Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности и порядок осуществления опеки и попечительства
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия опеки и попечительства.
2. Изучить порядок назначения и осуществления опеки и попечительства.
3. Раскрыть особенности опеки и попечительства в городе Омске
4. Проанализировать программы содействия семье в городе Омске

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 2
ГЛАВА1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА…………………... ………………………………………………………… ..3
Сущность понятия опека и попечительство…………………………….. 3
Порядок назначения и осуществления опеки и попечительства……..... 5
Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия……………. 9
Выводы…………………………………………………………………………. 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПО-
ПЕЧИТЕЛЬСТВУ В Г.ОМСКЕ ……………………………………………….15
2.1. Опека и попечительство в городе Омске………………………………....15
2.2. Программа поддержки семье на примере государственного образовательного учреждения Омской области «Центр дополнительного образов-
ания детей и поддержки семьи»……………………………………………….17
2.3. Методические рекомендации для лиц, желающих оформить опеку
(попечительство) в городе Омске …………………………………………......19
2.4.Рекомендации по улучшению организации деятельности органов мест-
ного самоуправления по опеке и попечительству……………………………23
Выводы……………………………………………………………………….....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 34
Приложение 1. Перечень документов необходимых для установления опе-
ки (попечительства)…………………………………………………………….35
Приложение 2. Социологический опрос на тему: Опека и попечительство..36
Приложение 3. Органы опеки и попечительства Омска и Омской области..37

Вложенные файлы: 1 файл

опека и попечительство.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

9) выдача разрешения  на раздельное проживание попечителей  и их несовершеннолетних подопечных  в соответствии со статьей  36 Гражданского кодекса Российской  Федерации;

10) подбор, учет  и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание  содействия опекунам и попечителям,  проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями  прав и законных интересов  подопечных, обеспечения сохранности  их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона [3, c. 89].

 По вопросам, возникающим в связи с установлением,  осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Орган опеки  и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью.

Так же в целях  осуществления надзора за деятельностью  опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

 Плановые  проверки проводятся уполномоченным  специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

 При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

1 раз в течение  первого месяца после принятия  органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

1 раз в 3 месяца  в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

1 раз в 6 месяцев  в течение второго года и  последующих лет после принятия  органом опеки и попечительства  решения о назначении опекуна.

 При проведении  плановых и внеплановых проверок  осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

При поступлении  от юридических и физических лиц  устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку [12, с. 161-163].

При выявлении  фактов неисполнения, ненадлежащего  исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов  подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:

  • перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;
  • рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей;
  • предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).

Акт проверки условий  жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке. В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:

  • принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну;
  • осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости);
  • принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации [21, с. 178].

Неисполнение  или ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства обязанностей, возлагаемых на них законом, выражается в соответствующих действиях или бездействии должностных лиц и иных работников этих органов. Соответственно указанные лица могут быть привлечены к установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной, уголовной) в зависимости от характера допущенного ими нарушения.

 

                                         Выводы

 

  Опека устанавливается над малолетними в возрасте от 6 до 14 лет и  над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над лицами, признанными судом ограниченно дееспособными вследствие употребления спиртных напитков и наркотических средств.

   Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, они назначают опекунов и попечителей лицам. Опекунами и попечителями могут быть только дееспособные и совершеннолетние граждане, которые по состоянию здоровья и в силу нравственных качеств могут осуществлять опеку или попечительство. Опекунские обязанности могут исполнять воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и др. Опекуны (попечители) обязаны проживать совместно   со своими подопечными, заботиться об их здоровье, воспитании, образовании, содержании. Опекуны, с согласия органов опеки и попечительства, полностью заменяют подопечных во всех имущественных сделках, а так же выступают в судах. Попечители, с разрешения органов опеки и попечительства, дают или не дают согласие на совершение какой-либо сделки, за исключением сделок, которые подопечные вправе совершать самостоятельно. Опекуны и попечители могут быть освобождены от исполнения обязанностей:

- если ребенка  возвращают родителям, в случае усыновления (удочерения);

- если гражданина  помещают в воспитательное, лечебное  учреждение, учреждение социальной защиты населения или др.;

- по просьбе  опекуна или попечителя, при наличии  уважительных причин;

- в случае  вынесения решения суда о признании гражданина дееспособным или снятии ограничений дееспособности (по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства);

- в случае  смерти опекуна (попечителя) или  подопечного.

Лицо может  быть отстранено от опекунских обязанностей вследствие ненадлежащего обращения с подопечным.

