Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 13:20, дипломная работа
В Конституции Республики Казахстан признаются и гарантиру¬ются права и свободы человека и гражданина (раздел П, статья 12).
Соблюдение прав граждан, гарантируемых Конституцией, обес-печивается предусмотренными законодательством органами, в том числе деятельностью государственных, в частности, правоохрани¬тельных органов. При этом на первый план выходит правовая за¬щищенность личности, обеспечение всех условий для того, чтобы гражданин мог пользоваться всеми предоставленными ему права¬ми, выполняя свои обязанности перед обществом и государством.
ВВЕДЕНИЕ…………………...………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АДВОКАТУРЫ
1.1. Основное понятие об адвокатуре и принципах ее организации……………..…6
1.2. Основные направления деятельности адвокатуры……………………………...20
1.3. Законодательство, регулирующее адвокатскую деятельность………………….25
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДВОКАТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ
2.1. Становление и развитие адвокатуры в Казахстане в период до 1917 года…….36
2.2. Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в советский период и в настоящее время…………………………………………………………………...45
2.3. Закон Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" некоторые проблемы его совершенствования на современном этапе………………………60
ГЛАВА III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «АДВОКАТУРА И АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»…………………………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..86
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Как известно, размер оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами по назначению органов, ведущих процесс, установлен Законом "Об адвокатской деятельности". Поэтому постановление Правительства Республики Казахстан от 26 августа 1999 г. № 1247, по иному регламентирующий данный вопрос, не соответствует этому Закону.
Большой проблемой является также задолженность государства по оплате участия адвокатов в уголовном судопроизводстве в порядке п.З ст.5 Закона "Об адвокатской деятельности" и ст.ст 71,72 УПК РК. Так, из-за дефицита средств республиканского бюджета, оплата юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещение расходов, связанных с защитой и представительством, производится не в полной мере. На данную проблему особое внимание обратил внеочередной съезд Союза адвокатов РК. В отчете председателя ревизионной комиссии Союза адвокатов Рашида Махмутова отмечалось, что только за 1998 год республиканский бюджет задолжал адвокатам 83837214 тенге, а за девять месяцев 1999 года прибавилось еще более 48 млн. Поэтому, начиная с 1998 года, по всем уголовным делам, по которым адвокат назначается органом следствия или дознания либо судом, юридическая помощь оказывается практически бесплатно. Отсутствие финансирования явилось причиной отказа адвокатов некоторых регионов от участия в следствии и в суде. В частности, коллегиями адвокатов г. Алматы, Южно-Казахстанской, Актюбинской и других областей было принято решение об обеспечении участия адвокатов только по делам отдельных категорий лиц. Также нуждаются в совершенствовании порядок и оплаты труда адвокатов за обязательное участие в суде и на стадии предварительного расследования. Для этого необходимо внести изменения и дополнения в статью 5 Закона «Об адвокатской деятельности», ибо сейчас оплата производится из расчета за количество часов и средней заработной платы за последние два месяца. В результате оплата труда составляет всего от 32 тенге до 400.
В целом, Закон и действующее законодательство не полностью разрешили проблемы, с которой сталкиваются адвокаты в своей деятельности. В частности, предусмотренные п.п.5 п.З ст 14 и п.2 ст.74 УПК РК (с момента допуска к участию в деле иметь свидания наедине со своим подзащитным без ограничения их количества, продолжительности и в условиях, обеспечивающих конфиденциальность таковых свиданий) права адвокатов постоянно нарушаются со стороны отдельных должностных лиц, ведущих уголовный процесс. Игнорируя требования законодательства, эти работники иногда умышленно и по необоснованным основаниям создают препятствия адвокатам в свиданиях со своими подзащитными, ограничивая их количества и продолжительность. Ст. 17 Закона Республики Казахстан от 30 марта 1999 года "О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", закрепив данное положение, значительно расширила его. В нём прямо указано, что "свидание предоставляется с адвокатом, участвующим в деле в качестве защитника, по предъявлении им документа, подтверждающего принадлежность к адвокатуре, и ордера юридической консультации на право участия адвоката в данном деле или приравненного к нему по значению документа", но, к сожалению, для сотрудников специальных учреждений единственным документом является только разрешение следователя или судьи. Другой формой воспрепятствования является распространенная практика представления адвокатам свидания с подзащитными по так называемым "разовым" разрешениям. Для каждого свидания и выполнения своих профессиональных обязанностей адвокаты должны просить эти "разовые" разрешения у следователя или судьи, которые затем изымаются работниками следственных изоляторов, а для следующего посещения необходимо повторное разрешение, получить которое удается не всегда.
