Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности и порядок осуществления опеки и попечительства
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия опеки и попечительства.
2. Изучить порядок назначения и осуществления опеки и попечительства.
3. Раскрыть особенности опеки и попечительства в городе Омске
4. Проанализировать программы содействия семье в городе Омске

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 2
ГЛАВА1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА…………………... ………………………………………………………… ..3
Сущность понятия опека и попечительство…………………………….. 3
Порядок назначения и осуществления опеки и попечительства……..... 5
Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия……………. 9
Выводы…………………………………………………………………………. 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПО-
ПЕЧИТЕЛЬСТВУ В Г.ОМСКЕ ……………………………………………….15
2.1. Опека и попечительство в городе Омске………………………………....15
2.2. Программа поддержки семье на примере государственного образовательного учреждения Омской области «Центр дополнительного образов-
ания детей и поддержки семьи»……………………………………………….17
2.3. Методические рекомендации для лиц, желающих оформить опеку
(попечительство) в городе Омске …………………………………………......19
2.4.Рекомендации по улучшению организации деятельности органов мест-
ного самоуправления по опеке и попечительству……………………………23
Выводы……………………………………………………………………….....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 34
Приложение 1. Перечень документов необходимых для установления опе-
ки (попечительства)…………………………………………………………….35
Приложение 2. Социологический опрос на тему: Опека и попечительство..36
Приложение 3. Органы опеки и попечительства Омска и Омской области..37

Вложенные файлы: 1 файл

опека и попечительство.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Говоря о  мерах по улучшению демографической  ситуации, Президент особо остановился  на детях, лишенных родительского попечения. Нацеливая органы опеки и попечительства на семейное устройство детей и помощь  замещающим семьям, Президент обозначил основные проблемы, которые  придется решать.

 Последние  годы принесли немало изменений  во все сферы деятельности, связанные с опекой и попечительством, что потребовало, в частности, принятия Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Нормативное правовое регулирование деятельности по опеке и попечительству на федеральном уровне стало важнейшим фактором, побуждающим к выработке новых подходов в работе по защите прав детей, ее организационному и содержательному совершенствованию.

В соответствии с действующим законодательством  органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, подчеркнут особый статус этих полномочий как полномочий государственных, а также усилена роль органов опеки и попечительства в  обеспечении  всесторонней защиты прав и законных интересов детей. В то же время предусмотрена возможность передачи данных полномочий.

В Омской создана  необходимая нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере защиты прав детей, в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Также  органы местного самоуправления имеют право  определять органы и должностных лиц, уполномоченных осуществлять переданные государственные полномочия, а также вносить в установленном порядке предложения в органы исполнительной власти области по вопросам, связанным с осуществлением деятельности по опеке и попечительству.

 На сегодняшний  день в 35 муниципальных образованиях  области функции по опеке и  попечительству выполняют управления  образования (приложение 2). В муниципалитетах специалисты по опеке и попечительству являются работниками администраций районов и городских округов.

Существует  тенденция, по которой происходит подмена  понятий и на обывательском уровне ставится знак равенства между специалистом по опеке и попечительству, выполняющим функции по опеке и попечительству, и самим органом опеки и попечительства.

 Необходимо  подчеркнуть, что органом опеки  и попечительства является орган местного самоуправления, наделенный в установленном порядке отдельными государственными полномочиями, следовательно, руководителем органа опеки и попечительства является глава администрации муниципального образования, который несет ответственность  за выполнение переданных полномочий.

  К сожалению,  в Омской  области  не становится  меньше детей, которым требуется особая защита и поддержка взрослых. Ежегодно в области более 1000 детей остаются по разным причинам без родительской опеки.

 На фоне уменьшения  детского населения области количество  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, не  уменьшается, а количество  социальных сирот остается высоким: 84,3% от выявленных. 

Сейчас главная  задача сократить количество социальных сирот. Ее решение - в кардинальном изменении подхода к работе с неблагополучными семьями и детьми, проживающими в таких семьях. Исходя из этого, можно выделить несколько ключевых  моментов в деятельности органов опеки попечительства.

