Конституция как основной закон Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы, изучить общие понятия Конституции, структуру, основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате чего, должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации конституционно-правовой базы, во имя интересов гражданина, народа и страны.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
• Понятие Конституции РФ и её развитие;
• Правовые особенности Конституции РФ;
• Основные понятия Конституции Российской Федерации

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. История развития Конституции Российской Федерации………………………..…..……5
1.1. Этапы развития Конституции Российской Федерации……………………..…..……5
1.2. Конституция Российской Федерации 1993 года.…………………………….……….10
2. Правовые особенности Конституции Российской Федерации……………………….…18
2.1 Понятие и юридические свойства Конституции….………………………….................18
2.2 Сущность Конституции…………………………………………………………...….…35
2.3 Структура Конституции………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………….48
Список использованной литературы………………………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 91.73 Кб (Скачать файл)

   Итак, "сущность  конституции" – многоплановая  категория, имеющая различные  аспекты и состоящая из ряда "модулей". Выступая универсальной  объективной характеристикой конституции,  она не остается неизменной, а,  напротив, претерпевает значительные  изменения, обусловленные развитием  социальной и интернациональной  структуры общества и его местом  в международном сообществе, и  поэтому для правильной оценки  содержания этой категории в  современных условиях необходим  учет как национальных, так и  общецивилизационных ценностей  и интересов. На новом этапе  конституционного строительства  Конституция должна выражать  и закреплять интересы не какого-либо  класса, социального слоя, группы  или политической партии, а сочетание  и сбалансированное взаимодействие  экономических, политических, социальных  и культурных интересов, целей  и ценностей всех классов и  социальных слоев, наций и народностей  страны, граждан и государства,  а также сочетание и сбалансированное  взаимодействие внешнеполитических  интересов и целей Российской  Федерации с целями и интересами  других участников международного  общения с учетом общих для  всего международного сообщества  принципов и норм межгосударственных  отношений.54

 

2.3 Структура конституции

 

   Каждая конституция  имеет свою структуру.   Под  структурой конституции понимается  принятый в ней порядок, посредством  которого устанавливаются определенная  система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

   В основе обобщения  конституционных норм в определенные  единые комплексы (разделы, главы)  лежит сходство предмета регулирования,  т.е. связанность норм характером  общественных отношений, на которые  они воздействуют.

   Последовательность  расположения в конституции соответствующих  комплексов норм зависит от  нескольких факторов: учет взаимосвязи  этих норм с другими, первичность  и производность их друг от  друга, определенные концепции,  заложенные в конституции. Все  это очень важно для осмысления  ее структуры, учет которой  является непременным элементом  квалифицированной правоприменительной  деятельности.

Структура конституции в  России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому  воздействию, процессы совершенствования  юридической техники.

Значительное влияние  на структуру прежних конституций  России оказал факт пребывания РСФСР  в составе СССР в качестве союзной  республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских  конституций должна почти полностью  воспроизводить структуру, принятую в  союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре  с соответствующими конституциями  СССР.

   Для первых советских  конституций России было характерно  несовершенство их структуры  с юридической точки зрения. Группировка  норм, особенно в разделах об  общих положениях конституции,  не была в должной мере систематизирована  и логически объяснима. Сначала  вообще отсутствовал особый раздел  о правах граждан, затем он  был включен в Конституцию  1937 г. в качестве одной из  последних глав (гл. XI).

   Только в Конституции  1978 г. раздел о правах и обязанностях  граждан был поставлен на второе  место, после раздела об основах  общественного строя и политики.

При разработке проекта Конституции 1993 г. предлагалось начать ее с раздела  о правах и свободах человека и  гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или  глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.

   Конституция 1993 г.  не восприняла такую структуру,  что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с  закрепления прав и свобод  человека без определения общих  основ устройства того общества, членом которого человек является  и на которые его права и  свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей  мере не отодвинула проблему  прав и свобод человека и  гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью  в качестве одной из важнейших  основ конституционного строя  России.

   По своей структуре  Конституция 1993 г. состоит из  преамбулы и двух разделов. Раздел  первый содержит собственно Конституцию  и включает девять глав. Они  называются:

1) Основы конституционного  строя;

2) Права и свободы человека  и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской  Федерации;

5) Федеральное Собрание;

6) Правительство Российской  Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки  и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".55

 

   Преамбула Конституции  РФ достаточно лаконична, но  емка по содержанию. Как известно, преамбула Конституции РСФСР  1978 г. была намного обширнее, включала  краткий экскурс в историю  страны, характеристику ее достижений  в результате построения «развитого  социалистического общества» и  содержала много классовых идеологем, включая прямое указание на то, что при создании и принятии этой конституции руководствовались идеями «научного коммунизма». Преамбула Конституции РФ 1993 г. уходит от всего этого и с позиций современных реалий ведет речь только о том, чем руководствовался многонациональный народ РФ при принятии новой конституции. Эти мотивы: соединенность общей судьбой на своей земле; утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства; соблюдение общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; возрождение суверенной государственности Росши и утверждение незыблемости ее демократической основы; стремление обеспечить благополучие и процветание Родины; ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества. Как видим, здесь нет ни традиционного в прошлом восхваления достигнутого, ни засилия пролетарской идеологии, хотя идеология гуманизма и демократизма, патриотизма и интернационализма представлена весомо и зримо. Хотелось бы также еще раз напомнить в этой связи, что несмотря на то, что положения преамбулы по традиции не имеют непосредственно нормативно-правового характера, они тем не менее имеют очень важное общеполитическое и идеологическое значение. Нельзя их недооценивать и в юридическом плане, поскольку они играют исключительно важную роль в понимании смысла всей Конституции и ее отдельных глав и статей, в правильном толковании и применении ее норм.56

   Преамбула действующей  Конституции РФ 1993 г. гласит:

"Мы, многонациональный  народ РФ, соединенные общей судьбой  на своей земле, утверждая права  и свободы человека, гражданский  мир и согласие, сохраняя исторически  сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов   авноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации".