Надо отметить, что непонимание роли и значения адвоката в уголовном судопроизводстве встречается и со стороны руководства правоохранительных органов, что нашло свое подтверждение в ходе работы Внеочередного съезда Союза адвокатов РК (30 октября 1999 г.). Так, в Обращении отмечалось, что, несмотря на заблаговременное получение письменных приглашений, ни одно из высших должностных лиц Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, МВД, Налоговой полиции и КНБ не участвовало в работе данного съезда и не принимал участие в обсуждении назревшим проблем, которые волнуют не только адвокатов, но и общество в целом.
Совершенно очевидно, что
систематические нарушения
прав адвокатов, их подзащитных,
нежелание вышеназванных органов идти
на конструктивный диалог, ряд других
нерешенных проблем препятствуют утверждению
Казахстана как демократического и правового
государства, высшими ценностями которого
являются человек, его жизнь, права и свободы.
Это порождает правовой нигилизм и неверие
граждан в способность государства реализовать
провозглашенные им принципы, приводит
к ущемлению конституционных прав гражданина
защиту и получение квалифицированной
юридической помощи.
Развитие рыночной экономики, реформирование правовой системы, принятие новых нормативных правовых актов и многое другое потребовали углубленных знаний законов и правильного их применения. Всё это поставило перед адвокатурой новые задачи и проблемы. Речь идёт о дальнейшей специализации адвокатов по различным сферам деятельности, тем более что соответствующие специалисты в коллегиях адвокатов уже имеются. "Например, на Западе не понимают, что такое просто адвокат. У них есть адвокаты, которые специализируются на делах о разводах, есть специализирующиеся на делах о нанесении тяжких телесных повреждений, есть адвокаты, которые оказывают консалтинговые услуги, адвокаты по налоговым и таможенным вопросам, корпоративному праву, юридическому обеспечению бизнеса".
Вопрос о специализации деятельности адвокатов, к сожалению, не нашёл отражения в действующем Законе "Об адвокатской деятельности", хотя этот вопрос ставился и неоднократно обсуждался в коллегиях адвокатов с целью его внедрения в по гневную практику. Надо сказать, что в реальности процесс специализации адвокатов уже идёт, однако в целом, как самостоятельный вид юридической помощи, в коллегиях адвокатах пока отсутствует.
Уровень развития адвокатуры - точный индикатор юридической обеспеченности прав и свобод человека и гражданина. Законодательство должно не просто провозглашать, а гарантировать независимость и высокий престиж адвокатуры, не попуская вмешательства в ее деятельность со стороны прокуратуры, судов, органов дознания и предварительного следствия, других государственных органов, политических партий, общественных объединений, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами.
Закон Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" является гарантией оказания юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.
ГЛАВА III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «АДВОКАТУРА И АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»
В ряду учебных дисциплин, изучаемых студентами, предмет "Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан" занимает особое место как специальная дисциплина, направленная на формирование теоретической базы адвокатской деятельности.
В современных условиях, когда законодательство подвергается постоянному реформированию, дать студентам сегодня знания, которые бы отражали завтрашнее состояние законодательства — задача невыполнимая. Поэтому в студентах-юристах требуется развивать способность к систематической работе по повторению, обновлению и обобщению изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности. Главной сегодняшней задачей, по выражению американского ученого М. Ноулза, стало «производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и… чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни». Методика преподавания права, обеспечивающая эффективность усвоения полученных знаний, предполагает самостоятельную, творческую работу студента, осуществляемую под постоянным контролем и с помощью преподавателя, задача которого — быть готовым в любой момент придти на помощь студенту, дать ему высококвалифицированную консультацию, стимулировать его. Основным принципом учебного процесса должен стать принцип «сотрудничества».
В свете сказанного нельзя недооценивать значение вводной лекции. Использование ее в начале изучения данного курса позволяет ознакомить студента с предметом, дает первое целостное представление о нем и ориентирует в системе работы по данному курсу. В этой лекции необходимо объяснить студентам назначение и задачи курса, его роль и место в системе учебных дисциплин, а также в системе подготовки специалиста. Давая краткий обзор курса, освещая основные вехи науки и практики, особое внимание следует уделить работам выдающихся зарубежных и отечественных правоведов.
Для того чтобы в ходе изучения курса студенты не замыкались на нескольких учебных пособиях, а научились мыслить самостоятельно, сопоставлять различные точки зрения, делать грамотные и аргументированные выводы, необходимо сориентировать их не только на основные учебники, но и на наиболее значимые труды по адвокатуре и адвокатской деятельности. При изучении каждой темы курса в обязательном порядке необходимо проводить обзор актуальных публикаций в юридических журналах по теме занятия. В последние годы правоведы не испытывают дефицита в таких журналах.
