Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, курсовая работа
Цель этой работы, изучить общие понятия Конституции, структуру, основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате чего, должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации конституционно-правовой базы, во имя интересов гражданина, народа и страны.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
• Понятие Конституции РФ и её развитие;
• Правовые особенности Конституции РФ;
• Основные понятия Конституции Российской Федерации
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. История развития Конституции Российской Федерации………………………..…..……5
1.1. Этапы развития Конституции Российской Федерации……………………..…..……5
1.2. Конституция Российской Федерации 1993 года.…………………………….……….10
2. Правовые особенности Конституции Российской Федерации……………………….…18
2.1 Понятие и юридические свойства Конституции….………………………….................18
2.2 Сущность Конституции…………………………………………………………...….…35
2.3 Структура Конституции………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………….48
Список использованной литературы………………………………………………………...50
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" четко говорится, что суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию, в частности, тогда, "когда закрепленные Конституцией положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения"*(234).
Разумеется, извечно будет стоять проблема соотношения начал общего и особенного в конституции вообще, нашей Конституции в частности. Порой возникает мнение о том, что Конституция не должна "опускаться" до регулирования конкретных отношений. Однако, думается, вопрос надо ставить наоборот: насколько важно конкретное положение, чтобы о нем говорить в Конституции. И совершенно очевидно, что отказываться от таких конкретных норм Конституция РФ не должна. Однако многое еще может зависеть от того, определились ли соответствующие правила. Например, когда Россия пришла к выводу, что вместо Комитета конституционного надзора ей надо создать Конституционный Суд, в Конституцию 12 декабря 1990 г. было включено соответствующее правило. Однако о компетенции КС в Конституции еще не говорилось, поскольку данный вопрос находился в процессе решения. И лишь когда удалось найти приемлемый вариант, он нашел отражение в Законе о КС 1991 г.; следующим этапом стало отражение в Конституции при реформе 21 апреля 1992 г. компетенции КС (ст. 165-1).
Проблема здесь может быть связана и с так называемой достаточностью или недостаточностью конституционного регулирования. Не надо забывать о том, что оно в принципе является сжатым. И при желании всегда можно сказать, что оно недостаточно, поскольку является кратким, а широкое (но текущее) законодательное регулирование более полезно. Однако методологически это не совсем верный подход. В том-то и ценность конституционного регулирования, что оно в концентрированной форме может создать непосредственную базу развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования. Если этого не учитывать в конституционном регулировании, тогда оно как раз и будет обречено на роль только декларативных правил.
В-третьих, прямое действие Конституции связано с такой категорией как дух, смысл Конституции. В определенном отношении эта категория опасна, поскольку упирается в трактовку Конституции. И как бы не получилось по выражению: сколько людей, столько и мнений. Но в том-то и дело, что дух и смысл Конституции либо заложены в самих ее идеях, либо выводятся из этих идей и содержания Конституции трактовкой тех органов, которые или развивают нормы Конституции в соответствующих актах, или непосредственно дают толкование Конституции (хотя на этот случай есть проблемы, которых мы коснемся позже).
Надо сказать, что прямое применение норм Конституции РФ по их духу или смыслу уже имеет место. В ряде случаев это касается некоторых принципиальных концепций государственного строительства. Например, путем трактовки ряда норм Конституции РФ сделан вывод о наличии в стране особого вида государственной власти - президентской власти. Причем в соотношении с тремя обозначенными в ст. 10 Конституции ветвями - законодательной, исполнительной и судебной властями - президентская власть рассматривается как первая и стоящая над ними, поскольку обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие (ст. 80 Конституции).
Прямое применение норм Конституции, исходя из их духа и смысла, является, по нашему мнению, менее предпочтительным вариантом. Однако надо быть реалистами: это неизбежно. И поскольку здесь очевидна большая доля усмотрения соответствующих органов, надо просто постоянно помнить об этом и не допустить придания иного смысла конституционным идеям тем, кто применяет нормы Конституции. Немаловажное значение также имеет применение не изолированно отдельных норм, а комплексный подход.39
Проблема обеспечения
прямого действия Конституции
РФ при осуществлении
а) когда закрепленные
нормой Конституции РФ
б) когда суд
придет к выводу, что федеральный
закон, действовавший на
в) когда суд
придет к убеждению, что
г) когда закон
либо иной нормативный
Реальность Конституции
означает соответствие
О реальности конституции
свидетельствует исполнимость
Конституция как
ядро правовой системы своими
положениями способствует
К числу юридических
свойств конституции относится
и то, что она является базой
текущего законодательства, определяет
его характер. Текущее законодательство
развивает предписания
"Выступая в
качестве юридической базы для
развития всех отраслей
Наряду с этим
конституции часто
· прямо указывает
виды федеральных
· использует указание
на то, что определенные общественные
отношения регулируются "федеральным
законом", не называя конкретный
по наименованию или
· говорит о
необходимости дополнительного
регулирования общественных
· Конституция
РФ зачастую содержит такие
формулировки статей, что из текста
очевидна обязательность
Также Конституция
во многих случаях говорит
о том, что права и интересы
граждан гарантируются либо
"Таким образом,
проблема соотношения
Программность Конституции
проявляется в том, что
К юридическим
свойствам Конституции
Статья 80 Конституции
закрепляет, что Президент Российской
Федерации является ее
Конституционный суд рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании отдельных положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.В.Витрука, объяснение представителя стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, выступления приглашенных в заседание полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова, заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации А.И.Осадчих, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации постановил.
1. Порядок прекращения
исполнения полномочий
2. Содержание и назначение
статьи 92 (часть 2) Конституции Российской
Федерации, предусматривающей
Информация о работе Конституция как основной закон Российской Федерации