Итак, "сущность
конституции" – многоплановая
категория, имеющая различные
аспекты и состоящая из ряда
"модулей". Выступая универсальной
объективной характеристикой конституции,
она не остается неизменной, а,
напротив, претерпевает значительные
изменения, обусловленные развитием
социальной и интернациональной
структуры общества и его местом
в международном сообществе, и
поэтому для правильной оценки
содержания этой категории в
современных условиях необходим
учет как национальных, так и
общецивилизационных ценностей
и интересов. На новом этапе
конституционного строительства
Конституция должна выражать
и закреплять интересы не какого-либо
класса, социального слоя, группы
или политической партии, а сочетание
и сбалансированное взаимодействие
экономических, политических, социальных
и культурных интересов, целей
и ценностей всех классов и
социальных слоев, наций и народностей
страны, граждан и государства,
а также сочетание и сбалансированное
взаимодействие внешнеполитических
интересов и целей Российской
Федерации с целями и интересами
других участников международного
общения с учетом общих для
всего международного сообщества
принципов и норм межгосударственных
отношений.54
2.3 Структура конституции
Каждая конституция
имеет свою структуру. Под
структурой конституции понимается
принятый в ней порядок, посредством
которого устанавливаются определенная
система группировки однородных конституционных
норм в разделы, главы и последовательность
их расположения.
В основе обобщения
конституционных норм в определенные
единые комплексы (разделы, главы)
лежит сходство предмета регулирования,
т.е. связанность норм характером
общественных отношений, на которые
они воздействуют.
Последовательность
расположения в конституции соответствующих
комплексов норм зависит от
нескольких факторов: учет взаимосвязи
этих норм с другими, первичность
и производность их друг от
друга, определенные концепции,
заложенные в конституции. Все
это очень важно для осмысления
ее структуры, учет которой
является непременным элементом
квалифицированной правоприменительной
деятельности.
Структура конституции в
России на разных этапах ее развития не
была постоянной. В структуре отражались
особенности господствующей идеологии,
зрелость той или иной сферы общественных
отношений, подготовленность их к правовому
воздействию, процессы совершенствования
юридической техники.
Значительное влияние
на структуру прежних конституций
России оказал факт пребывания РСФСР
в составе СССР в качестве союзной
республики, поскольку презюмировалось,
что структура республиканских
конституций должна почти полностью
воспроизводить структуру, принятую в
союзной. Такая установка особенно
ярко выражена в Конституции РСФСР
1937 г. и в Конституции РСФСР 1978
г., совпадавших по своей структуре
с соответствующими конституциями
СССР.
Для первых советских
конституций России было характерно
несовершенство их структуры
с юридической точки зрения. Группировка
норм, особенно в разделах об
общих положениях конституции,
не была в должной мере систематизирована
и логически объяснима. Сначала
вообще отсутствовал особый раздел
о правах граждан, затем он
был включен в Конституцию
1937 г. в качестве одной из
последних глав (гл. XI).
Только в Конституции
1978 г. раздел о правах и обязанностях
граждан был поставлен на второе
место, после раздела об основах
общественного строя и политики.
При разработке проекта Конституции
1993 г. предлагалось начать ее с раздела
о правах и свободах человека и
гражданина. В некоторых зарубежных
странах именно эти раздел или
глава открывают конституции. По
инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался
подобный вариант и у нас.
Конституция 1993 г.
не восприняла такую структуру,
что можно признать логичным,
ибо начинать Конституцию с
закрепления прав и свобод
человека без определения общих
основ устройства того общества,
членом которого человек является
и на которые его права и
свободы опираются, беспредметно.
Однако Конституция ни в коей
мере не отодвинула проблему
прав и свобод человека и
гражданина, закрепив уже в ст.
2 их признание высшей ценностью
в качестве одной из важнейших
основ конституционного строя
России.
По своей структуре
Конституция 1993 г. состоит из
преамбулы и двух разделов. Раздел
первый содержит собственно Конституцию
и включает девять глав. Они
называются:
1) Основы конституционного
строя;
2) Права и свободы человека
и гражданина;
3) Федеративное устройство;
4) Президент Российской
Федерации;
5) Федеральное Собрание;
6) Правительство Российской
Федерации;
7) Судебная власть;
8) Местное самоуправление;
9) Конституционные поправки
и пересмотр Конституции.