Эффективное усвоение курса «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан» возможно посредством грамотно построенных лекционных занятий, чередования практических занятий и теоретических семинаров (диспутов, дискуссий, обсуждений новых нормативных актов, деловых игр) и, конечно, самостоятельной работы под руководством преподавателя. Именно такой подход позволяет достичь наибольшего эффекта. Особое внимание должно быть уделено индивидуальной работе со студентами. К сожалению, при нынешнем объеме учебной нагрузки это достаточно затруднительно, и многие преподаватели данным видом учебной работы пренебрегают. Между тем только в ходе таких консультаций можно выявить склонности того или иного студента к научной деятельности, подготовить его к участию в конференции, но самое главное — научить его учиться самостоятельно.
Необходимо коснуться и проблемы преподавания курса «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан» студентам, получающим второе высшее образование. С сожалением мы вынуждены констатировать отсутствие андрагогической подготовки у большинства преподавателей курса «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан». Между тем отрицать определенную специфику преподавания курса такому контингенту студентов нельзя. В учебной мотивации взрослых определяющими являются потребности в конкретных знаниях и информации, что обеспечивает принципиально иное отношение обучающихся к учебному материалу. Такого обучающегося характеризует большая конкретность и направленность его образовательных потребностей.
Пререквизиты курса: теория государства и права; правоохранительные органы Республики Казахстан; уголовно-процессуальное право; гражданское процессуальное право.
Постреквизиты курса: суд и правосудие: опыт, реалии, перспективы; система уголовно-процессуальных гарантий; спецпрактикум по расследованию уголовных дел; прокурорский надзор.
Цель изучения курса «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан» состоит в том, чтобы студенты усвоили организацию и деятельность адвокатуры, принципы взаимодействия коллегий адвокатов с правоохранительными органами и другими организациями, предприятиями, учреждениями, правовое положение адвоката, реализацию на практике его прав и обязанностей.
Традиционно вызывает интерес искусство речи на суде, чему уделено особое внимание при изучении данного курса. Студенты должны научиться составлять различные правовые документы: заявления, ходатайства, запросы и другие, овладеть навыками выступлений в судебных прениях.
Изучение данного предмета предполагает увязать деятельность адвокатуры с современными задачами обновления, демократизации общества, политической правовой реформы.
Предлагаемый к изучению курс имеет научный и практический интерес. Адвокатская деятельность направлена на осуществление защиты прав личности, от каких бы то ни было посягательств, борьбу за законность и содействие правосудию. Деятельность адвокатов должна быть достаточно урегулирована законом. Анализ действующего законодательства, обобщение практики его применения, определение путей совершенствования законодательства и эффективности его применения составляют одну из задач курса «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан».
В обязанности студентов, изучающих курс «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан» входит, прежде всего:
- посещение и конспектирование лекций по данной дисциплине;
- активность и любознательность в ходе семинарских занятий;
- своевременная сдача промежуточного контроля (тестирование, выполнение письменных контрольных работ, коллоквиумы) и итогового контроля (зачет, экзамен).
Для приобретения знаний и навыков по дисциплине «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан» необходимо, чтобы студенты своевременно и точно выполняли задания преподавателя, а также индивидуальные задания, разработанные для самостоятельной работы студентов. Студенты обязаны знакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем. Выполняя задания, в том числе работая над контрольными и курсовыми работами, студенты должны творчески подходить к решению поставленных задач. Критически изучая нормативную правовую базу Республики Казахстан и научную литературу по адвокатуре, студенты должны высказывать свое мнение по исследуемым вопросам и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
При изучении дисциплины «Адвокатура и адвокатская деятельность в Республике Казахстан» студенты должны свободно ориентироваться в национальном законодательстве, умело толковать и применять нормы права при решении правовых казусов.
В Конституции Республики Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (раздел II, статья 12).
Соблюдение прав граждан, гарантируемых Конституцией, обеспечивается предусмотренными законодательством органами, в том числе деятельностью государственных, в частности, правоохранительных органов. При этом на первый план выходит правовая защищенность личности, обеспечение всех условий для того, чтобы гражданин мог пользоваться всеми предоставленными ему правами, выполняя свои обязанности перед обществом и государством.
Для реализации конституционных гарантий необходимо демократизировать стиль и методы работы правоохранительных органов, повысить квалификацию их сотрудников, улучшить качество обучения и воспитания будущих юристов. Соблюдение и охрана органами государства прав и свобод граждан в значительной мере зависят и от такого важного общественно-правового института, как адвокатура, который определяет основные принципы деятельности лиц, осуществляющих профессиональную юридическую помощь гражданам и организациям.
Информация о работе Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в современных условиях