Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:38, курсовая работа
Наследование связано непосредственно с разделом имущества ушедшего из жизни. Ежедневно граждане нашей страны и всего мира вступают в отношения наследования. Так или иначе, каждый из нас является потенциальным наследником (возможно, даже не единожды), либо наследодателем.
Наследование по закону:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАКОНУ 4
1.1. Правовая сущность наследования по закону 4
1.2. Очереди наследников 5
1.3. Права отдельных категорий лиц при наследовании 11
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАКОНУ 17
2.1. Проблемы правового регулирования наследования по закону 17
2.2. Пути совершенствования законодательства, регулирующего наследование по закону 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Наследование по завещанию:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАВЕЩАНИЮ 5
1.1. Понятие и виды завещаний 5
1.2. Форма и порядок совершения завещания 13
1.3. Отмена, изменение и недействительность завещания 24
1.4. Завещательные распоряжения правами на денежные средства в банках 28
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАСЛЕДОВАНИЮ ПО ЗАВЕЩАНИЮ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
2. Вопрос о наследственных правах усыновленных был решен в первом акте советского законодательства, определявшем судьбу имущества умершего собственника. В соответствии с Декретом ВЦИК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» нуждающиеся нетрудоспособные родственники по прямой нисходящей и восходящей линиям, полнородные и неполнородные братья и сестры и супруг умершего имели право на получение «содержания из оставшегося после него имущества» (ст. 2) либо, если имущество умершего не превышало 10 000 рублей и состояло, в частности, «из усадьбы, домащней обстановки и средств производства трудового хозяйства в городе и деревне», на получение этого имущества целиком в свое «непосредственное управление и распоряжение» (ст. 9). При этом «усыновленные, приемыши, приймаки и их потомство по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновленным, приемышам, приймакам и их потомству» приравнивались «к родственникам по происхождению» (примеч. 2 к ст. 2).
В первоначальном тексте ст. 418 ГК РСФСР 1922 г. при указании в числе наследников по закону «прямых нисходящих (детей, внуков и правнуков)» в отличие от Декрета от 27 апреля 1918 г. не упоминалось о наследственных правах усыновленных детей, поскольку к моменту принятия ГК РСФСР эти вопросы были разрешены в Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС)15, приравнявшем к родственникам по происхождению «усыновленных, приемышей и приймаков и их потомство по отношению к усыновителям» и «усыновителей по отношению к усыновленным, приемышам и приймакам и к их потомству» (ст. 182). При этом ст. 183 КЗАГС запрещала на будущее время усыновление как своих родных, так и чужих детей, причем было установлено, что всякое такое усыновление, произведенное после введения в действие КЗАГС, «не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновленных». В этот период доктрина признавала наследственные права лиц, усыновленных до 22 октября 1918 г., которые подлежали призванию к наследованию после усыновителя на равных с прочими, перечисленными в ст. 418 ГК РСФСР наследниками правах и основаниях. В. И. Серебровский, кроме того, распространял действие ст. 182 КЗАГС не только на детей наследодателя, но и на его внуков и правнуков.
3. Усыновление было введено вновь Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г., придавшим, кроме того, юридическую силу фактическому усыновлению, имевшему место в период действия КЗАГС, и получило свое законодательное закрепление в КЗоБСО РСФСР, предусматривавшем, что «усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновляемым и их потомству в личных и имущественных правах и обязанностях приравниваются к родственникам по происхождению» (ст. 64). В этой связи 6 апреля 1928 г. в ст. 418 ГК РСФСР было включено прямое упоминание об «усыновленных (с их нисходящими)» как о наследниках по закону, хотя в литературе наследственные права усыновленных по прежнему обосновывались ссылкой на ст. 64 КЗоБСО РСФСР.
Признавая необходимым соблюдение всех установленных законом формальностей усыновления (ст. 57—67 КЗоБСО РСФСР), судебная практика и доктрина считали недопустимым применение к фактически усыновленному (так называемому приемышу) неблагоприятных последствий того, что усыновление не было надлежащим образом оформлено. Несправедливость лишения фактически усыновленных детей (пасынков или чужих), находившихся на воспитании в семье наследодателя, подкреплялась обычно доводами о защите интересов этих детей путем закрепления их права на получение алиментов от отчимов (мачех) и фактических воспитателей (ст. 42', 433 КЗоБСО РСФСР).
Проведенное дипломное исследование позволяет сформулировать следующие возможные изменения законодательства, регулирующего наследование по закону:
1. Предлагается ограничить
число наследников по закону
третьей степенью родства.
2. Предлагается дополнить
ст. 1142 ГК РФ пунктом третьим
относительно права
В настоящее время в условиях перехода к рыночным отношениям уровень, доходов дедушки (бабушки), как правило, пенсионеров, не соответствует прожиточному минимуму. В связи с этим; обеспечительная функция наследственного права не только не потеряла своего значения; хотя такие суждения высказывались в юридической литературе, а наоборот, приобрела особую социальную остроту и социальную значимость.
3. Предлагается; внести изменения в п. 3 ст. 1145 ГК РФ; дополнив ее абзацем вторым включив в круг наследников по закону воспитанников и фактических: воспитателей, наряду, с пасынками, падчерицами, отчимом и мачехой; и предоставить им взаимные наследственные права.
