Конституция как основной закон Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы, изучить общие понятия Конституции, структуру, основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате чего, должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации конституционно-правовой базы, во имя интересов гражданина, народа и страны.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
• Понятие Конституции РФ и её развитие;
• Правовые особенности Конституции РФ;
• Основные понятия Конституции Российской Федерации

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. История развития Конституции Российской Федерации………………………..…..……5
1.1. Этапы развития Конституции Российской Федерации……………………..…..……5
1.2. Конституция Российской Федерации 1993 года.…………………………….……….10
2. Правовые особенности Конституции Российской Федерации……………………….…18
2.1 Понятие и юридические свойства Конституции….………………………….................18
2.2 Сущность Конституции…………………………………………………………...….…35
2.3 Структура Конституции………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………….48
Список использованной литературы………………………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 91.73 Кб (Скачать файл)

   Законодателю следует  ориентироваться не на мировые  стандарты, не на заимствование,  а на поиски модели, пусть менее  совершенной, но зато соответствующей  условиям национальной жизни  и потому работающей и способной  вывести страну из кризиса,  в котором она пребывает не одно десятилетие. Без творческого приспособления мирового опыта Конституция РФ остается политической декларацией, а не основополагающим источником действующего права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Правовые особенности  Конституции Российской Федерации 

 

2.1 Понятие и юридические  свойства Конституции

 

   Конституция закрепляет весь государственно-правовой уклад страны. Это такой закон, который определяет наиболее характерные черты, особенности, свойства и другие важнейшие характеристики государства и права, присущие конкретному государству.

   Важно в первую очередь дать определение Конституции. Существует множество определений конституции, каждое из которых имеет право на жизнь. Разница между этими определениями, как отмечает Чудаков М.Ф., кроется в том, что на те или иные модели определения будут оказывать влияние социально-экономическое состояние государства, национальные факторы.27 Например, англосаксонская модель и видение конституции - это одно, а европейское - нечто другое, азиатский подход – третье. Поэтому определение понятия «Конституции» даваемое тем или иным ученым во многом зависит от того, в какой стране он живет, какая там правовая система, традиции и т.д. Также большинство авторов отмечают, что определение конституции зависит еще и от исторического этапа: разным будет понимание, сформулированное  в ХIХ веке или в XXI веке, но в любом определении конституции будет набор обязательных слов. Есть обязательные признаки, без которых конституцию определять невозможно.28 Проанализируем несколько понятий Конституции. Немецкий ученый Г.Еллинек определял конституцию как совокупность правоположений,  определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.29 В науке английского конституционного права можно                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  встретить следующее понятие: «Конституция – это собрание принципов, в соответствии с которыми регламентируется деятельность органов власти, права управляемых и отношения между ними».30 Американская научная школа определяет  конституцию как документ, устанавливающий пределы активности органов власти, предписывающий границы их полномочий и определяющий свободы граждан. На формулировки этих понятий оказало влияние отношение общества к Конституции и определение ее значения в той или иной стране. Немецкое определение включает в себя необходимый набор признаков, отличающих конституцию от каких-либо других законов. С.Ф.Стронг определяет конституцию не как собрание норм, а как собрание принципов, что объясняется действием в Великобритании «неписанной конституции». В американском подходе к понятию Конституции проводится мысль, что государство ничего не должно давать своему гражданину, а должно лишь регулировать отношения между гражданами, и чем меньше оно вмешивается в их жизнь, тем лучше. Таким образом, смысловая нагрузка словосочетания «документ, устанавливающий пределы активности органов власти» несет в себе следующее: конституция как определенный правовой документ ограничивает власть, предписывает ей пребывать в определенных рамках.

   В учебной литературе современного периода можно также встретить различные определения Конституции. Наиболее распространено такое лаконичное понятие, что Конституция –  это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) "конституция" означает "установление", "устройство". 31

   Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.

   Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы -- основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

   Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы). Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.32

   Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции законодатель придаёт статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.33

   Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.

   Причем, важно подчеркнуть,  что оно не может и не  должно "развивать" или дополнять  конституцию. Соответствуя Основному  закону государства, текущее законодательство  наполняет его положения конкретным  содержанием. При этом конституционные  нормы сохраняют свою определенность  и высшую юридическую силу  по отношению к нормам текущего  законодательства.

   Во-первых, в силу  абстрактного содержания ее положений  она не подвержена постоянным  изменениям, во-вторых, жесткая процедура  по внесению в нее изменений  и дополнений служит гарантом  ее жизнеспособности и долговечности.34 Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

  Конституция является  уникальным учредительным правовым  актом, юридически закрепляющим  суверенитет, независимость и  верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой  становления и развития гражданского  общества, закрепляет основные права,  свободы и обязанности человека  и гражданина, форму государственного  устройства, систему институтов  государственной власти и местного  самоуправления. Конституция обеспечивает  стабильность конституционного  строя, создаёт баланс институтов  государственной власти (Конституция  РФ).

