Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности и порядок осуществления опеки и попечительства
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия опеки и попечительства.
2. Изучить порядок назначения и осуществления опеки и попечительства.
3. Раскрыть особенности опеки и попечительства в городе Омске
4. Проанализировать программы содействия семье в городе Омске

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 2
ГЛАВА1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА…………………... ………………………………………………………… ..3
Сущность понятия опека и попечительство…………………………….. 3
Порядок назначения и осуществления опеки и попечительства……..... 5
Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия……………. 9
Выводы…………………………………………………………………………. 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПО-
ПЕЧИТЕЛЬСТВУ В Г.ОМСКЕ ……………………………………………….15
2.1. Опека и попечительство в городе Омске………………………………....15
2.2. Программа поддержки семье на примере государственного образовательного учреждения Омской области «Центр дополнительного образов-
ания детей и поддержки семьи»……………………………………………….17
2.3. Методические рекомендации для лиц, желающих оформить опеку
(попечительство) в городе Омске …………………………………………......19
2.4.Рекомендации по улучшению организации деятельности органов мест-
ного самоуправления по опеке и попечительству……………………………23
Выводы……………………………………………………………………….....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 34
Приложение 1. Перечень документов необходимых для установления опе-
ки (попечительства)…………………………………………………………….35
Приложение 2. Социологический опрос на тему: Опека и попечительство..36
Приложение 3. Органы опеки и попечительства Омска и Омской области..37

Вложенные файлы: 1 файл

опека и попечительство.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

При установлении опеки или попечительства над  несовершеннолетними к опекунам и попечителям также предъявляется ряд дополнительных требований. Ведь основная задача опеки и попечительства - это создание для несовершеннолетнего, условий, максимально приближенных к семейному воспитанию, предпочтение при выборе опекуна или попечителя отдается семейным парам.

По общему правилу  опека и попечительство носят  безвозмездный характер. Содержание подопечного осуществляется за счет его имущества, пенсии или пособия. Это позволяет защитить интересы подопечного и избежать согласия на назначение опекуном или попечителем из корыстных побуждений [4, c. 71].

Осуществление опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента вынесения органом исполнительной власти местного самоуправления решения о назначении опекуна (попечителя). Ему выдается опекунское удостоверение. Являясь законным представителем подопечного, опекун может совершать все действия, которые мог бы совершать подопечный, если бы был полностью дееспособным. Закон предусматривает, и определенные исключения из этого правила, имеющие целью оградить подопечного от возможных злоупотреблений со стороны опекуна. Опекун не вправе совершать, а попечитель - давать соглашение на совершение ряда сделок, таких как дарение, обмен, сдача в аренду имущества подопечного и т.д., влекущих уменьшение имущества подопечного без согласия органов опеки и попечительства.

Опекун или попечитель с согласия соответствующих органов  может распоряжаться доходами своего подопечного исключительно в  его интересах. Для этих целей могут использоваться и доходы, полученные от управления имуществом подопечного.

Защите имущественных  прав подопечного служит закрепленное в законе положение о том, что ни опекуны и попечители, ни их близкие родственники и супруги не вправе совершать какие-либо сделки с подопечным. Исключение предусмотрено лишь для передачи подопечному имущества в безвозмездное пользование или в качестве дара. Опекун также не имеет права представлять своего подопечного в сделках, где одной из сторон являются родственники или супруг опекуна (попечителя).

Опекуны и попечители обязаны проживать вместе со своими подопечными. В случаях, если опека или попечительство устанавливаются над несовершеннолетними, это способствует формированию вокруг них семейной атмосферы, способствующей успешному воспитанию, а при проживании опекуна вместе с душевнобольным человеком позволяет оказывать последнему необходимый медицинский уход, следить за своевременным приемом лекарств и прохождением процедур. Также это обеспечивает безопасность, как самого подопечного, так и окружающих его людей [9, с.179].

Опекунами и попечителями могут быть не только граждане, но и  юридические лица: образовательные  и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, некоторые  другие аналогичные учреждения, а  также сами органы опеки и попечительства. Задачи по опеке и попечительству возлагаются в таких случаях на администрацию указанных учреждений.

Перечисленные организации  имеют тот же объем прав и обязанностей, что и граждане-опекуны (попечители). В частности, они также несут ответственность за действия своих подопечных [15, c.61].

Опекун или  попечитель ежегодно не позднее 1 февраля  текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). Отчет о сохранности и управлении имуществом подопечного предоставляется в органы опеки и попечительства всеми без исключения опекунами и попечителями, в том числе приемными родителями и патронатными воспитателями.

 Отчет предусматривает  предоставление сведений о доходах  подопечного и произведенных опекуном или попечителем расходах, об отчуждении, приобретении и использовании имущества (недвижимого и движимого), о сохранности имущества подопечного и т.д.

 Утвержденная  форма отчета предусматривает  наличие разделов по всем возможным видам имущества подопечного.

 Однако опекун  или попечитель заполняет в  указанном отчете только те  разделы, которые относятся к  понесенным им расходам (иным  осуществленным действиям), и только в части имущества, принадлежащего его подопечному.

