
товарные знаки, т.е. немногим более 0,4%.
Однако по количеству и сложности проблем,
возникающих в связи с регистрацией данной
разновидности товарных знаков, она занимает
одно из первых мест. Даже в тех странах,
где законодательство уделяет определенное
внимание подобным товарным знакам, возникает
множество проблем. Российское же законодательство
по существу игнорирует возникающие с
такой регистрацией проблемы.
Сложности, с которыми сталкивается владелец
товарного знака в виде формы или упаковки
товара, позволили одному из авторов, анализировавших
в литературе эти проблемы, заявить: «Это будет отважный владелец товарного
знака, кто начнет процесс о нарушении
прав на товарный знак, основываясь на
наличии регистрации формы товара». Однако потребность в существовании
такой категории товарных знаков очевидна
[2.48]
Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетания рисунка и слова (Например, на имя ОАО «Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь"» зарегистрирована в качестве комбинированного товарного знака красочная этикетка, служащая оберткой для конфет «Мишка косолапый»), рисунка и букв, рисунка и цифр, слов и цифр и т.п. Нередко указанные сочетания несут в себе смысловую нагрузку, а используемые элементы взаимно дополняют и поясняют.
Вопрос об охраноспособности цвета в настоящее время широко обсуждается за рубежом в связи с делом швейцарской фирмы «Kraft Jakobs Suchard», предпринявшей попытку зарегистрировать на свое имя в качестве товарного знака фиолетовый цвет для упаковки шоколада. [2.65 C.612]
Закон о товарных знаках России дает возможность регистрировать в качестве товарных знаков "другие обозначения". Указанная формулировка имеет в виду так называемые "особые или экзотические" знаки, к которым мировая практика относит обозначения, представленные в самых необычных формах и выражениях. Это - световые, звуковые, обонятельные, движущие и другие обозначения. Из них на практике некоторое распространение получили звуковые обозначения (сигналы, шумы, крики, позывные, мелодии, характерные для той, или иной передачи или программы и др., используемые как заставки к радио- и телепередачам).
Проблема нетрадиционных видов знаков и, в частности, звуковых знаков, состоит в том, что подобные нетрадиционные (неграфические по сути) обозначения, если Патентное ведомство будет их принимать в составе заявок и размещать в свидетельствах на товарные знаки, в нормальном виде так, как они функционируют (например, в виде фонограммы музыкальной фразы), то возникнет проблема хранения источников информации о нетрадиционных знаках (например, аудиокассет) и проблема прикрепления таких изображений к выдаваемому свидетельству. [2.42]
Наряду с подразделением товарных знаков по форме их выражения они делятся и по иным основаниям:
в зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком:
- индивидуальные это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.
- коллективные товарные знаки – из самого названия очевидно, что такой знак предназначен для коллективного использования. Применительно к этим знакам субъектом выступает объединение нескольких лиц, создание которого не противоречит законодательству Российской Федерации. При этом участники объединения должны заниматься выпуском однородной продукции, которая к тому же обладает одинаковыми свойствами и качеством. Наличие таких общих характеристик отражается в уставе коллективного знака, который содержит также сведения о всех предприятиях, входящих в состав объединения, условие (обязательство) о необходимости постоянного соответствия товара, маркируемого коллективным знаком, вышеуказанным общим характеристикам. Устав содержит и другие сведения.
По степени известности
В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности.
Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров. Правовая охрана общеизвестных товарных знаков регулируется гл. 2.1 ФЗ «О товарных знаках…», а так же рядом нормативных актов принятых Роспатентом в исполнение федерального закона, такие как Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, [1.20], рекомендации по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации [1.19]
Как и в любой другой стране, в России не всегда и не все обозначения, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков, получают правовую охрану. Закон определяет перечень оснований, препятствующих их регистрации. Как известно, Закон различает абсолютные и иные основания для отказа в регистрации. [2.58]
«Абсолютные» основания для отказа без сопоставления с другими объектами прав третьих лиц позволяют оценить существо (так называемую «внутреннюю ценность») заявленного на регистрацию обозначения, его способность выполнять функции товарного знака, и, в первую очередь, основную – индивидуализирующую функцию.
«Относительные» основания для отказа должны дать ответ на вопрос: не будет
ли заявленное обозначение в случае его
регистрации в качестве товарного знака
нарушать права третьих лиц на другие
объекты, в том числе на зарегистрированные
товарные знаки? В этом случае оценка обозначения
осуществляется на основании сопоставления
с другими объектами прав третьих лиц.
Разделение оснований для отказа в регистрации
товарного знака базируется на ст. 6 quinquies
Парижской конвенции по охране промышленной
собственности, в которой рассматриваемые
основания сосредоточены в п. В.1 и В.3. [1.9]
Основания, включенные в п. В.1, позволяют
отказывать в регистрации товарного знака
в случаях, «если знаки могут затронуть права, приобретенные
третьими лицами в стране, где испрашивается
охрана». Основания, указанные в п. В.3, дают возможность
отклонять при регистрации знаки, «... если они могут ввести в заблуждение
общественность» [2.38]
Абсолютные основания для отказа в регистрации:
К этой группе могут быть отнесены:
(В то же время
необходимо учитывать, что
- вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида. Так, Таллиннский таксомоторный парк в свое время представил для регистрации в качестве товарного знака шахматную линию, обычно применяемую на такси - естественно, в регистрации было отказано, так как данный знак уже давно вошел во всеобщее употребление для обозначения такого рода услуг. [2.35]
- являющихся общепринятыми символами и терминами.
- указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.
-так же содержится запрет на регистрацию товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги, эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения.
- ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя - обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности (на практике, чтобы отнести обозначении к этой группе необходимо тщательным образом все оценить, например конфеты «Коркунов» весь имиджевый комплекс был направлен на создание так скажем престижного продукта с богатыми традициями, утонченным вкусом и гарантированно высоким качеством, стилизации продукта под дореволюционный, на самом деле фабрика построена в сентябре 1999года, можно сделать вывод, что вообщем-то введены в заблуждение полагая, что этот брэнд возрождает известную дореволюционную марку. Тем не менее существование такого брэнда как "Коркунов" не противоречит нормам о регистрации товарных знаков, поскольку он не вводит потребителя в заблуждение относительно существенных характеристик товара и имени его изготовителя.) [2.35]
- обозначения охраняемые
в силу международных