1. Одной из  основных причин, препятствующих  сокращению численности  детей, оставшихся без попечения родителей,  остается неэффективность работы по реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. Поэтому в работе органов опеки и попечительства необходимо сместить акценты и приоритетным направлением их деятельности по защите  прав и интересов детей,  в том числе права ребенка на семью,  обозначить организацию профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающую создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенка в  его родной семье.

 Обязанность  органов опеки и попечительства  осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими детьми установлена ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации.

Сложившаяся практика работы органов местного самоуправления во многих случаях ориентирована не на оказание своевременной помощи семье, оказавшейся в социально опасном положении, а на вмешательство в ситуацию, достигшую критической точки, требующую, в частности, немедленного отобрания ребенка у родителей. При этом основным инструментом работы с такой семьей обычно является не социальная и психолого-педагогическая реабилитация семьи, а применение органами опеки и попечительства   административных мер воздействия к родителям, не исполняющим  обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Результатом подобных действий в большинстве случаев становится утрата ребенком родительского попечения, изъятие его из семьи.

В 2009 году 861 чел. (828 – в 2008 г.)  лишены родительских  прав (в том числе 5 родителей в связи с жестоким обращением с детьми) и 105 (75 – в 2008 г.) ограничены в родительских правах. Увеличение числа ограничений и лишения одного или обоих родителей родительских прав свидетельствует о неэффективности всей системы профилактики безнадзорности, детского и семейного неблагополучия, отсутствии системной работы по сохранению ребенка в кризисной семье, предотвращению лишения родителей родительских прав.

Качественно новый подход в организации работы с неблагополучными семьями базируется на приоритете сохранения биологической семьи для ребенка.

2. Специалисты  органов опеки и попечительства  должны проводить обследование  условий жизни и воспитания  детей, в том числе находящихся  в подобных семьях, вести учет  детей указанной категории и  составлять план мероприятий по защите их прав, с тем чтобы по возможности не допустить их изъятия из семьи.

Практика показывает, что решение перечисленных задач  связано со значительным объемом  работы и требует наличия организационных, кадровых, технических и иных возможностей, которыми не всегда располагают специалисты по опеке и попечительству.

Федеральным  Законом  № 48-ФЗ «Об опеке и  попечительстве» установлена возможность привлекать образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к работе по раннему выявлению детей, проживающих в семье и нуждающихся в помощи государства, через возложение на эти организации органами опеки и попечительства полномочий по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, включая обследование условий жизни таких детей и их семей.

Правила осуществления  этого полномочия и порядок отбора организаций для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства утверждены федеральными нормативными правовыми документами.

3. Также в   соответствии с  Законом №  48-ФЗ  на образовательные, медицинские организации, организации, оказывающими социальные услуги, организации  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства могут возлагаться полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать замещающим родителями.

 Данные полномочия  могут осуществляться организациями  на возмездной или безвозмездной основе на основании договора с органом опеки и попечительства. 

Необходимо  отметить, что основной целью возложения полномочий является обеспечение возможности привлечения квалифицированных в требуемой области специалистов и в случаях отсутствия или недостаточного наличия у органов опеки и попечительства необходимых организационных, технических и иных возможностей по осуществлению такой работы.

Реализация  данной нормы на практике позволит постепенно реорганизовать учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, любой ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в учреждения по профилактике социального сиротства и семейного устройства детей.

        4. Федеральным  законом  №  48-ФЗ закреплена обязанность органа  опеки и попечительства осуществлять подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями.

Орган опеки  и попечительства обязан  организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний  для этих граждан.

Полномочия  по подготовке граждан также целесообразно  передавать соответствующим организациям (например, организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центрам помощи семье и детям и т.п.). 

