Курс лекций по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 20:15, курс лекций

Краткое описание

Суверенитет как признак государства. Государство в политической системе. Принципы права. Функции права. Правовое воспитание. Юридическая обязанность: ее виды и значение. Юридические факты. Юридические свойства Конституции. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязанности граждан РФ. Федеративное устройство РФ. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 93.63 Кб (Скачать файл)

Статья 67.7. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и  культурного наследия, беречь памятники  истории, культуры и природы.

Статья 67.8. Каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы.

Статья 67.9. Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным  законом участвуют в осуществлении  правосудия в качестве народных или  присяжных заседателей.

Статья 67.10. Защита Отечества  является долгом граждан Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации  несут военную службу в соответствии с федеральным законом.

Статья 67.11. Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.

32. Федеративное устройство  РФ.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит  из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все  субъекты федерации между собой  равноправны. Субъекты Российской Федерации  не имеют права выхода из её состава.

Российскую Федерацию  составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.

Только Российская Федерация  вправе обеспечивать целостность и  неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных  единиц.

34. Конституционно-правовой  статус субъектов Российской  Федерации

Согласно Конституции  РФ субъектами Российской Федерации  являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область  и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется  следующими основными для всех видов  субъектов Российской Федерации  моментами:

1) в соответствии со  ст. 5 Конституции РФ республика  имеет свою конституцию и свое  законодательство, а край, область,  город федерального значения, автономная  область, автономный округ имеет  свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской  Федерации закрепляют основы  конституционного строя, основы  правового статуса личности, государственное  устройство, избирательную систему,  систему органов государственной  власти субъекта Российской Федерации,  порядок изменения конституций  (уставов) субъектов Российской  Федерации;

2) каждый субъект Российской  Федерации имеет свою территорию  в пределах границ субъекта  Российской Федерации. Границы  между субъектами Российской  Федерации могут быть изменены  с их взаимного согласия. Государственная  власть субъекта Российской Федерации  распространяется только на его  территорию;

3) субъект Российской Федерации  имеет свою систему органов  государственной власти. Система  органов государственной власти  субъекта Российской Федерации,  согласно ст. 77 РФ, устанавливается  субъектом Российской Федерации  самостоятельно в соответствии  с основами конституционного  строя Российской Федерации и  общими принципами организации  представительных и исполнительных  органов государственной власти, установленными федеральным законом.  Такой федеральный закон еще  не принят, и поэтому субъекты  Российской Федерации в настоящее  время должны руководствоваться  основами конституционного строя  Российской Федерации, которые  закрепляют такие общие принципы  организации органов государственной  власти, как разделение властей,  отделение местного самоуправления  от государственной власти, светский  характер органов государственной  власти;

4) каждый субъект Российской  Федерации праве иметь свою  символику флаг, герб, гимн, а также  столицу (центр) субъекта Российской  Федерации.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются  по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также  по особенностям конституционно-правового  статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) республики. Конституция  РФ называет республики государствами.  Республики вправе иметь свои  конституции, свое гражданство,  а также свои государственные  языки. Республики образованы  по национальному признаку и  имеют название в соответствии  с названием титульной национальности, проживающей на территории данной  республики. Численность лиц титульной  национальности превышает половину  населения в четырех республиках  (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет  относительное большинство в  трех республиках (Кабардино-Балкарская  Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности..

2) края, области,   города  федерального значения. Данные субъекты  Российской Федерации вправе  иметь свои уставы, устанавливающие  наряду с Конституцией РФ их  правовой статус.

Определенные особенности  имеет статус Москвы, которая в  соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции  РФ РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге;

3) автономная область,  автономные округа.  Автономные  образования образованы , как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской  автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение  их в состав  края или области. В настоящее время в составе  Тюменской области находятся  Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и  Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. Конституционный  Суд Российской Федерации в Постановлении  от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение  автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь  равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть  другого  субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются  на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

35. Органы законодательной власти  субъектов РФ.

