Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 13:20, дипломная работа
В Конституции Республики Казахстан признаются и гарантиру¬ются права и свободы человека и гражданина (раздел П, статья 12).
Соблюдение прав граждан, гарантируемых Конституцией, обес-печивается предусмотренными законодательством органами, в том числе деятельностью государственных, в частности, правоохрани¬тельных органов. При этом на первый план выходит правовая за¬щищенность личности, обеспечение всех условий для того, чтобы гражданин мог пользоваться всеми предоставленными ему права¬ми, выполняя свои обязанности перед обществом и государством.
ВВЕДЕНИЕ…………………...………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АДВОКАТУРЫ
1.1. Основное понятие об адвокатуре и принципах ее организации……………..…6
1.2. Основные направления деятельности адвокатуры……………………………...20
1.3. Законодательство, регулирующее адвокатскую деятельность………………….25
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДВОКАТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ
2.1. Становление и развитие адвокатуры в Казахстане в период до 1917 года…….36
2.2. Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в советский период и в настоящее время…………………………………………………………………...45
2.3. Закон Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" некоторые проблемы его совершенствования на современном этапе………………………60
ГЛАВА III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «АДВОКАТУРА И АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»…………………………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..86
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Цель курса «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан» - дать студентам необходимый объём знаний о сущности и задачах адвокатуры, порядке формирования и развития адвокатуры в Казахстане в период до 1917 года, советское время и на современном этапе; юридической природе коллегии адвокатов и ее органов, их взаимоотношениях с государственными органами, правах и обязанностях адвокатов и другие. В курсе рассматривается также содержание деятельности, осуществляемой адвокатами, особое внимание обращается на специфику деятельности адвоката, выступающего в качестве защитника при рассмотрении уголовных дел и представителя по гражданским делам.
В основу преподавания курса положено действующее законодательство Республики Казахстан, регулирующее адвокатскую деятельность, а также работы ведущих казахстанских и российских учёных по вышеперечисленной проблематике.
В соответствии с требованиями Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, провозгласившей высшей ценностью государства человека, его жизнь, права и свободы, был принят Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года «Об адвокатской деятельности». Данный нормативный правовой акт значительно повысил роль института адвокатуры, содействовал охране прав и законных интересов граждан и организаций, чем способствовал соблюдению и укреплению законности в полом. Более того, действующий закон предназначен регулировать организацию и деятельность адвокатуры в условиях формирования демократического правового государства и рыночных отношений.
В соответствии с этим законом коллегии адвокатов осуществляют задачи по защите прав граждан от любых посягательств и нарушений различными способами. В частности, посредством оказания юридической помощи по уголовным делам; участия в судебном разбирательстве гражданских дел в качестве представителей истцов, ответчиков и других лиц, участвующих в деле; дачи консультаций по юридическим вопросам; представительства в суде по поручению организаций; оказания иной юридической помощи.
С работой коллегий адвокатов и их членов тесно связана деятельность судей, прокуроров, следователей, т.е. тех должностных лиц, от кого в значительной мере зависит охрана прав граждан и организаций. Следует подчеркнуть, что некоторые должностные лица, работающие в системе правоохранительных органов, недооценивают значение, а порой имеют неполное представление об адвокатуре, адвокатской деятельности и порядке оказания юридической помощи. В результате вырабатывается определенный правовой нигилизм относительно функционирования адвокатуры, вследствие чего она воспринимается как второстепенный, вспомогательный общественно-правовой институт. Отсутствие необходимых знаний о задачах и целях деятельности адвокатуры, в конечном счете, не способствует укреплению законности и правопорядка, ведет к возникновению конфликтов между этими лицами и адвокатами, что может повлечь негативные последствия и для граждан, и для общества.
Деятельность адвоката должна быть основана на глубоком знании теории и практики применения действующего законодательства. В связи с этим профессиональная адвокатская деятельность требует безупречного знания таких дисциплин, как уголовное, гражданское и административное право, уголовный и гражданский процессы, специальных курсов, таких как теория судебных доказательств и другие.
В ряду учебных дисциплин, изучаемых студентами, предмет «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан» занимает особое место как специальная дисциплина, направленная на формирование теоретической базы адвокатской деятельности.
Тема 2: История развития адвокатуры (2 ч.)
Адвокатура является древнейшим институтом, которому предшествовало семейное представительство, в котором глава семьи (партер) защищал не только родных по крови, но и других членов семейства – клиентов, искавших защиты и покровительства у главы семьи. В Древней Греции помимо патронов и клиентов существовало представительство юридических лиц, примером которого являются монастыри, интересы коих защищали монахи, обученные светским законам.
