Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности и порядок осуществления опеки и попечительства
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия опеки и попечительства.
2. Изучить порядок назначения и осуществления опеки и попечительства.
3. Раскрыть особенности опеки и попечительства в городе Омске
4. Проанализировать программы содействия семье в городе Омске

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 2
ГЛАВА1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА…………………... ………………………………………………………… ..3
Сущность понятия опека и попечительство…………………………….. 3
Порядок назначения и осуществления опеки и попечительства……..... 5
Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия……………. 9
Выводы…………………………………………………………………………. 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПО-
ПЕЧИТЕЛЬСТВУ В Г.ОМСКЕ ……………………………………………….15
2.1. Опека и попечительство в городе Омске………………………………....15
2.2. Программа поддержки семье на примере государственного образовательного учреждения Омской области «Центр дополнительного образов-
ания детей и поддержки семьи»……………………………………………….17
2.3. Методические рекомендации для лиц, желающих оформить опеку
(попечительство) в городе Омске …………………………………………......19
2.4.Рекомендации по улучшению организации деятельности органов мест-
ного самоуправления по опеке и попечительству……………………………23
Выводы……………………………………………………………………….....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 34
Приложение 1. Перечень документов необходимых для установления опе-
ки (попечительства)…………………………………………………………….35
Приложение 2. Социологический опрос на тему: Опека и попечительство..36
Приложение 3. Органы опеки и попечительства Омска и Омской области..37

Вложенные файлы: 1 файл

опека и попечительство.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Программа поддержки семье на примере государственного образовательного учреждения Омской области «Центр дополнительного образования детей и поддержки семьи»

  По распоряжению Правительства Омской области от 5 марта 2008г. № 29 - рп, в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей и оказания психологической поддержки семьям, было создано государственное образовательное учреждение Омской области «Центр дополнительного образования детей и поддержки семьи».

 Целями деятельности Центра являются:

1. Всестороннее  удовлетворение образовательных  потребностей детей.

2. Психологическая поддержка семей.

 Основные  виды деятельности Центра:

  1. организация образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, в том числе дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, научно-технической направленности.
  2. привлечение граждан, желающих стать приемными родителями, опекунами (попечителями), усыновителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем проведения общественных мероприятий, размещения информации о возможных способах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в средствах массовой информации.
  3. психолого-педагогическая подготовка и оценка способности граждан стать опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  4. формирование банка данных о семьях, прошедших психолого-педагогическую подготовку, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  5. оказание психолого-педагогической помощи, юридической помощи замещающим семьям, детям, лицам из числа детей сирот и детей,     оставшихся без попечения родителей, выпускникам детских домов и интернатных учреждений, а так же семьям, которые нуждаются в данной помощи.
  6. организация установления связей между приемными семьями, их взаимодействия и обмена опытом.
  7. анонимное консультирование детей, приемных родителей с целью снятия стрессовых ситуаций, предотвращения возврата детей в интернатные учреждения и детские дома.
  8. мониторинг развития взаимоотношений в приемных семьях.
  9. проведение разъяснительной работы с населением по вопросам выявления фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми.
  10. взаимодействие по вопросам, входящим в компетенцию Центра, с органами опеки и попечительства.
  11. реализация дополнительных образовательных услуг в форме различных лекций, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

По данным видам  деятельности педагогический коллектив работает по программам, составленным совместно с Министерством образования Омской области и БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», которые включают в себя следующие формы работы:

  • психологическая диагностика кандидатов в приёмные родители, которая направлена на выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, межличностного поведения и детско-родительских отношений;
  • «Школа приёмных родителей», где кроме обычного обмена опытом между приёмными родителями, предусмотрены консультации, дискуссии, работа в группах по темам: "Приглашение к сотрудничеству. Приёмные родители и приёмные дети. Внутренний мир ребёнка. Как его сохранить. Детский дом как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Как проявлять свою любовь к ребёнку. Этапы адаптации ребёнка в семье".
  • юридические основы жизнедеятельности приёмной семьи;
  • телефонная службы доверия, которая предполагает ведение телефонных переговоров с гражданами, желающими взять ребёнка в семью, получение краткой информации, помощь и консультации во время «проблемных периодов», консультации по подготовке документов на любую из форм жизнеустройства ребёнка;
  • «Семейная гостиная»;
  • постинтернатное сопровождение детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • проведение культурно - досуговых мероприятий и т.д.

   Центр  взаимодействует по вопросам, входящим  в его компетенцию, с Министерством  образования Омской области, органами  опеки и попечительства, ГУ ОО «Медико-психолого-педагогическая комиссия», БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»: кафедрой педагогики и психологии, Центром психолого-педагогического сопровождения детских домов.     

   Для работы  с районными Комитетами и Управлениями  образования Омской области заключены  Соглашения о взаимодействии в сфере организации психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей, а также семьями, желающими принять детей на воспитание в семью.