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные  функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая  бюджет. Их положение в системе  органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах.

 В некоторых регионах  периодически возникают конфронтационные  отношения между законодательной  и исполнительной властью, и  тогда законодательный орган,  всячески препятствуя деятельности  администрации, как бы выходит  на авансцену политической борьбы, подчеркивает свою самостоятельность.  Но в спокойной обстановке  роль этих органов кажется  менее заметной, поскольку самые  принципиальные вопросы государственной  жизни регулируются федеральным  законодательством, а в решении  насущных проблем региона доминирующую  роль играет исполнительная власть. Однако сказанное не ослабляет фундаментального значения органов народного представительства для демократической организации государственной власти.

 Республики. Наиболее  распространенными общеупотребительными  наименованиями представительных  органов республик являются: Государственный  Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание, Законодательное  Собрание, Парламент. Некоторые республики  именуют свои представительные  органы с учетом национальной  терминологии (Народный Хурал в  Бурятии и Калмыкии, Верховный  Хурал - парламент в Тыве, Народное  Собрание - Халньа Гулам - парламент в Ингушетии и др.).

 Конституции закрепляют  их как высшие законодательные  и представительные органы государственной  власти, а решения этих органов  иногда наделяются высшей юридической  силой на территории республики, несмотря на то, что основы  конституционного строя РФ провозглашают  верховенство Конституции Российской  Федерации на всей территории  страны.

 Представительные органы  в республиках избираются на  основе всеобщего, равного и  прямого избирательного права  при тайном голосовании. Депутатом,  как правило, может быть избран  гражданин республики, достигший  21 года, имеющий право участвовать  в выборах и проживающий в  республике определенное количество  лет. Сроки полномочий парламентов  колеблются в пределах 4-5 лет.

 Представительные органы  республик являются преимущественно  однопалатными. 

 Численный состав парламентов  определяется Конституциями и  законами республик, а, следовательно,  определяется на основе норм  представительства, соответствующих  размеру территории и численности  населения каждой республики.

Руководящие органы представительных органов республик включают председателя и его заместителей, избираемых парламентом  или палатой, и некоторых других лиц (в Саха (Якутия), например, избирается постоянный Секретарь палаты). В  некоторых республиках избирается президиум парламента, который включает Председателя, его заместителей и  председателей комитетов парламента. Из числа депутатов образуются постоянные комитеты (комиссии), которые рассматривают  законопроекты, осуществляют контроль за исполнением законов и других решений парламента. Депутаты входят также в разного рода ревизионные, мандатные и иные специальные комиссии.

Края, области и другие субъекты РФ. Представительная система  этих субъектов Федерации принципиально  ничем не отличается от республиканской. Аналогичны или схожи роль законодательных органов в системе органов государственной власти, их взаимоотношения с главой администрации (исполнительной власти), порядок образования и работы. Но есть и некоторые отличия.

 Все основные вопросы  организации и деятельности законодательных  органов субъектов РФ регламентированы  в уставах и законах. Наименования законодательных органов различны (Государственная Дума, Дума, Областная Дума, Собрание депутатов, городская Дума (г. Москва), Законодательное Собрание и др.). В Москве Дума одновременно является представительным органом городского самоуправления. Все эти парламенты однопалатные и избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычный срок 4 года.

 Компетенция законодательных  органов довольно широка, она  включает вопросы организации  государственной власти и местного  самоуправления, экономического и  социального развития и др.

 Внутренняя организация  и порядок работы законодательных  органов края, области и других  субъектов РФ практически не  отличается от республиканских. Они также формируют постоянные комитеты и комиссии, избирают председателя и заместителей и т. д. Их законодательные акты обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, организациями, предприятиями, учреждениями, находящимися на территории данного субъекта РФ.

36.Органы исполнительной власти субъектов РФ.\

Исполнительная власть в  субъектах РФ занимает ведущее место  в системе органов государственной  власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем исполнительная власть в Конституции  РФ.

Информация о работе Курс лекций по "Правоведению"