Средние века характеризуются наличием представителей в суде, что было привилегией королевской фамилии и в некоторых случаях, как особая милость, некоторых подданных. Развитие социально-экономических отношений повлекло необходимость консультирования лиц, занимавшихся торговлей и иными видами коммерческой деятельности, по различным правовым вопросам, а также защиты их интересов в суде, в результате чего появляется профессия стряпчего (ходатая). Затем эти лица объединяются в средневековые цеховые организации, занимавшиеся подготовкой и обучением юристов для «хождения по чужим делам» и защиты их интересов. На этой основе в XIV – XV вв. в Англии возникают ассоциации юристов – барристеров, объединяемых в инны; эти корпорации существуют до сих пор. Тогда же в Англии получил развитие институт солиситеров. Подобная структура адвокатуры сохранилась до современного времени.
В Европе XVII – XVIII вв. получил развитие институт государственной, правительственной адвокатуры, приверженцем которой был прусский король Фридрих II Великий. Адвокатские обязанности выполняли назначаемые судами и при них состоявшие чиновники, получающие жалование и пенсионное содержание от государства; они могли выступать в судах, при которых состояли, на них распространялась дисциплинарная ответственность, которую они несли перед судом.
На смену цеховой и государственной организациям защиты и представительства приходит адвокатура как самоуправляемая организация лиц свободной профессии. В таком виде возникла адвокатура во Франции, но после революции 1789 г. особое адвокатское сословие было упразднено, в судах разрешалось выступать всем гражданам (декрет от 2 сентября 1790 г.). При Наполеоне I (в 1803 г.) адвокатура была восстановлена, хотя и урезана в правах. Однако она получила свое дальнейшее развитие: во Франции, как и в Англии, адвокаты делились на два разряда – тех, кто выступал в судах, и тех, кто подбирал клиентуру и собирал подготовительные материалы.
До середины XVIII в. подготовка юристов в России не осуществлялась, лишь в 1755 г. был создан первый российский университет – Московский. До судебной реформы 1864 г. ходатаями «по чужим делам» были не организованные в цех подъячие, как правило, без юридического образования. При Екатерине II был разработан проект создания государственной адвокатуры по германскому образцу, но он не был принят.
Возникновение российской адвокатуры связывается с принятием Устава об учреждении судебных установлений, утвержденного Указом Правительствующего сената от 20 ноября 1864 года. Адвокатура объявлялась свободной от государственного вмешательства самоуправляемой организацией юристов, придерживающейся буквы и духа закона, призванной оказывать гражданам юридическую помощь, в частности, защищать их интересы в суде.
Адвокаты разделялись на две категории: присяжных поверенных - корпорацию адвокатов, дававших профессиональную присягу, и частных поверенных, практиковавших адвокатскую деятельность индивидуально. При судебной палате был создан Совет присяжных поверенных, избираемый из членов присяжных поверенных, в задачу которого входило контролирование за деятельностью отдельных адвокатов и ряд других функций. Высший надзор за деятельностью совета присяжных поверенных возлагался на Судебную палату и Правительствующий сенат. С 1890 г. стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций.
В таком виде институт присяжных и частных поверенных просуществовал до 1917 года.
В Казахстане вышеназванная судебная реформа имела значение для судебных дел, которые рассматривались в колониальных судебных органах.
Между тем, институты защиты в казахском обществе имели определенные исторические традиции. Известные на сегодня источники казахского права, хотя прямо и не указывают на непосредственное участие защитников в отправлении правосудия у казахов, тем не менее, позволяют сделать вывод о том, что своеобразные институты защиты (или подобные механизмы) существовали на территории нынешнего Казахстана еще до колонизации Российской империей, некоторые из них сохранились вплоть до 20-х годов XX века. Так, наряду с обвинительной направленностью в казахском обычном праве важное место занимало «розыскное начало», что позволяло объективно разобраться в обстоятельствах правонарушения и тем самым способствовало защите обвиняемого от необоснованных претензий. Препятствием же ускоренного и предвзятого рассмотрения уголовного дела являлись «надлежащее следствие и рассмотрение дела» и «гарантия общественного мнения». Во многих случаях, наряду с решениями судов биев, имущественные споры «определялись старцами, имеющими нравственный авторитет, но не судебную власть». Развивая эту мысль, С.А. Сабатаев прямо указывает, что суд аксакалов выступает как суд чисто народный, действующий по древней традиции и обычаям. Такие механизмы в обычном праве казахов, как институт отвода судьи, согласие на рассмотрение дела, институт присяги дают основания предполагать существование института защитников.
