Конституция как основной закон Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы, изучить общие понятия Конституции, структуру, основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате чего, должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации конституционно-правовой базы, во имя интересов гражданина, народа и страны.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
• Понятие Конституции РФ и её развитие;
• Правовые особенности Конституции РФ;
• Основные понятия Конституции Российской Федерации

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. История развития Конституции Российской Федерации………………………..…..……5
1.1. Этапы развития Конституции Российской Федерации……………………..…..……5
1.2. Конституция Российской Федерации 1993 года.…………………………….……….10
2. Правовые особенности Конституции Российской Федерации……………………….…18
2.1 Понятие и юридические свойства Конституции….………………………….................18
2.2 Сущность Конституции…………………………………………………………...….…35
2.3 Структура Конституции………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………….48
Список использованной литературы………………………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 91.73 Кб (Скачать файл)

   В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" четко говорится, что суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию, в частности, тогда, "когда закрепленные Конституцией положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения"*(234).

 

   Разумеется, извечно будет стоять проблема соотношения начал общего и особенного в конституции вообще, нашей Конституции в частности. Порой возникает мнение о том, что Конституция не должна "опускаться" до регулирования конкретных отношений. Однако, думается, вопрос надо ставить наоборот: насколько важно конкретное положение, чтобы о нем говорить в Конституции. И совершенно очевидно, что отказываться от таких конкретных норм Конституция РФ не должна. Однако многое еще может зависеть от того, определились ли соответствующие правила. Например, когда Россия пришла к выводу, что вместо Комитета конституционного надзора ей надо создать Конституционный Суд, в Конституцию 12 декабря 1990 г. было включено соответствующее правило. Однако о компетенции КС в Конституции еще не говорилось, поскольку данный вопрос находился в процессе решения. И лишь когда удалось найти приемлемый вариант, он нашел отражение в Законе о КС 1991 г.; следующим этапом стало отражение в Конституции при реформе 21 апреля 1992 г. компетенции КС (ст. 165-1).

   Проблема здесь может быть связана и с так называемой достаточностью или недостаточностью конституционного регулирования. Не надо забывать о том, что оно в принципе является сжатым. И при желании всегда можно сказать, что оно недостаточно, поскольку является кратким, а широкое (но текущее) законодательное регулирование более полезно. Однако методологически это не совсем верный подход. В том-то и ценность конституционного регулирования, что оно в концентрированной форме может создать непосредственную базу развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования. Если этого не учитывать в конституционном регулировании, тогда оно как раз и будет обречено на роль только декларативных правил.

   В-третьих, прямое действие Конституции связано с такой категорией как дух, смысл Конституции. В определенном отношении эта категория опасна, поскольку упирается в трактовку Конституции. И как бы не получилось по выражению: сколько людей, столько и мнений. Но в том-то и дело, что дух и смысл Конституции либо заложены в самих ее идеях, либо выводятся из этих идей и содержания Конституции трактовкой тех органов, которые или развивают нормы Конституции в соответствующих актах, или непосредственно дают толкование Конституции (хотя на этот случай есть проблемы, которых мы коснемся позже).

   Надо сказать, что прямое применение норм Конституции РФ по их духу или смыслу уже имеет место. В ряде случаев это касается некоторых принципиальных концепций государственного строительства. Например, путем трактовки ряда норм Конституции РФ сделан вывод о наличии в стране особого вида государственной власти - президентской власти. Причем в соотношении с тремя обозначенными в ст. 10 Конституции ветвями - законодательной, исполнительной и судебной властями - президентская власть рассматривается как первая и стоящая над ними, поскольку обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие (ст. 80 Конституции).

   Прямое применение норм Конституции, исходя из их духа и смысла, является, по нашему мнению, менее предпочтительным вариантом. Однако надо быть реалистами: это неизбежно. И поскольку здесь очевидна большая доля усмотрения соответствующих органов, надо просто постоянно помнить об этом и не допустить придания иного смысла конституционным идеям тем, кто применяет нормы Конституции. Немаловажное значение также имеет применение не изолированно отдельных норм, а комплексный подход.39

   Проблема обеспечения  прямого действия Конституции  РФ при осуществлении правосудия  получила разрешение в Постановлении  Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 31 октября 1995 г. «О  некоторых вопросах применения  судами Конституции Российской  Федерации при осуществлении  правосудия», где говорится о  том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию  РФ, в частности:

   а) когда закрепленные  нормой Конституции РФ положения,  исходя из ее смысла, не требуют  дополнительной регламентации и  не содержат указания на возможность  ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

   б) когда суд  придет к выводу, что федеральный  закон, действовавший на территории  Российской Федерации до вступления  в силу Конституции РФ, противоречит  ей;

   в) когда суд  придет к убеждению, что федеральный  закон, принятый после вступления  в силу Конституции РФ, находится  в противоречии с соответствующими  положениями Конституции РФ;

   г) когда закон  либо иной нормативный правовой  акт, принятый субъектом Российской  Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации,  противоречит Конституции РФ, а  федеральный закон, который должен  регулировать рассматриваемые судом  правоотношения, отсутствует .40

   Реальность Конституции  означает соответствие конституционных  предписаний (юридической конституции)  складывающимся в действительности  общественным отношениям (конституции  фактической). Другими словами, конституция  должна отражать достигнутую  ступень развития общественных  отношений в политической, экономической,  социальной сферах, в противном  случае она будет фиктивной.41

   О реальности конституции  свидетельствует исполнимость и  гарантированность ее предписаний.  Например, возможность граждан, руководствуясь  Конституцией, ссылаясь на нее,  обращаться за судебной защитой  своих прав и свобод является  показателем реальности конституционных  норм, посвященных правовому статусу  личности.

