Курс лекций по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 20:15, курс лекций

Краткое описание

Суверенитет как признак государства. Государство в политической системе. Принципы права. Функции права. Правовое воспитание. Юридическая обязанность: ее виды и значение. Юридические факты. Юридические свойства Конституции. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязанности граждан РФ. Федеративное устройство РФ. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 93.63 Кб (Скачать файл)

Формирование системы  органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов  РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов  РФ, правовой статус и организацию  взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев, областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных  органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

 Республики. Поскольку  Конституция РФ рассматривает  республики как государства, конституции  республик учреждают пост главы  государства, именуемого президентом,  главой республики или главой  государства. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл, Саха (Якутия), Северной Осетии-Алании, Татарстане, Тыве, Чувашии.

 В организации исполнительной  власти и ее соотношений с  полномочиями главы государства  республики можно выделить несколько  основных разновидностей.

1. Правительство является  органом исполнительной власти, подотчетным президенту республики (главе республики), хотя ответственно  и перед парламентом. (Татарстан,  Башкортостан, Калмыкия и др.). В  данной группе республик правительство  фактически работает под непосредственным  руководством главы государства.

2. Глава государства возглавляет  систему исполнительной власти  и является председателем Правительства  (например Республика Коми, Бурятия). В этой группе республик имеет место прямое слияние функций главы государства и главы правительства в одном лице.

3. Формирование Правительства  и организация исполнительной  власти осуществляются коллегиальными  органами ( Дагестан и некоторые др.).

 Края, области и другие  субъекты РФ. Как и республики, края, области и другие субъекты  РФ самостоятельно формируют  систему органов исполнительной  власти на своей территории. Правовой  базой для этого выступает  устав, а также законы, принимаемые  собственными представительными  органами, и правовые акты глав  администраций.

 В отличие от республик,  многие края и области руководствуются  не только уставами, но и так  называемой схемой управления, которая  призвана обеспечить комплексное  управление субъектом РФ по  всем важнейшим вопросам. Схема  включает в себя перечень субъектов  и объектов управления, характеристику  функций органов исполнительной  власти и порядок их взаимоотношений,  процедуру принятия решений и  т. д.

Функции исполнительной власти на территории субъекта РФ осуществляет система органов исполнительной власти, возглавляемая соответствующей  администрацией.

 Систему органов исполнительной  власти образуют три основные  группы органов: 

1) органы, составляющие аппарат  главы администрации; 

2) управления, комитеты, отделы  и прочие службы администрации,  находящиеся в двойном подчинении  с преобладанием подчинения главе  администрации; 

3) территориальные органы  федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов  исполнительной власти субъекта  РФ, но имеющие ярко выраженную  вертикальную подчиненность. 

 В задачи администрации  входят обеспечение соблюдения  Конституции РФ и законов, указов  Президента РФ, постановлений и  распоряжений Правительства РФ, представительство, руководство  местными органами власти, защита  интересов области в федеральных  органах власти.

 

 Администрация состоит  из главы администрации, часто  именуемого "губернатором", а в  Москве - мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих  структур. В предшествующие годы  глава администрации назначался  и освобождался от должности  Президентом РФ, но теперь повсюду  избирается - в большинстве субъектов  РФ населением, но в отдельных - законодательным органом.

37. Местное самоуправление.

Местное самоуправление —  система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной  собственностью, исходя из интересов  всех жителей данной территории.

39. Понятие, особенности, содержание  и виды гражданских правоотношений.

Гражданское правоотношение - один из видов правовых отношений. Они возникают в результате регулирования  нормами гражданского права имущественных  и личных неимущественных отношений. В отличие от других правоотношений они имеют ряд особенностей, которые  определяются спецификой общественных отношений, регулируемых нормами гражданского права.

Основные особенности  гражданских правоотношений состоят  в следующем:

субъектами гражданских  правоотношений являются лица, обособленные друг от друга в имущественном  и организационном отношении. В  связи с этим они самостоятельны, независимы друг от друга;

юридическое положение участников гражданских правоотношений характеризуется  началом равенства; они не находятся  в административном подчинении друг к другу;

основными юридическими фактами, порождающими, изменяющими и прекращающими  гражданские правоотношения, являются акты свободного волеизъявления субъектов - сделки;

в качестве правовых гарантий реального осуществления гражданских  прав и обязанностей, предоставленных  субъектам гражданских правоотношений, применяются главным образом  меры имущественного характера.

Поскольку гражданское правоотношение представляет собой правовую связь  участников, содержанием данного  правоотношения являются их субъективные права и обязанности.

Субъективными права и  обязанности называются исключительно  по той причине, что они принадлежат  конкретным лицам, участникам (или субъектам) правовых отношений.

Субъективное гражданское  право - это мера возможного, дозволенного поведения участника гражданского правоотношения. Содержание субъективного  права составляют юридические возможности, предоставленные субъекту правоотношения. Они называются правомочиями.