         Орган опеки и попечительства может устанавливать патронаж по просьбе и с согласия граждан дееспособных и совершеннолетних, которые в силу состояния здоровья не могут осуществлять самообслуживание. Попечитель (помощник) осуществляет все сделки от имени подопечного на основании договора поручения или доверительного управления. Прекращение патронажа может быть по просьбе подопечного или по основаниям указанным в ст.39 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

        Институт опеки и попечительства необходим для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а так же в целях воспитания несовершеннолетних. Все вышесказанное говорит о том, что опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В Г. ОМСКЕ.

                       2.1. Опека и попечительство в городе Омске

 

  Согласно статистике, в Омской области наблюдается устойчивая тенденция к росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, обретших новую семью. Пресс-служба Правительства Омской области сообщает, что количество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с 2008 по 2011 год сократилось более чем на треть (на 37,5%).

 В регионе  реализуется целевая программа  "Развитие образования Омской области (2010-2014)", в которой отдельный раздел мероприятий посвящен непосредственно жизнеустройству таких детей.

 Снижение  численности детей, воспитывающихся в детских домах, также является свидетельством эффективности проводимой государством и Правительством Омской области политики в области семейного устройства.

 С 2008 года  в регионе неуклонно отмечается  рост количества детей-сирот,  взятых на воспитание в семьи. В 2009 году обрели семью 76% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году таких детей уже было 80%, а в минувшем 2011 году - 82,4%. Согласно данных статистики, восемь из омских детей-сирот обретают новую семью.

 Наиболее частой формой семейного устройства детей в нашем регионе является опека и попечительство. В семьях опекунов на сегодняшний день воспитываются около 7 тысяч маленьких омичей. Из этого числа около четверти детей-сирот воспитываются в семьях попечителей, с которыми не имеют родственных связей.

 В течение  последних трех лет число приемных  семей, взявших на воспитание  ребенка, возросло на 233 семьи.  Всего за три года в приемные  семьи были устроены 465 детей-сирот.

 Сегодня  в Омске зарегистрированы 383 приемные семьи, в которых в общей сложности воспитываются 966 приемных детей.

 В Правительстве  Омской области активно работают  над развитием именно семейных  форм устройства детей-сирот,  созданием системы патроната, в обязанности сотрудников которой будет входить  оказание своевременной и квалифицированной помощи семьям, которые оказались в сложной жизненной ситуации с целью не допустить социального сиротства. Начиная с 1 июня нынешнего года, в Омской области приступили к работе Центры постинтернатного сопровождения детей, выпустившихся из детских домов, работающие с четырьмя областными детскими домами.

В 2010 году в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Омской области были сняты с учета  в связи с семейным устройством 216 детей, из них 120 мальчиков и 96 девочек. Почти половина устроенных детей (49%) находились в возрасте от одного года до 4 лет; 17% - в возрасте до 1 года; 11% - в возрасте от 4 до 7 лет; 23% - в возрасте старше 7 лет.

  В настоящее время в региональном банке данных о детях Омской области имеются сведения о 2200 детях, подлежащих передаче на воспитание в семьи, из них 62% – мальчики, 38% – девочки. Большинство детей (86,6%) находятся в возрасте от 7 до 18 лет; 5,6% детей – в возрасте от 4 до 7 лет; 5,2% – в возрасте      от 1 года до 4 лет; 2,6% – в возрасте до одного года.

На территории города Омска активно реализуются  различные социальные программы, помогающие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей обрести семью, найти опекуна (попечителя). Такие программы как: «Территория без сирот» - Некоммерческая организация — благотворительный фонд помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Гостевая семья» - реализуемая в БОУ Омской Области «Детский дом 5»,  «Мама, найди меня!» - единая система учета детей, оставшихся без родительского попечения и подлежащих передаче на воспитание в семьи.

  Целями формирования  и использования государственного  банка данных о детях, оставшихся  без попечения родителей, являются:

  1. осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;
  3. создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Для получения  сведений о детях из регионального  банка о детях Омской области гражданин Российской Федерации должен представить в Министерство образования Омской области заключение органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приёмным родителем, заполнить заявление и анкету.

На в Министерстве труда и социального развития Омской области так же представлены методические рекомендации для лиц, желающих оформить  опеку (попечительство) над совершеннолетними недееспособными гражданами.

Кроме этого территории города Омска действует Государственное образовательное учреждение Омской области «Центр дополнительного образования детей и поддержки семьи», цель которого психологическая поддержка семей.

Информация о работе Опека и попечительство