Раздел второй именуется
"Заключительные и переходные положения".55
Преамбула Конституции
РФ достаточно лаконична, но
емка по содержанию. Как известно,
преамбула Конституции РСФСР
1978 г. была намного обширнее, включала
краткий экскурс в историю
страны, характеристику ее достижений
в результате построения «развитого
социалистического общества» и
содержала много классовых идеологем,
включая прямое указание на то, что при
создании и принятии этой конституции
руководствовались идеями «научного коммунизма».
Преамбула Конституции РФ 1993 г. уходит
от всего этого и с позиций современных
реалий ведет речь только о том, чем руководствовался
многонациональный народ РФ при принятии
новой конституции. Эти мотивы: соединенность
общей судьбой на своей земле; утверждение
прав и свобод человека, гражданского
мира и согласия; сохранение исторически
сложившегося государственного единства;
соблюдение общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов;
память предков, передавших нам любовь
и уважение к Отечеству, веру в добро и
справедливость; возрождение суверенной
государственности Росши и утверждение
незыблемости ее демократической основы;
стремление обеспечить благополучие и
процветание Родины; ответственность
за свою Родину перед нынешним и будущими
поколениями; осознание себя частью мирового
сообщества. Как видим, здесь нет ни традиционного
в прошлом восхваления достигнутого, ни
засилия пролетарской идеологии, хотя
идеология гуманизма и демократизма, патриотизма
и интернационализма представлена весомо
и зримо. Хотелось бы также еще раз напомнить
в этой связи, что несмотря на то, что положения
преамбулы по традиции не имеют непосредственно
нормативно-правового характера, они тем
не менее имеют очень важное общеполитическое
и идеологическое значение. Нельзя их
недооценивать и в юридическом плане,
поскольку они играют исключительно важную
роль в понимании смысла всей Конституции
и ее отдельных глав и статей, в правильном
толковании и применении ее норм.56
Преамбула действующей
Конституции РФ 1993 г. гласит:
"Мы, многонациональный
народ РФ, соединенные общей судьбой
на своей земле, утверждая права
и свободы человека, гражданский
мир и согласие, сохраняя исторически
сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов
авноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь
и уважение к Отечеству, веру в добро и
справедливость, возрождая суверенную
государственность России и утверждая
незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание
России, исходя из ответственности за
свою Родину перед нынешним и будущими
поколениями, сознавая себя частью мирового
сообщества, принимаем Конституцию Российской
Федерации".
Несмотря на то,
что текст компактен, он также
имеет концептуально-идеологическую
нагрузку. Так, преамбула содержит
идею приоритета прав и свобод
человека. Она настраивает общество
на внутренний (гражданский) мир,
как бы призывая людей не
строить отношения на антагонистической
основе. Последовательно отражена
идея сохранения государственного
единства России, возрождения ее
суверенной государственности в
сочетании с равноправием и
самоопределением народов. Подчеркнута
направленность усилий народа
на то, чтобы обеспечить благополучие
и процветание России, думать
об ответственности за настоящее
и будущее и жить по правилам
мирового сообщества. Наличие такого
емкого содержания при небольшом
тексте - удача составителей Конституции.57
Глава 1 «Основы
конституционного строя» закрепляет
такие важнейшие, основополагающие
принципы и черты этого строя,
как народовластие (народный суверенитет),
демократизм, федерализм, правовой,
республиканский, социальный и
светский характер государства,
признание человека, его прав
и свобод высшей ценностью,
политический плюрализм, идеологическое
многообразие, свобода экономической
деятельности и многообразие
форм собственности.
Глава 2 «Права
и свободы человека и гражданина»
определяет основы политико-правового
статуса личности. Это — свобода
личности; естественная, от рождения
принадлежность человеку основных
прав и свобод, их неотчуждаемость;
соответствие статуса личности
в РФ стандартам, сложившимся
в мировом сообществе; сочетание
личных, индивидуальных интересов
с интересами других лиц, общества
и государства; всеобщность основных
прав, свобод и обязанностей; принцип равноправия
граждан, т.е. их юридического равенства
(равенства в правах и обязанностях), в
том числе и равенство всех перед законом
и судом, равноправия мужчины и женщины;
принцип непосредственного действия прав
и свобод человека и гражданина, соответствия
конституционным основам статуса личности
его закрепления в текущем законодательстве
и практической реализации; гарантированность
прав и свобод личности и др. Эта глава
наиболее обширна по объему и подробно
разработана. Ей принадлежат 48 из 137 статей
Конституции России, т.е. более трети всех
ее статей.