Несмотря на большое разнообразие содержания субъективных гражданских  прав, в конечном счете их можно представить как результат разновариантных комбинаций трех правомочий:

1) правомочия требования - т.е. возможность требовать от  обязанного субъекта исполнения  возложенных на него обязанностей;

2) правомочия на собственные  действия, означающие возможность  самостоятельно совершать фактические  и юридически значимые действия (например, при открытии наследства);

3) правомочия на защиту, т.е. возможность использования  или требование использования  государственно-принудительных мер  в случаях нарушения субъективного  права. 

В содержание гражданского правоотношения входят не только правомочия, но и юридические  обязанности.

Под юридической обязанностью понимается мера должного поведения  обязанного лица. Сущность гражданско-правовой обязанности состоит в том, что  субъект должен совершить определенные действия или воздержаться от совершения социально-вредных действий. Например, в договоре купли-продажи каждый субъект имеет и правомочия и  юридические обязанности. Покупатель вправе требовать передачи приобретенной  вещи, но обязать уплатить определенную в договоре сумму. Продавец вправе требовать  уплаты денег и обязан передать покупателю вещь.

Таким образом, субъективные права переплетаются с субъективными  обязанностями, что и составляет содержание подавляющего большинства  гражданских правоотношений.

Гражданские правоотношения многочисленны и разнообразны. Различаются  имущественные и неимущественные, простые и сложные, абсолютные и  относительные правоотношения.

Имущественные правоотношения всегда связаны с нахождением  имущества у определенного лица, либо с передачей имущества одним  лицом другому. Объектом в имущественных  правоотношениях выступают материальные блага (имущество).

Неимущественные правоотношения всегда связаны с пользованием нематериальных благ: авторство на произведение, изобретение; личное имя, товарный знак; честь и  достоинство и т.д.

Простыми называются правоотношения, в которых лицу принадлежит только одно право, а другому - только одна обязанность (беспроцентный заем, безвозмездное  хранение).

Сложными являются правоотношения, в которых обе стороны обладают как правами, так и обязанностями (купля-продажа, имущественный найм, поставка, перевозка и др.).

Абсолютными называются правоотношения, в которых лицу, обладающему субъективным гражданским правом, противостоит неопределенный круг обязанных лиц (правоотношения собственности, личные неимущественные  правоотношения).

Относительными считаются  правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит строго определенный круг заранее известных лиц (договор купли-продажи, поставки, перевозки, хранение и др.).

42. Признание физического лица  частично дееспособным  или недееспособным. Опека и попечительство.

Гражданская дееспособность, т.е. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для  себя гражданские обязанности и  исполнять их, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия.

В случае, когда законом  допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает  дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ст.  21). Брачный возраст – 18 лет, может  быть снижен на 2 года (ст.  13 СК РФ). Никто  не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в  случаях и в порядке, установленных  законом (ст.  22 ГК).

За малолетних сделки могут  совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Вместе с тем малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на  безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения  либо государственной регистрации

    3) сделки по  распоряжению средствами, предоставленными  законным представителем или  с согласия последнего третьим  лицом для определенной цели  или для свободного распоряжения.

    Имущественную  ответственность по сделкам малолетнего,  в т.ч. по сделкам, совершенным  им самостоятельно, несут его  родители, усыновители или опекуны,  если не докажут, что обязательство  было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с  законом также отвечают за  вред, причиненный малолетними (ст.  28 ГК).

    Несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет совершают  сделки с письменного согласия  своих законных представителей  – родителей, усыновителей или  попечителя.

    Сделка, совершенная  таким несовершеннолетним, действительна  также при ее последующем письменном  одобрении его законными представителями.  Однако несовершеннолетние в  возрасте от 14 до 18 лет вправе  самостоятельно, без согласия родителей  и попечителя:

    1) распоряжаться  своим заработком, стипендией и  иными доходами;

    2) осуществлять  права автора произведения науки,  литературы или искусства, изобретения  или иного охраняемого законом  результата своей интеллектуальной  деятельности;

    3) в соответствии  с законом вносить вклады в  кредитные учреждения и распоряжаться  ими;

    4) совершать мелкие  бытовые сделки и иные сделки, которые вправе совершать самостоятельно  малолетние.

    По достижении 16 лет несовершеннолетние также  вправе быть членами кооперативов  в соответствии с законами  о кооперации. Несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно  несут имущественную ответственность  по совершенным ими сделкам.

    При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме при вступлении в брак (п. 2 ст.  21 ГК) или в результате эмансипации (ст.  27 ГК). Согласно ст.  27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

    Гражданин может  быть в судебном порядке признан  недееспособным (ст.  29 ГК) или ограничен  в дееспособности (ст.  30 ГК). Так,  гражданин, который вследствие  злоупотребления спиртными напитками  или наркотическими средствами  ставит свою семью в тяжелое  материальное положение, может  быть ограничен судом в дееспособности  в порядке, установленном гражданским  процессуальным законодательством.  Над ним устанавливается попечительство. Он вправе самостоятельно совершать  мелкие бытовые сделки. Совершать  другие сделки, а также получать  заработок, пенсию и иные доходы  и распоряжаться ими он может  лишь с согласия попечителя. Однако  такой гражданин самостоятельно  несет имущественную ответственность  по совершенным им сделкам  и за причиненный им вред.

Информация о работе Курс лекций по "Правоведению"