 Необходимо обращать внимание на то, что отчет должен обязательно содержать, помимо прочих сведений, даты получения сумм со счета подопечного, даты произведенных за счет сумм, полученных со счета подопечного, затрат для нужд подопечного. В соответствии с примечанием к пункту 8 отчета при невозможности предоставить платежные и иные документы, подтверждающие текущие расходы опекуна (попечителя), либо в случае покупки продуктов питания опекун (попечитель) вправе приложить к отчету расписку в простой письменной форме о расходах, произведенных им в отчетный период [13, c. 105].

 В случае  если подопечный, достигший возраста  четырнадцати лет, лично получает  причитающиеся ему денежные средства  в виде пенсий, пособий, алиментов, то опекун или попечитель за указанные денежные средства не отчитывается и прикладывает к отчету расписку в простой письменной форме, подтверждающую, что соответствующие денежные средства подопечный получает лично и расходует их на личные нужды.

 Специальные  требования, установленные статьей  25 Федерального закона от 28 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в части обязанности опекунов или попечителей ежегодно предоставлять письменный отчет о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного, относятся исключительно к опекунам или попечителям несовершеннолетних граждан – то есть к лицам, которые специально назначены органом опеки и попечительства в целях защиты прав и интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства [14, c. 138].

Опека или попечительство прекращается:

  • в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
  • по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
  • при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
  • в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 Опека над  детьми несовершеннолетних родителей  прекращается по основаниям, указанным  выше, а также по достижении такими детьми возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

 Опекун, попечитель  могут быть освобождены от  исполнения своих обязанностей  по их просьбе. 

 Орган опеки  и попечительства может освободить  опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

 Орган опеки  и попечительства вправе отстранить  опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.

 Отстранение  опекуна или попечителя от  исполнения возложенных на них  обязанностей допускается в случае:

ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

выявления органом  опеки и попечительства фактов существенного  нарушения опекуном или попечителем  установленных федеральным законом  или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

 Акт органа  опеки и попечительства об  освобождении опекуна или попечителя  от исполнения возложенных на  них обязанностей либо об их  отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.

В ГК РФ (а также  в Семейном кодексе, других законах  и подзаконных актах) подробно урегулированы  административные и технико-юридические  вопросы, касающиеся органов опеки и попечительства, прав и обязанностей опекунов и попечителей, исполнения опекунами своих обязанностей, распоряжения имуществом подопечного, доверительного управления имуществом подопечного, освобождения и устранения опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей [10, c.93].

 

    1. Органы опеки и попечительства

 

  В соответствии с действующим законодательством осуществление мер по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства – органы местного самоуправления по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве). Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними определяются ими самостоятельно на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законодательством субъектов РФ, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [20,c. 58].

Практически во всех субъектах Федерации приняты законы, регулирующие вопросы опеки и попечительства, а в каждом муниципальном образовании должны быть приняты нормативные правовые акты по осуществлению работы по опеке и попечительству. Как правило, эти вопросы включаются в уставы муниципальных образований, однако во многих муниципалитетах они не урегулированы.

Основными направлениями  деятельности органов опеки и  попечительства являются:

  • выявление детей, нуждающихся в государственной защите, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • устройство детей, оставшихся без попечения родителей и контроль за условиями их жизни;
  • защита имущественных, жилищных прав и иных прав и интересов детей (в том числе и в судебном порядке);
  • рассмотрение вопроса вступления в брак лиц, в возрасте от 16 до 18 лет;
  • рассмотрение вопроса об изменении имени, фамилии несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет;
  • рассмотрение вопроса признания несовершеннолетнего в возрасте старше 16 лет полностью дееспособным (эмансипированным);
  • учреждение опеки над гражданами, признанными судом недееспособными;
  • учет лиц, желающих стать усыновителями несовершеннолетнего ребенка;
  • разрешение спорных вопросов между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;
  • направление в госучреждения на полное гособеспечение граждан, признанных судом недееспособными;
  • защита имущественных, жилищных прав и иных прав и интересов недееспособных граждан (в том числе и в судебном порядке).

Согласно статье 7 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства должны выполнять следующие задачи:

1) защита прав  и законных интересов граждан,  нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за  деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за  сохранностью имущества и управлением  имуществом граждан, находящихся  под опекой или попечительством  либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4) на органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [2, c. 42].

Полномочия  органов опеки и попечительства:

1) выявление  и учет граждан, нуждающихся  в установлении над ними опеки  или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление  надзора за деятельностью опекунов  и попечителей, деятельностью  организаций, в которые помещены  недееспособные или не полностью  дееспособные граждане;

5) освобождение  и отстранение в соответствии  с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в  соответствии с настоящим Федеральным  законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение  договоров доверительного управления  имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление  законных интересов несовершеннолетних  граждан и недееспособных граждан,  находящихся под опекой или  попечительством, в отношениях  с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

Информация о работе Опека и попечительство