В муниципальные  образования направлено письмо департамента образования от 24.12.2010 № 5394-42-04-15, в котором перед органами местного самоуправления поставлена задача  организовать работу по отбору  учреждений, которым в установленном порядке могут быть переданы отдельные полномочия органа опеки и попечительства, и определен срок отчета о проделанной работе  - до 20 февраля 2011 года.

 Сегодня в области  реализуется комплекс мер, направленных на развитие семейных форм устройства  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как одного из приоритетных направлений демографической политики.  В замещающих семьях воспитывается 5256 детей (в т.ч. 1063 усыновленных, 959 – в приёмных семьях, 3234 – под опекой, попечительством).

Очень важно  создать на территории муниципального образования  систему контроля и сопровождения  детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с целью  защиты их прав и законных интересов.

5. Если не  удается передать ребенка-сироту  в семью, органом опеки и  попечительства принимается решение  о направлении его в организацию  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей. Если  раньше было достаточно издать распоряжение или постановление о направлении ребенка в госучреждение, то сегодня обязательным требованием является указание в акте органа местного самоуправления  о помещении ребенка в детский дом или школу-интернат  названия организации, в которую ребенок помещается под надзор. 

По-прежнему сохраняется  тенденция устройства в интернатные  учреждения детей старшего возраста. В основном это сложные подростки, имеющие негативный жизненный опыт, которые еще до устройства в детские дома и школы-интернаты бродяжничали, употребляли спиртные напитки, совершали правонарушения и преступления.  По прогнозам департамента данная тенденция сохранится. Поэтому  органам местного самоуправления, на чьей территории находятся сиротские учреждении, необходимо приложить все усилия для создания системы межведомственного контроля и  сопровождения данных учреждений,  уделять серьёзное внимание работе с кадрами данных учреждений, жёстко требовать от  администрации  соблюдения  законных прав и интересов детей-сирот.

6. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и  поступлении образовательное учреждение, в том числе в учреждение профессионального образования (НПО, СПО, ВУЗы), функции его законного представителя выполняет орган опеки и попечительства по месту его обучения в указанных образовательных учреждениях (пункт 4 статьи 155.1 Семейного кодекса РФ).

Всё это также  существенно увеличивает нагрузку на специалистов по опеке и попечительству, и департамент образования, несомненно,  продолжит работу по приведению норматива численности специалистов по опеке к рекомендуемому Минобрнауки РФ.

В Послании  Федеральному Собранию Президент поставил ещё две задачи.

       1). Обеспечение создания в домах   ребенка, детских  домах и коррекционных образовательных  учреждениях  попечительских  советов.

       2).  Обеспечение разработки и  реализации  программ социальной  адаптации  и сопровождения  выпускников  детских  домов и школ-интернатов.

        Сегодня в  детских  домах и школах-интернатах действует   попечительские советы. Поставлена  задача создания попечительских  советов во всех  домах  ребенка, детских  домах и коррекционных образовательных  учреждениях. 

Деятельность по разработке и реализации  программ социальной  адаптации  и сопровождения  выпускников  детских  домов и школ-интернатов, возвращающихся в муниципалитет: создание банка  данных о выпускниках, карты сопровождения, включающие в себя профессиональное  образование, обеспечение жильем, трудоустройство, -  должна  быть организована  в каждом  муниципальном образовании  на межведомственной  основе.

 Особое внимание  необходимо уделять  вопросам  соблюдения и защиты жилищных  прав детей, оставшихся без  родительского попечения.

Реализован  целый комплекс мероприятий по решению проблемы обеспечения лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. Созданы нормативная правовая  база,  банк данных о детях-сиротах от рождения до 23 лет, регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений (далее – Регистр). 

Надеемся, что  это позволит обеспечить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения  родителей, лиц из их числа,  жилыми помещениями, соответствующими всем установленным требованиям.

Сегодня нередки случаи внепланового возвращения лиц из числа детей-сирот на территорию муниципального образования. Это происходит, в частности, в связи с отчислением данных граждан из учреждений профессионального образования.

Информация о работе Опека и попечительство