Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности и порядок осуществления опеки и попечительства
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия опеки и попечительства.
2. Изучить порядок назначения и осуществления опеки и попечительства.
3. Раскрыть особенности опеки и попечительства в городе Омске
4. Проанализировать программы содействия семье в городе Омске
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 2
ГЛАВА1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА…………………... ………………………………………………………… ..3
Сущность понятия опека и попечительство…………………………….. 3
Порядок назначения и осуществления опеки и попечительства……..... 5
Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия……………. 9
Выводы…………………………………………………………………………. 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПО-
ПЕЧИТЕЛЬСТВУ В Г.ОМСКЕ ……………………………………………….15
2.1. Опека и попечительство в городе Омске………………………………....15
2.2. Программа поддержки семье на примере государственного образовательного учреждения Омской области «Центр дополнительного образов-
ания детей и поддержки семьи»……………………………………………….17
2.3. Методические рекомендации для лиц, желающих оформить опеку
(попечительство) в городе Омске …………………………………………......19
2.4.Рекомендации по улучшению организации деятельности органов мест-
ного самоуправления по опеке и попечительству……………………………23
Выводы……………………………………………………………………….....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 34
Приложение 1. Перечень документов необходимых для установления опе-
ки (попечительства)…………………………………………………………….35
Приложение 2. Социологический опрос на тему: Опека и попечительство..36
Приложение 3. Органы опеки и попечительства Омска и Омской области..37
Говоря о мерах по улучшению демографической ситуации, Президент особо остановился на детях, лишенных родительского попечения. Нацеливая органы опеки и попечительства на семейное устройство детей и помощь замещающим семьям, Президент обозначил основные проблемы, которые придется решать.
Последние
годы принесли немало
В соответствии
с действующим
В Омской создана
необходимая нормативно-правова
Также органы местного самоуправления имеют право определять органы и должностных лиц, уполномоченных осуществлять переданные государственные полномочия, а также вносить в установленном порядке предложения в органы исполнительной власти области по вопросам, связанным с осуществлением деятельности по опеке и попечительству.
На сегодняшний
день в 35 муниципальных образованиях
области функции по опеке и
попечительству выполняют
Существует тенденция, по которой происходит подмена понятий и на обывательском уровне ставится знак равенства между специалистом по опеке и попечительству, выполняющим функции по опеке и попечительству, и самим органом опеки и попечительства.
Необходимо
подчеркнуть, что органом
К сожалению, в Омской области не становится меньше детей, которым требуется особая защита и поддержка взрослых. Ежегодно в области более 1000 детей остаются по разным причинам без родительской опеки.
На фоне уменьшения
детского населения области
Сейчас главная задача сократить количество социальных сирот. Ее решение - в кардинальном изменении подхода к работе с неблагополучными семьями и детьми, проживающими в таких семьях. Исходя из этого, можно выделить несколько ключевых моментов в деятельности органов опеки попечительства.
1. Одной из основных причин, препятствующих сокращению численности детей, оставшихся без попечения родителей, остается неэффективность работы по реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. Поэтому в работе органов опеки и попечительства необходимо сместить акценты и приоритетным направлением их деятельности по защите прав и интересов детей, в том числе права ребенка на семью, обозначить организацию профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающую создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенка в его родной семье.
Обязанность
органов опеки и
Сложившаяся практика работы органов местного самоуправления во многих случаях ориентирована не на оказание своевременной помощи семье, оказавшейся в социально опасном положении, а на вмешательство в ситуацию, достигшую критической точки, требующую, в частности, немедленного отобрания ребенка у родителей. При этом основным инструментом работы с такой семьей обычно является не социальная и психолого-педагогическая реабилитация семьи, а применение органами опеки и попечительства административных мер воздействия к родителям, не исполняющим обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Результатом подобных действий в большинстве случаев становится утрата ребенком родительского попечения, изъятие его из семьи.
В 2009 году 861 чел. (828 – в 2008 г.) лишены родительских прав (в том числе 5 родителей в связи с жестоким обращением с детьми) и 105 (75 – в 2008 г.) ограничены в родительских правах. Увеличение числа ограничений и лишения одного или обоих родителей родительских прав свидетельствует о неэффективности всей системы профилактики безнадзорности, детского и семейного неблагополучия, отсутствии системной работы по сохранению ребенка в кризисной семье, предотвращению лишения родителей родительских прав.