Предлагается также дополнить п.3 ст. 1145 ГК РФ абзацем третьим, закрепив норму о том, что, «суд вправе: по заявлению заинтересованного лица отстранить от наследования по закону отчима и (или) мачеху, а также фактических воспитателей наследодателя, если последние содержали или воспитывали пасынков (падчериц), воспитанников менее пяти лет, а также содержали или воспитывали своих воспитанников, пасынков (падчериц) не надлежащим образом».
4. Предлагается дополнить
п. 1 ст. 1119 ГК РФ абзацем третьим
относительно права наследодате
Предлагается также внести изменения в п. 1 ст. 1119 ГК РФ,. дополнив ее абзацем четвертым, закрепив положение о том, что, «если к моменту открытия наследства родственник по нисходящей линии в течение продолжительного времени более не ведет расточительного образа жизни, либо более не существует излишнего обременения долгами, которое послужило основанием для вынесения завещания, то суд может признать завещание в этой части недействительным».
5. Предлагается дополнить ст. 1169 ГК РФ положением о том, что «предметы домашней обстановки и обихода переходят к лицам, проживавшим совместно с наследодателем до его смерти не менее года». Предлагается также внести изменения в ст. 1169 ГК РФ, дополнив ее частью второй, закрепив положение о том, что «лица, наследующие по праву представления, проживавшие на день открытия наследства совместно с наследодателем не менее года, имеют при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли предметов обычной домашней обстановки и обихода».
6. В п. 3 ст. 1151 ГК РФ
предусмотрено издание
7. С учетом увеличения
круга наследников по закону
и связанного с ним усложнения
сбора необходимых документов, очевидно,
следует расширить перечень
8. Очевидным пробелом
законодательства является
По результатам проведенного исследования особенностей наследования по закону в российском гражданском праве можно сформулировать следующие обобщающие выводы.
Наследственное право относится к одним из наиболее распространенных и востребованных практикой институтов гражданского права.
Эволюция отечественного
наследственного
Новый ГК, сохранив по существу без изменений четыре очереди наследников по закону, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, добавил к ним еще четыре (см. ст. 1145 и п. Зет. 1148 ГК).
Одна из основных причин увеличить число очередей наследников по закону — довести их до восьми (и это не скрывалось, а афишировалось, подавалось как несомненное достоинство нового закона о наследовании) — состоит в том, чтобы свести к минимуму случаи перехода наследства как выморочного в собственность Российской Федерации. Насколько оправдан такой подход — покажет будущее.
Новый ГК сохранил принцип призвания наследников по закону к наследованию, который был закреплен и ранее действовавшим законодательством: наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей.
Вслед за этим разъясняется, что следует понимать под указанием закона: если нет наследников предшествующих очередей. Их нет, если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования как недостойные наследники (ст. 1117 ГК), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119 ГК), либо никто из них не принял наследство, либо они отказались от наследства.
При наследовании по закону, круг наследодателей определяется очередностью. Как и раньше, наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей. Означает это, что наследники предыдущей очереди: отсутствуют; никто из них не имеет права наследовать; все они отстранены от наследования; лишены наследства; не приняли наследства; все они отказались от наследства. При наследовании по закону необходимо учитывать следующие ограничения:
В том случае, если наследник по закону умирает до открытия наследства или одновременно с наследодателем, его доля переходит к его потомкам. Такое правило установлено не для всех очередей, а только для первой, второй и третьей.
Законодательное расширение круга наследников по закону, с одной стороны, ограничивает вероятность того, что имущество, в конце концов, унаследует государство. С другой стороны, расширение круга наследников влечёт за собой увеличение числа претендентов на наследство
Отечественной доктриной гражданского права создано целостное учение о праве представления, последовательно разрешающее подавляющую часть возникающих в связи с этим институтом проблем. Прежде всего наследование по праву представления признается лишь особым порядком призвания к наследованию наследников по закону. Отсюда следуют два практически важных вывода. Во-первых, представляющие наследники являются непосредственными и самостоятельными преемниками наследодателя. Эти права они приобретают на основании закона в силу кровного родства с наследодателем, а не в качестве преемников или представителей наследников более близких степеней, умерших до открытия наследства.
Никакого перехода наследственной
доли от наследодателя к представляемом
Создав целостное учение о наследовании по праву представления, доктрина, однако, не смогла дать однозначного разрешения целого ряда вопросов, касающихся правового статуса представляющих наследников, что не в последнюю очередь повлияло и на содержание действующего позитивного регулирования этих отношений.
Ключевым для разрешения большинства коллизий, является вопрос об отнесении представляющих наследников к определенной очереди наследников по закону.
Если согласиться с
тем, что соответствующие
Другим уязвимым местом позиции, исключающей представляющих наследников из состава соответствующих очередей, является невозможность включения их в какую-либо иную помимо первых трех очередей. Нет законных оснований и для включения их, по аналогии с иждивенцами (ст. 1148 ГК РФ), в особую, «плавающую» очередь, которая всегда присоединяется к той очереди, которая призывается к наследованию.