Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:39, дипломная работа
Актуальность и новизна темы исследования обусловлена следующими положениями. Важным средством правового урегулирования имущественных и неимущественных отношений в сфере интеллектуальной собственности является договор. Договор — это соглашение двух или большего числа лиц об осуществлении определенных действий и установлении регулирующих такие действия взаимных прав и обязанностей, исполнение которых обеспечивается всеми мерами государственно-организационного принуждения. Он служит основанием обязательств сторон, возникающих из установленных ими прав и обязанностей.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и содержание института лицензионного
договора……………………………………………………………………..8
1.1 Правовая природа лицензионного договора……………………….8
1.2. Содержание и особенности лицензионного договора…………...21
Глава 2. Особенности передачи по лицензионному договору отдельных видов исключительных прав…………………………………..32
2.1 Лицензионный договор на передачу прав. автора компьютерных программ………………………………………………………………………..32
2.2 Договор на передачу товарных знаков…………………………….42
2.3 Лицензионный договор на селекционные достижения………….51
2.4 Особенности передачи прав на информацию, составляющую секрет производства……………………………………………………………58
Заключение…………………………………...……………………………70
Список использованной литературы…………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2. Содержание и особенности
лицензионного договора…………...
Глава 2. Особенности передачи по лицензионному договору отдельных видов исключительных прав…………………………………..32
2.1 Лицензионный договор
на передачу прав. автора компьютерных
программ…………………………………………………………
2.2 Договор
на передачу товарных знаков………
2.3 Лицензионный
договор на селекционные
2.4 Особенности
передачи прав на информацию, составляющую
секрет производства………………………………………………
Заключение…………………………………...…………
Список использованной литературы…………………………………..72
Введение
Актуальность и новизна темы исследования
обусловлена следующими положениями.
Важным средством правового урегулирования
имущественных и неимущественных отношений
в сфере интеллектуальной собственности
является договор. Договор — это соглашение
двух или большего числа лиц об осуществлении
определенных действий и установлении
регулирующих такие действия взаимных
прав и обязанностей, исполнение которых
обеспечивается всеми мерами государственно-
Использование
произведения автора другими лицами
(пользователями) осуществляется на основании
авторского договора, кроме случаев,
специально указанных законом. Договорная
форма использования
По существу, понятие «авторский договор» эквивалентно понятию «лицензионный договор». Лицензионными называется большинство соглашений о предоставлении права использования интеллектуальной собственности. Суть этих соглашений заключается в одном и том же — обладатель исключительных прав на объект интеллектуальной собственности предоставляет это право для использования третьим лицам.1
Новизна исследуемой темы также обусловлена принятием части IV Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», вступившей в силу с 1 января 2008 года2. То есть, первого кодифицированного нормативно-правового акта в истории российского законодательства, решившего проблему разобщённости правовых норм, регулирующих объекты интеллектуальной собственности с расширением защиты за счёт новых видов интеллектуальных прав, ранее не охранявшихся вовсе. Хотя часть Четвёртая Гражданского кодекса РФ текстуально в значительной части повторяет положения ранее действующих законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе положения Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", однако имеется также ряд нововведений, породивших доктринальную полемику среди цивилистов.
Законопроект части IV Гражданского кодекса РФ создавался группой разработчиков во главе с профессором Маковским А.Л., руководителем Исследовательского Центра частного права при Президенте РФ. Долгожданный законопроект такой важности представлял депутатам Государственной Думы лично тогда Первый вице-премьер, а в настоящее время Президент РФ Дмитрий Медведев, который назвал этот документ Конституцией для участников рынка интеллектуальной собственности.
Объект данного исследования составляют гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе передачи исключительных прав автора по лицензионному договору. Предметом являются нормы, опосредующие правовое регулирование отношений по заключению, исполнению и прекращению авторского (лицензионного) договора.
Цель данной работы - всесторонний теоретический и практический анализ института лицензионного договора и связанных с ним правоотношений.
В соответствии с этой целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить особенности объекта лицензионного договора;
2. Выявить правовую природу авторского договора и определить его основные виды;
3. Изучить
особенности передачи по
4. Рассмотреть особенности договора авторского заказа;
5. Определить
проблемы передачи по
6. Изучить
особенности авторских
7. Выявить проблемы передачи по авторскому договору секретов производства (ноу-хау).
8. Произвести анализ судебной практики по делам о нарушении условий лицензионных договоров.