   Предусмотрены  дополнительные образовательные  услуги в форме разовых лекций, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

   Для детей  предлагаются занятия с педагогами  дополнительного образования физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, научно-технической направленности.

   ГОУ ОО  «Центр дополнительного образования  детей и поддержки семьи» призван  помочь ребёнку не только выжить  в новых условиях, но и стать  ему субъектом собственной жизни.  Этот субъект должен быть готов сделать сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, самостоятельно выработать идеи.

На сегодняшний  день Центр сопровождает 308 приёмных семей, созданных в 27 муниципальных районах Омской области и городе Омске, а также семьи опекунов и попечителей по запросу. С органами опеки и попечительства этих районов заключены договоры о взаимодействии по вопросам жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сопровождение представляет собой систему взаимосвязанных  видов деятельности, таких как:

• пропаганда замещающей семьи как одной из форм устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

• подготовка кандидатов в замещающие родители;

• оказание помощи замещающим семьям

С появлением подопечного  ребенка в семье появляются проблемы, связанные с адаптацией ребенка (стресс, провокация, агрессивность против кровных детей и др.), с непониманием поведения ребенка, ложью, воровством, трудностями в обучении, девиантным поведением, гиперактивностью.

Поэтому решение  о принятии ребенка в семью - это серьезный шаг, требующий подготовки будущих родителей.

У многих замещающих родителей отсутствует педагогическое или психологическое образование, однако воспитание ребёнка, особенно приёмного, требует соответствующего уровня компетентности в этих вопросах.

Опыт работы показал, что проведение подготовительных занятий с семьями до того, как они возьмут к себе ребенка, положительно отражается на результатах: уменьшается число неудачных попыток образования замещающей семьи, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в семью и его дальнейшего воспитания и развития.

Вся деятельность Центра направлена на сохранение семьи, на формирование ответственного родительства, в том числе, посредством индивидуальной работы с семьями.

 

2.3.  Методические рекомендации для лиц, желающих оформить опеку (попечительство) в городе Омске

 

Мною был  проведен социологический опрос  населения на тему опеки и попечительства (приложение 2). По итогам опроса можно сделать выводы, что лишь небольшая часть опрошенных (23%) могли бы взять под опеку ребенка. Предпочтения больше всего отдаются мальчикам, в возрасте до 6 лет. Детей с отклонениями в физическом или психическом развитии никто из мною опрошенных бы не взял бы под опеку или попечительство.

  В современных условиях жизни, большая часть населения не имеет правовой грамотности и не всегда знает, как поступить в той или иной ситуации, и не всегда  люди знают, куда обратится за получением квалифицированной помощи не только для оформления опеки, но и для получения другой помощи (методической, материальной и др.). Поэтому мною разработаны методические рекомендации в целях организации помощи людям, которые желают оформить опеку или попечительство, они раскрывают основные положения опеки (попечительства) Омска и Омской области.

Методические  рекомендации

Основные положения:

  1. Основные понятия:
    1. опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
    2. попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
    3. подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
    4. недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
    5. не полностью дееспособный гражданин - несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.[11. c. 216]
    6. Органы опеки и попечительства - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
  2. Основные положения назначения опекунов и попечителей:
    1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.
    2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.
    3. В случае если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.
    4. Временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.
    5. Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
    6. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.
    7. Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.
    8. Вред, причиненный личности подопечного или его имуществу вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Вред, причиненный несовершеннолетним или недееспособным гражданином в течение периода, когда в соответствии с частью 3 настоящей статьи орган опеки и попечительства временно исполнял обязанности опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

3. Ответственность  опекунов и попечителей:

3.1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.

3.2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

3.3. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

3.4. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

4.  Порядок  оформления опеки (попечительства):

4.1. Посещение органов опеки и попечительства по своему месту жительства для получения консультации по вопроса принятия ребенка в семью.

4.2. Обход врачей, сбор справок и подготовка документов для предоставления их в органы опеки и попечительства.

4.3. Предоставление собранных документов в органы опеки, рассмотрение документов и обследование специалистом органа опеки и попечительства жилищно-бытовых условий кандидата.

4.4. Подача заявления с просьбой о выдаче заключения о возможности быть усыновителем, опекуном или приемным родителем

4.5. Получение заключения и постановка на учет в качестве кандидата на принятие ребенка в свою семью на выбранную форму устройства.

4.6. Знакомство с анкетами детей и конфиденциальной информацией о детях, выбор ребенка и получение направления на посещение ребенка по месту его фактического нахождения.

4.7. Если на территории района (города) вашего проживания нет детей, которых Вы могли быть принять в семью, Вы можете обратиться в региональный банк данных или осуществлять поиск ребенка самостоятельно в органах опеки и попечительства других регионов.

 

2.4. Рекомендации  по улучшению организации деятельности органов местного самоуправления по опеке и попечительству.

 

В своем ежегодном  послании Федеральному Собранию Президент  РФ Д.А.Медведев подчеркнул, что государству жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства, и уделил этой теме главное внимание.

Информация о работе Опека и попечительство