Введение в казахское общество института присяжных поверенных, как и других законов Российской империи, происходило довольно медленно. Это объясняется тем, что в ходе реформ 1867-1868 гг. были сохранены и отчасти адаптированы к задачам и целям колонизации суды биев и суды казиев, решавшие конкретные вопросы с учетом своих национальных и местных особенностей.
Судебное устройство в Казахстане конца XIX в. было организовано в соответствии с вновь утвержденными Положениями об управлении Туркестанским и Степными краями 1886 и 1891 гг. Судебная реформа 1898 г. предусматривала регулирование и правовые основы деятельности адвокатуры. Например, в ст. 24 «Временных правил» от 2 июня 1898 г. предусматривалось, что свидетельства на ведение адвокатской деятельности выдавались окружными судами, это же свидетельство давало право вести адвокатскую практику и в мировых судах. Лица, получившие такие свидетельства, должны были уплачивать сбор в размере 75 рублей, при этом половина суммы уходила в государственную казну, а другая половина обращалась в местные земские средства.
После утверждения советской политической системы значительные изменения претерпела и адвокатура. Деятельность присяжной и частной адвокатуры по реформе 1864 года была отменена первыми декретами советской власти, так как она противоречила принципу построения нового социалистического государства. Постепенно адвокатура стала выполнять придаточную, вспомогательную функцию в советском правосудии. Подходы к организации института защиты и участия защитников в суде при этом неоднократно менялись. Отвергая одну форму и вводя другую, советское законодательство постепенно утверждало коллективную, отвечающую требованиям и задачам укрепления тоталитарного режима, форму деятельности защитников.
Декретом СНК РСФСР о суде №1 от 24 ноября 1917 г. был упразднен институт присяжной и частной адвокатуры, однако специального органа, призванного защищать права граждан, Декретом создано не было.
Декретом ВЦИК о суде №2 от 7 марта 1918 г. при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов предусматривалось создание коллегий лиц, посвящающих себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. В эти коллегии вступали лица, избираемые и отзываемые вышеназванными Советами. Только эти лица имели право выступать в судах за плату. Из коллегий правозаступников суд мог пригласить для каждого дела общественного обвинителя. Если обвиняемый почему-либо не воспользовался своим правом приглашения защитника, суд, по его просьбе, назначал ему защитника из коллегии правозаступников. Кроме указанных обвинителей и защитников, в судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.
Положение о народном суде от 30 ноября 1918 г. устанавливало, что для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе, при уездных исполнительных комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов (включая и уездный город) и при губернских исполнительных комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов должны учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе.
Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий защитников, деятельность последних не отвечала тем требованиям, которые предъявляло к ним новое государство. Поэтому Положение о народном суде от 21 октября 1920 г. упразднило коллегии защитников и установило новую форму судебной защиты. В качестве защитников привлекались судебными органами граждане, способные исполнять эту обязанность (в основном это были лица, преданные или лояльные советской власти), для чего исполнительные районные, городские и уездные комитеты составляют особые списки в порядке, устанавливаемом инструкцией Народного комиссариата юстиции.
Граждане, могущие выполнять обязанности защитника, включались в списки, составляемые в соответствии с Инструкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. Такая форма организации защиты просуществовала до судебно-правовой реформы 1922-1924 гг.
Положение об адвокатуре, утвержденное Постановлением ВЦИК от 26 мая 1922 г., являясь первым нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим адвокатскую деятельность, определяло впервые адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, созданную в целях обеспечения трудящимся юридической помощи при разрешении гражданских споров и предоставления защиты в уголовном суде. При губернских отделах юстиции образовывались коллегии защитников по уголовным и гражданским делам.
Первый учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР 6 октября 1920 г. принял «Декларацию прав трудящихся КАССР», в которой говорилось: «Народную юстицию необходимо построить в точном соответствии с опытом Народного Революционного Суда Советской России, считаясь с бытовыми особенностями киргизского народа там, где они не противоречат основным положениям прав трудящихся, устанавливаемых настоящей декларацией». Съезд в резолюции «Об организации советской юстиции» обязал органы юстиции на местах организовать бесплатную юридическую помощь населению в виде консультаций и судебной защиты. Для осуществления правовой защиты съезд предложил привлекать ответственных работников из партийных, профессиональных и общественных организаций. Для подготовки кадров юстиции открылись юридические курсы.
Информация о работе Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в современных условиях