Глава 3 «Федеративное
устройство» не только поименно
перечисляет все 89 субъектов РФ,
но и подробно конкретизирует
и развивает общие принципы
и устои российского федерализма,
закрепленные в ст. 5 Конституции
РФ (равноправие субъектов Федерации,
государственная целостность РФ,
единство системы государственной
власти, разграничение предметов
ведения и полномочий между
органами государственной власти
РФ и органами государственной
власти ее субъектов, равноправие
и самоопределение народов). В
ней определяется статус каждого
из видов субъектов РФ (совместно
с их конституциями или уставами),
а также пути его изменения.
В этой также обширной главе
большое и важное место занимают
вопросы предметов ведения РФ
и сферы совместного ведения
РФ и ее субъектов. В отличие
от советских конституций с
их сверхцентрализацией, Конституция
РФ не закрепляет даже основы
системы органов государственной
власти субъектов РФ. Она исходит
из того, что эта система устанавливается
субъектами РФ самостоятельно, но
в соответствии с основами
конституционного строя РФ и
общими принципами организации
представительных и исполнительных
органов государственной власти,
установленными федеральным законом.
В данной главе также закрепляются
исходные положения о государственных
языках и национально-языковой
политике, о гарантии прав коренных
малочисленных народов, о национальной
символике и т.д.
Главы 4, 5, 6 и 7 конкретизируют
республиканскую форму правления
РФ и закрепляют систему ее
органов государственной власти,
а также основы механизма их
взаимоотношений и деятельности.
В главе 4 «Президент Российской
Федерации» определяется его статус
и полномочия, из которых совершенно очевидно
следует, что РФ — президентская республика
с очень сильной президентской властью.
Это вытекает из того, что Президент РФ
— глава государства, избираемый народом
путем прямых выборов, стоящий над другими
государственными органами и определяющий
основные направления внутренней и внешней
политики страны. Он назначает (с согласия
Государственной Думы) Председателя Правительства
и практически самостоятельно других
членов Правительства. Даже среди других
президентских республик мира, в том числе
США и Франции, Президент РФ наделяется
значительно большими прерогативами,
что иногда приводит к наименованию РФ
в печати как «сверхпрезидентской республики».
В этих условиях
вполне понятно, что глава 5
«Федеральное Собрание» как глава
о парламенте страны, состоящем
из двух палат — Государственной
Думы и Совета Федерации, наделяет
его весьма ограниченными функциями
и правами: в основном функциями
и правами представительного
и законодательного органа. Его
права по отношению к правительству
крайне незначительны. Государственная
Дума, например, дает лишь согласие
на назначение только Председателя
Правительства. В главе 6 «Правительство
Российской Федерации» оно рассматривается
как орган, осуществляющий исполнительную
власть. По указанным выше причинам
оно также ограничено в своих
полномочиях, особенно в связи
с чрезвычайно широкими полномочиями
Президента РФ.
Глава 7 «Судебная
власть» устанавливает, что правосудие
в РФ осуществляется только
судом, а судебная власть —
посредством конституционного,
гражданского, административного и
уголовного судопроизводства. Она
закрепляет независимость, несменяемость
и неприкосновенность судей.
Здесь же речь идет о прокуратуре
как единой централизованной
системе во главе с Генеральным
прокурором РФ.
Глава 8 определяет
основы местного самоуправления,
устанавливает, что оно обеспечивает
самостоятельное решение населением
вопросов местного значения, владение,
пользование и распоряжение муниципальной
собственностью. Местное самоуправление
осуществляется гражданами путем
референдума, выборов, других
форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного самоуправления,
структура которых определяется населением
самостоятельно. В этой главе формулируются
основные принципы местного самоуправления
и его гарантии.58