   Конституция РФ - важнейший  юридический, политический и идеологический  нормативный правовой акт, занимающий  особое место в правовой системе  российского демократического государства.

   Конституция РФ - это  единый, обладающий особыми юридическими  свойствами нормативно - правовой  акт, посредством которого народ  учреждает основные принципы  устройства общества и государства,  определяет субъекта государственной  власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.35

   Юридические свойства  конституции - это правовые признаки  ее как основного закона государства. 

  К юридическим свойствам Конституции относятся:

   · учредительный  характер,

   · легитимность,

   · верховенство,

   · стабильность,

   · прямое действие,

  · база текущего  законодательства,

   · реальность,

   · программность.36

   Учредительный характер  Конституции проявляется в том,  что ее нормы закрепляют основы  государственного и общественного  устройства, учреждают важнейшие  государственные институты, через  которые реализуется государственная  власть, принципы их создания  и деятельности. Кроме того, конституционные  нормы устанавливают порядок  создания всех действующих в  государстве правовых норм их  иерархию в правовой системе.

   Легитимность Конституции  РФ состоит в том, что она  принимается народом (путем референдума)  или от имени народа (представительным  органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

   Конституцию РФ, принятую  всенародным голосование 12 декабря  1993 г. можно назвать легитимной  «с определенной долей условности».  Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших  участие в голосовании, что  составляет 31% всех зарегистрированных  избирателей.

   В Конституции  Российской Федерации 1993 года  впервые в истории страны получил  закрепление принцип верховенства.37 Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

   Верховенство Конституции  РФ приобретает дополнительное  значение в условиях федеративного  государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют  свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и  принимаемые субъектами другие  нормативно-правовые акты не должны  противоречить федеральной Конституции  (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

   Юридическое верховенство  конституций обычно подчеркивается  в них самих. Так, согласно  ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция  Российской Федерации имеет высшую  юридическую силу, прямое действие  и применяется на всей территории  Российской Федерации. Законы  и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не  должны противоречить Конституции  Российской Федерации" (Конституция  РФ  ст.15). Строгое и точное соблюдение  Конституции -- это наивысшая норма  поведения для всех граждан,  всех общественных объединений,  всех государственных органов.

   Таким образом,  высшая юридическая сила Конституции  характеризует ее место в иерархии  нормативных правовых актов, действующих  в российской Федерации.

   Стабильность Конституции  - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы  и организации государственной  власти, определенности отношений  между личностью и государством. Стабильность Конституции зависит  от многих факторов (например, от  расклада социально-политических  сил, действующих на политической  арене страны, от уровня политической  и правовой культуры граждан,  от совершенства положений самой  Конституции и др.). Гарантией  стабильности Конституции РФ  служит жесткий порядок ее  пересмотра и внесения конституционных  поправок.

   Конституция РФ  имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции  РФ). Это означает, что нормы Конституции  РФ являются непосредственно  действующими, то есть для их  осуществления не требуется в  качестве обязательного условия  принятия дополнительных, конкретизирующих  отраслевых правовых норм. Вместе  с тем многие нормы Конституции  РФ, в силу высокого уровня  обобщенности правового регулирования,  нуждаются в дополнительной регламентации  путем принятия актов текущего  законодательства.38

   Напомним еще раз то, что записано в самой Конституции. Согласно ст. 15 она имеет прямое действие. Дискуссия о том, в чем выражается прямое действие конституции, каков механизм реализации конституции, ведется давно, литература на этот счет обширна*(233).

   По нашему мнению, можно говорить о нескольких аспектах прямого действия Конституции РФ.

   Во-первых, своими нормами она закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или должен существовать в нашей стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статуса личности. Не будет преувеличением сказать, что если на этапе появления Конституции к ней предъявляется требование соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к этим общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции. На каком-то этапе могут возникнуть идеи новых общественных отношений. Но пока нет новой Конституции, всегда существует проблема соответствия складывающихся общественных отношений действующей Конституции. Т.е., как видим, здесь правило прямого действия состоит не в обращении к каждой отдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую, экономическую и социальную структуры жизни в обществе и государстве.

   Во-вторых, Конституции РФ отнюдь не должно быть чуждо правило прямого действия отдельных ее конкретных положений как основы не вообще строя, системы, а определенных видов общественных отношений. Иначе говоря, от глобальности прямого действия Конституции надо перебросить мост к ее способности формально-правового регулирования общественных отношений. Таким образом, в конституционном регулировании могут быть заложены начала общего и особенного. В этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта (закона) должно стать естественной частью нашего юридического бытия. Если Конституция говорит о том, что Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, спрашивается, что еще требуется? Это и есть прямое регулирование, причем никем не оспариваемое и применяемое практикой.

Информация о работе Конституция как основной закон Российской Федерации