   Конституция как  ядро правовой системы своими  положениями способствует согласованности  всего правового развития и  систематизации права. Она -- основной  источник права, содержащий исходные  начала всей системы права.

   К числу юридических  свойств конституции относится  и то, что она является базой  текущего законодательства, определяет  его характер. Текущее законодательство  развивает предписания Конституции,  исходит из ее духа при детальном  регулировании различных общественных  отношений.42

   "Выступая в  качестве юридической базы для  развития всех отраслей российского  права, конституция регулирует  и закрепляет процесс создания  правовых норм и актов, которыми  обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических  преобразований в обществе. Насколько  стабильным и эволюционным будет  развитие самой конституции, настолько  реформирование государственной  и общественной сфер жизнедеятельности  приобретет завершенный характер". 43

   Наряду с этим  конституции часто предусматривают  необходимость принятия нормативных  актов, развивающих ее положения.  Так, Конституция РФ делает  это следующими методами:

   · прямо указывает  виды федеральных конституционных  законов или федеральных законов,  требуемых для регулирования  определенных вопросов. Конституция  конкретно предусматривает принятие  и многих федеральных законов  - о гражданстве (ст. 6), о военной  службе (ст. 59), об альтернативной  гражданской службе (ст. 59) и др.;

   · использует указание  на то, что определенные общественные  отношения регулируются "федеральным  законом", не называя конкретный  по наименованию или содержанию  акт. В соответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан  на отдых, "работающему по трудовому  договору гарантируются установленные  федеральным законом продолжительность  рабочего времени, выходные и  праздничные дни, оплачиваемый  ежегодный отпуск" (Конституция  РФ года ст.37 ч.5);

   · говорит о  необходимости дополнительного  регулирования общественных отношений  либо закрепления гарантий для  их участников в акте текущего  законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, в ст. 43 говорится, что Российская Федерация "устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты" (Конституция РФ ст. 43) - понятно, что для этого необходим соответствующий нормативный акт (ФЗ РФ «Об образовании);

   · Конституция  РФ зачастую содержит такие  формулировки статей, что из текста  очевидна обязательность последующего  текущего нормативного регулирования,  обеспечивающего применение конституционной  нормы. Так, согласно ст. 46, "решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных  объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд" (Конституция РФ ст.46) - то есть  применение нормы без специального  закона попросту невозможно.

   Также Конституция  во многих случаях говорит  о том, что права и интересы  граждан гарантируются либо охраняются  законом, а соответствующие действия  органов и должностных лиц  регулируются законом; при этом  подразумевается не акт в форме  закона, а вся гамма правовых  норм, необходимых для соответствующего  случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право  частной собственности охраняется  законом" (Конституция РФ 1993 года  ст.35 ч.1). Здесь имеется в виду  не просто отдельный акт в  виде закона, а любые правовые  средства, лишь бы они служили  защите данного права.

   "Таким образом,  проблема соотношения конституции  и текущего законодательства  довольно многогранна, и она  решается с учетом как роли  конституционных идей, так и формально-правовой  зависимости от конституции многих  правовых актов". 44

   Программность Конституции  проявляется в том, что сформулированные  в ней нормы-принципы, нормы-цели  определяют основные направления,  цели и задачи дальнейшего  развития общества и государства.45 Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

   К юридическим  свойствам Конституции Российской  Федерации относится ее особая  охрана, в которой задействована  вся система органов государственной  власти, осуществляющих эту охрану  в различных формах.

   Статья 80 Конституции  закрепляет, что Президент Российской  Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется  соблюдать и защищать Конституцию  Российской Федерации (ст. 82). Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. (ст. 92).

   Конституционный  суд рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

   Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании отдельных положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

   Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.В.Витрука, объяснение представителя стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, выступления приглашенных в заседание полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова, заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации А.И.Осадчих, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации постановил.

1. Порядок прекращения  исполнения полномочий Президента  Российской Федерации досрочно  в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять  принадлежащие ему полномочия, предусмотренного  статьей 92 (часть 2) Конституции  Российской Федерации, определяется  на основе требований Конституции  Российской Федерации и настоящего  Постановления.

2. Содержание и назначение  статьи 92 (часть 2) Конституции Российской  Федерации, предусматривающей возможность  прекращения исполнения полномочий  Президента Российской Федерации  досрочно в случае стойкой  неспособности по состоянию здоровья  осуществлять принадлежащие ему  полномочия, не затрагиваются установлением  в статье 91 Конституции Российской  Федерации положения о неприкосновенности  Президента Российской Федерации.46

Информация о работе Конституция как основной закон Российской Федерации