Качественно новый подход в организации работы с неблагополучными семьями базируется на приоритете сохранения биологической семьи для ребенка.
2. Специалисты
органов опеки и
Практика показывает,
что решение перечисленных
Федеральным Законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлена возможность привлекать образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к работе по раннему выявлению детей, проживающих в семье и нуждающихся в помощи государства, через возложение на эти организации органами опеки и попечительства полномочий по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, включая обследование условий жизни таких детей и их семей.
Правила осуществления этого полномочия и порядок отбора организаций для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства утверждены федеральными нормативными правовыми документами.
3. Также в
соответствии с Законом №
48-ФЗ на образовательные, медицински
Данные полномочия
могут осуществляться
Необходимо отметить, что основной целью возложения полномочий является обеспечение возможности привлечения квалифицированных в требуемой области специалистов и в случаях отсутствия или недостаточного наличия у органов опеки и попечительства необходимых организационных, технических и иных возможностей по осуществлению такой работы.
Реализация данной нормы на практике позволит постепенно реорганизовать учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, любой ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в учреждения по профилактике социального сиротства и семейного устройства детей.
4. Федеральным законом №
48-ФЗ закреплена обязанность
Орган опеки и попечительства обязан организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний для этих граждан.
Полномочия по подготовке граждан также целесообразно передавать соответствующим организациям (например, организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центрам помощи семье и детям и т.п.).
В муниципальные образования направлено письмо департамента образования от 24.12.2010 № 5394-42-04-15, в котором перед органами местного самоуправления поставлена задача организовать работу по отбору учреждений, которым в установленном порядке могут быть переданы отдельные полномочия органа опеки и попечительства, и определен срок отчета о проделанной работе - до 20 февраля 2011 года.
Сегодня в области реализуется комплекс мер, направленных на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как одного из приоритетных направлений демографической политики. В замещающих семьях воспитывается 5256 детей (в т.ч. 1063 усыновленных, 959 – в приёмных семьях, 3234 – под опекой, попечительством).
Очень важно создать на территории муниципального образования систему контроля и сопровождения детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью защиты их прав и законных интересов.
5. Если не
удается передать ребенка-
По-прежнему сохраняется тенденция устройства в интернатные учреждения детей старшего возраста. В основном это сложные подростки, имеющие негативный жизненный опыт, которые еще до устройства в детские дома и школы-интернаты бродяжничали, употребляли спиртные напитки, совершали правонарушения и преступления. По прогнозам департамента данная тенденция сохранится. Поэтому органам местного самоуправления, на чьей территории находятся сиротские учреждении, необходимо приложить все усилия для создания системы межведомственного контроля и сопровождения данных учреждений, уделять серьёзное внимание работе с кадрами данных учреждений, жёстко требовать от администрации соблюдения законных прав и интересов детей-сирот.
6. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поступлении образовательное учреждение, в том числе в учреждение профессионального образования (НПО, СПО, ВУЗы), функции его законного представителя выполняет орган опеки и попечительства по месту его обучения в указанных образовательных учреждениях (пункт 4 статьи 155.1 Семейного кодекса РФ).
Всё это также
существенно увеличивает
В Послании Федеральному Собранию Президент поставил ещё две задачи.
1). Обеспечение создания в домах ребенка, детских домах и коррекционных образовательных учреждениях попечительских советов.
2). Обеспечение разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов.
Сегодня в детских домах и школах-интернатах действует попечительские советы. Поставлена задача создания попечительских советов во всех домах ребенка, детских домах и коррекционных образовательных учреждениях.
Деятельность по разработке и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов, возвращающихся в муниципалитет: создание банка данных о выпускниках, карты сопровождения, включающие в себя профессиональное образование, обеспечение жильем, трудоустройство, - должна быть организована в каждом муниципальном образовании на межведомственной основе.
Особое внимание необходимо уделять вопросам соблюдения и защиты жилищных прав детей, оставшихся без родительского попечения.
Реализован целый комплекс мероприятий по решению проблемы обеспечения лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. Созданы нормативная правовая база, банк данных о детях-сиротах от рождения до 23 лет, регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений (далее – Регистр).
Надеемся, что это позволит обеспечить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилыми помещениями, соответствующими всем установленным требованиям.
Сегодня нередки случаи внепланового возвращения лиц из числа детей-сирот на территорию муниципального образования. Это происходит, в частности, в связи с отчислением данных граждан из учреждений профессионального образования.