Курс лекций по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 20:15, курс лекций

Краткое описание

Суверенитет как признак государства. Государство в политической системе. Принципы права. Функции права. Правовое воспитание. Юридическая обязанность: ее виды и значение. Юридические факты. Юридические свойства Конституции. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязанности граждан РФ. Федеративное устройство РФ. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 93.63 Кб (Скачать файл)

3. Суверенитет как признак государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство. Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Верховенство государственной власти означает: 1) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; 2) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; 3) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); 4) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие “суверенитет” имеет для государства такой же смысл, что и понятие “права и свободы” для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п. Политическая основа суверенитета — существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти. Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

8. Государство в политической системе

Политическая система  общества — совокупность государственных  и общественных органов и организаций, учавствующих в политической жизни страны.

Государство занимает в политической системе общества ведущее место, так как:

- это единая политическая  организация, власть которой распространяется  на все население страны в  в пределах государственных границ;

- оно располагает особым  государственным аппаратом, исполнение  велений которого обеспечивает  и принудительной силой государства;

- государство обладает  юридическими средствами воздействия  на общественные отношения, которыми  никто располагает;

- обладает суверенитетом,  верховенством по отношению к  другим властям внутри страны;

- координирует основные  стороны жизни общества.

Государство призвано обеспечить нормативную деятельность свех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, сродействовать их развитию и совершенствованию:

1)государство предоставляет конституционное право гражданм на объединение в общественной организации;

2) государство определяет правовое полоджение некоторых общественных организаций;

3)деятельность общественных  организаций находится под охраной  государства.

Формы участия государства  в политичсекой системе:

1)законтворчество;

2) управление обществом.

10. Сущность права.

Выделяют два подхода  к сущности права: в рамках классового подхода, право- это возведенная  в закон воля экономически господствующего  класса. С позиции обще- социального  подхода, право- это выражение компромисса  между интересами всех классов общества.

На протяжении многих веков  не утихали споры ученых по вопросу  определения понятия и сущности права. К настоящему времени представления  о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Можно  выделить следующие теории правопонимания:

Естественно- правовая теория (17в.-18в; Гоббс, Локк, Радищев). Помимо позитивного  права, которое создается государством, существует общее для всех естественное право (право на жизнь, свободу, на честь  и достоинство). Естественное право  выражает мудрость и справедливость природы. Писаные законы не могут  противоречить естественному праву.

Историческая теория (к.18в. - нач.19в; Гюго, Пухта). Право складывается самостоятельно, подобно языку, независимо от чьего- либо указания. Под правом понимаются правовые обычаи, которые сложились исторически и были зафиксированы законодателем.

Психологическая теория (20в; Росс, Петражицкий, Рейснер). Право напрямую зависит от психологических особенностей людей. Понятие и сущность права выводятся не через деятельность законодателей, а через психологические закономерности.

Нормативистская теория (20в; Новгородцев, Штаммлер, Кельзен). Право представляет собой совокупность правовых норм, которые обладают разной юридической силой и находятся в соподчинении. В понятие права включены решения судов.

Социологическая теория (20в; Жене, Эрлих, Муромцев). Право- это юридическая  деятельность, юридическая практика и применение законов.

 

11. Принципы права.

Принципы права- это исходные положения (начала) права, являющиеся основой его содержания.

Виды принципов права:

Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой  и правоприменительной деятельности государства.

К числу эти принципов, в частности, относятся следующие:

 

- верховенства права;

- законности;

- равенства всех перед  законом (равноправия);.

- взаимной ответственности  личности и государства;

- ответственности при  наличии вины.

Межотраслевые выражают общее  в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для  таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при  отправлении правосудия).

Отраслевые лежат в  основе содержания той или иной отрасли  права и выражают особенности  той или иной конкретной отрасли  права. Например, принципом гражданского права является принцип полного  возмещения убытков.

12.Функции права.

Функции права - это направления  его воздействия на общественные отношения.

регулятивные:

а) регулятивно-статическую (выражается в закреплении определенных общественных отношений);

б) регулятивно-динамическую (выражается в развитии определенных общественных отношений);

2) охранительная (выражается в охране определенных общественных отношений, обеспечении их неприкосновенности и одновременном вытеснении отношений противостоящих охраняемым)

Существуют и иные функции:

а) информационная (право - источник знаний о государственно организованном обществе и правовом статусе личности, воле законодателя, выраженной в юридический нормах и т. д.);

б) ориентационная (право - источник знаний о механизме государства, о дозволяемых или запрещаемых формах поведения);

в) оценочная (право - критерий оценки поведения как правомерного или противоправного);

г) воспитательная (право - фактор, влияющий на формирование поведенческих установок личности).

13. Правовое воспитание.