Цели и задачи работы определяют её структуру. Работа состоит из двух логически связанных между собой глав, введения и заключения. Главы разделены на шесть параграфов. Выводы по теме исследования и положения, выносимые на защиту, сосредоточены в заключительной части. Анализ судебной практики не сосредоточен в одном параграфе, а производится в каждой части второй главы по отдельным вопросам.
В качестве теоретических источников при подготовке работы были использованы труды известных ученых-правоведов, таких как: Дозорцев В.А., Еременко В.И., Садиков О.Н., Подшибихин Л.И., Симкин Л.С.
Основные положения, выносимые на защиту:
Исключительное право состоит из двух основных правомочий: правомочия использования и правомочия распоряжения. Причём, правомочие распоряжения имеет первостепенное значение в современных экономических и социальных условиях России. Договорная форма использования произведений в большей степени обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определённые права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль.
Следует согласиться с мнением, что «если бы авторское законодательство признавало бы за первыми правообладателями только одно право самостоятельно осуществлять принадлежащие им права, экономическая сущность копирайта была бы невелика... Именно поэтому авторские права наделяются стоимостной, имущественной природой, что позволяет правообладателю распоряжаться ими по собственному усмотрению, чаще всего - путём заключения договора об их уступке (передаче) или лицензионного соглашения»3.
Современному правосознанию свойственен подход к произведениям и объектам смежных прав как к товару. Следствием этого является распространение доктрин, допускающих широкий спектр сделок с исключительными правами, в том числе и полное отчуждение исключительного права на произведение.
Ныне действующая часть IV Гражданского кодекса РФ от закрепления развёрнутого определения лицензионного договора отказалась, впрочем, как и предшествующее законодательство об интеллектуальной собственности. Однако, анализ её норм позволяет сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор передаёт или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами, либо в полном объёме.
Анализируя лицензионный договор, все специалисты подчёркивают его гражданско-правовой характер и указывают на его самостоятельность в ряду других гражданско-правовых договоров, что также подтверждается систематизацией ранее разобщённых норм, регулирующих правоотношения в сфере интеллектуальной деятельности, в отдельную часть Гражданского кодекса РФ. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторские договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например, правила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушение и так далее.
По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер. Вместе с тем не исключены реальные, односторонние и безвозмездные авторские договоры4.
В российской юридической науке на протяжении многих лет продолжается спор о природе лицензионного договора. Суть разногласий сводится к вопросу о том, уступает ли автор контрагенту свои права на произведение или лишь разрешает его использование на определённых условиях (лицензионный договор). В этой связи в литературе выдвинуты и подробно обоснованы теория уступки (передачи) и теория разрешения, каждая из которых имеет своих сторонников и пропагандистов.
Таким образом, традиционно основной вопрос при изучении авторских договоров сводится к решению проблемы определения предмета указанных договоров – уступка прав или выдача разрешений. Различие между уступкой права и выдачей разрешения на использование (лицензии) сформулировано ещё Г.Ф. Шершеневичем. Имеется и компромиссная точка зрения, согласно которой один тип авторского договора, а именно договор о передаче произведения для использования, не предусматривает уступки авторских прав, а лишь разрешает использование произведения; второй же тип авторского договора, т.е. авторский лицензионный договор, может включать передачу авторских прав пользователю. В настоящей работе нет необходимости подробно останавливаться на анализе достоинств той или иной теории и приводимых аргументах, тем более что в литературе данный вопрос получил более чем достаточное освещение5. Отметим лишь, что в настоящее время, в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, перестройкой законодательства и освобождением юридической науки от многих идеологических догм, доводы сторонников теории разрешения, состоявшие в основном в обосновании особой социалистической природы авторского права в советском праве, а также существовавшем ранее запрете на самостоятельное воспроизведение и распространение произведений самими авторами, оказались совершенно несостоятельными.
Ныне действующее
Новое авторское законодательство не предусматривает существования каких-либо типовых авторских договоров, которые были до недавнего времени неотъемлемой чертой советского авторского законодательства (типовой издательский договор на литературные произведения, типовой издательский договор на произведения изобразительного искусства, типовой издательский договор на музыкальные произведения, имеющих силу подзаконных актов), а исходит из принципа свободы авторского договора. В этой связи все названные выше типовые авторские договоры утратили свою обязательную юридическую силу.