   Несмотря на то, что текст компактен, он также  имеет концептуально-идеологическую  нагрузку. Так, преамбула содержит  идею приоритета прав и свобод  человека. Она настраивает общество  на внутренний (гражданский) мир,  как бы призывая людей не  строить отношения на антагонистической  основе. Последовательно отражена  идея сохранения государственного  единства России, возрождения ее  суверенной государственности в  сочетании с равноправием и  самоопределением народов. Подчеркнута  направленность усилий народа  на то, чтобы обеспечить благополучие  и процветание России, думать  об ответственности за настоящее  и будущее и жить по правилам  мирового сообщества. Наличие такого  емкого содержания при небольшом  тексте - удача составителей Конституции.57

   Глава 1 «Основы  конституционного строя» закрепляет  такие важнейшие, основополагающие  принципы и черты этого строя,  как наро­довластие (народный суверенитет), демократизм, федерализм, правовой, республиканский, социальный и  светский характер государства,  признание человека, его прав  и свобод высшей ценностью,  политический плюрализм, идеологическое  многообразие, свобода экономической  деятельности и многообразие  форм собственности.

   Глава 2 «Права  и свободы человека и гражданина»  определяет основы политико-правового  статуса личности. Это — свобода  личности; естественная, от рождения  принадлежность человеку основных  прав и свобод, их неотчуждаемость;  соответствие статуса личности  в РФ стандартам, сложившимся  в мировом сообществе; сочетание  личных, индивидуальных интересов  с интересами других лиц, общества  и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; принцип равноправия граждан, т.е. их юридического равенства (равенства в правах и обязанностях), в том числе и равенство всех перед законом и судом, равноправия мужчины и женщины; принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, соответствия конституционным основам статуса личности его закрепления в текущем законодательстве и практической реализации; гарантированность прав и свобод личности и др. Эта глава наиболее обширна по объему и подробно разработана. Ей принадлежат 48 из 137 статей Конституции России, т.е. более трети всех ее статей.

   Глава 3 «Федеративное  устройство» не только поименно  перечисляет все 89 субъектов РФ, но и подробно конкретизирует  и развивает общие принципы  и устои российского федерализма,  закрепленные в ст. 5 Конституции  РФ (равноправие субъектов Федерации,  государст­венная целостность РФ, единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами госу­дарственной власти  РФ и органами государственной  власти ее субъектов, равноправие  и самоопределение народов). В  ней определяется статус каждого  из видов субъектов РФ (совместно  с их конституциями или уставами), а также пути его изменения.  В этой также обширной главе  большое и важное место занимают  вопросы предметов ведения РФ  и сферы совместного ведения  РФ и ее субъектов. В отличие  от советских конституций с  их сверхцентрализацией, Конституция  РФ не закрепляет даже основы  системы органов государственной  власти субъектов РФ. Она исходит  из того, что эта система устанавливается  субъектами РФ самостоятельно, но  в соответствии с основами  консти­туционного строя РФ и  общими принципами организации  представительных и исполнительных  органов государственной власти, установ­ленными федеральным законом.  В данной главе также закрепляются  исходные положения о государственных  языках и национально-языко­вой  политике, о гарантии прав коренных  малочисленных народов, о национальной  символике и т.д.

   Главы 4, 5, 6 и 7 конкретизируют  республиканскую форму правления  РФ и закрепляют систему ее  органов государственной власти, а также основы механизма их  взаимоотношений и деятельности. В главе 4 «Президент Российской  Федерации» определяется его статус и полномочия, из которых совершенно очевидно следует, что РФ — президентская республика с очень сильной президентской властью. Это вытекает из того, что Президент РФ — глава государства, избираемый народом путем прямых выборов, стоящий над другими государствен­ными органами и определяющий основные направления внутренней и внешней политики страны. Он назначает (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства и практически самостоятельно других членов Правительства. Даже среди других президентских республик мира, в том числе США и Франции, Президент РФ наделяется значительно большими прерогативами, что иногда приводит к наименованию РФ в печати как «сверхпрезидентской республики».

   В этих условиях  вполне понятно, что глава 5 «Федеральное Собрание» как глава  о парламенте страны, состоящем  из двух палат — Госу­дарственной  Думы и Совета Федерации, наделяет  его весьма ограниченными функциями  и правами: в основном функциями  и правами представительного  и законодательного органа. Его  права по отношению к правительству  крайне незначительны. Государственная  Дума, например, дает лишь согласие  на назначение только Председателя  Правительства. В главе 6 «Правительство  Российской Федерации» оно рассматривается  как орган, осуществляющий исполнительную  власть. По указанным выше причинам  оно также ограничено в своих  полномочиях, особенно в связи  с чрезвычайно широкими полномочиями  Президента РФ.

   Глава 7 «Судебная  власть» устанавливает, что правосудие  в РФ осуществляется только  судом, а судебная власть —  посредством кон­ституционного,  гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. Она  закрепляет независимость, несменяемость  и непри­косновенность судей.  Здесь же речь идет о прокуратуре  как единой централизованной  системе во главе с Генеральным  прокурором РФ.

   Глава 8 определяет  основы местного самоуправления, устанавливает, что оно обеспечивает  самостоятельное решение населением  вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Местное самоуправление  осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, других  форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, структура которых определяется населением самостоятельно. В этой главе формулируются основные принципы местного самоуправления и его гарантии.58

Информация о работе Конституция как основной закон Российской Федерации