Правовое воспитание —  процесс многоступенчатый. На первой ступени молодые люди усваивают  правовое поведение в семье, в  образовательном учреждении, в обществе. На второй они усваивают правовые знания, получают представление о  правовой действительности. На третьей  ступени у них вырабатываются умения, навыки действовать в соответствии с полученными знаниями. На четвертой  ступени идет преодоление негативного  и формирование уважительного отношения  к праву, положительных чувств. На пятой ступени идет формирование волевой готовности действовать  в соответствии с полученными  знаниями, навыками, убеждениями.

17. Юридическая обязанность:  ее виды и значение.

Юридическая обязанность - вид  и мера должного поведения, которое  проявляется в необходимости  совершить конкретные положительные  действия, а также в воздержании  от каких-либо поступков.

Основой юридической обязанности  является социальная необходимость.

В зависимости от того, какой  вид поведения предусматривается  диспозицией правовой нормы, юридические  обязанности бывают либо активные, либо пассивные. Активные обязанности  закрепляют необходимость действия, а пассивные - необходимость воздержания от действий, запрещенных нормами права.

20.Юридические факты.

1. По последствиям, которые  они вызывают: устанавливающие, изменяющиеся  или прекращающие правоотношения, причем эта динамика может  касаться как самих субъектов,  так и содержания субъективных  прав и обязанностей.

2. По гносеологической природе фактов (по волевому моменту): события, т.е. факты, не зависищие от воли и сознания людей, и действия, т.е. факты, как порождение сознательного волевого поведения людей.

В последнее время в  юридической литературе все чаще стали в качестве самостоятельного вида выделять состояния, которые могут  быть результатом как события, так и действия.

3. По юридической природе  действий: правомерные и неправомерные. К первым относятся все виды действий, являющиеся актами активной реализации права, т.е. юридические акты, административные акты (приказы, распоряжения, указания и т.п.), акты юрисдикционной органов (административных, судов); сделки, фактические правомерные действия (творчество, литературное, научное и т.п.). К неправомерным фактам относятся: дисциплинарные поступки, административные правонарушения, гражданские правонарушения (деликты), преступления.

4. По структуре – простые  (элементные) и сложные (фактические)  составы. Различают два вида  фактических составов : а) по принципу независимого накопления элементов состава, простая совокупность, важно лишь ее наличие; б) по принципу последовательного накопления элементов; юридические последствия наступают лишь в случае накопления элементов состава в определнном порядке.

25. Юридические свойства  Конституции

Конституция как Основной закон страны имеет ряд особых юридических свойств, отличающих ее от других нормативно-правовых актов.

Во-первых, Конституция РФ устанавливает принципы организации  государственной и общественной жизни, провозглашает Российское государство, юридически оформляет государственную  власть.

Во-вторых, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, т.е. она возглавляет пирамиду нормативно-правовых актов в стране, является Основным законом государства, обладает верховенством. Ей не может противоречить ни один федеральный закон или любой  другой нормативно-правовой акт, принимаемый  органами государства. При наличии  противоречий действует Конституция  РФ. Для контроля за соответствием Конституции всех других актов создан Конституционный суд РФ (ст. 125). Его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

В-третьих, Конституция РФ является актом прямого действия, т.е. ее нормы действуют непосредственно  при регулировании общественных отношений и не требуется принятия дополнительных нормативных актов.

В-четвертых, Конституция  РФ действует на всей территории России и является обязательной для всех субъектов права, ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица привлекаются к различным видам ответственности.

В-пятых, Конституция РФ характеризуется  устойчивостью, особым порядком внесения в нее изменений, который специально оговаривается в отдельной главе. Согласно нормам главы IX Конституцию  РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном  собрании. Поправки к главам II-VIII Конституции  принимаются в порядке, установленном  для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовало 2/3 депутатов Государственной  Думы и 3/4 членов Совета Федерации). Затем  требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Предложения о новой редакции глав I, II, IX Конституции рассматриваются  Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное  голосование - референдум, поправки в  них не вносятся.

 30. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина.

В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство  создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе  – законодательная база), принимаемые  в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы  судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный  закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в  Российской Федерации"[4]).

Следующий механизм, гарантирующий  конституционные права – институт гражданства

31. Обязанности граждан  РФ.

Статья 67.4. Каждый должен соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы, уважать права и свободы  других лиц, нести иные установленные  законом обязанности.

Незнание официально опубликованного  закона не освобождает от ответственности  за его несоблюдение.

Исполнение явно преступного  приказа влечет за собой ответственность  по закону.

Статья 67.5. Основное общее  образование обязательно.

Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Статья 67.6. Каждый обязан сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к животному и растительному  миру.

Информация о работе Курс лекций по "Правоведению"