Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 13:20, дипломная работа
В Конституции Республики Казахстан признаются и гарантиру¬ются права и свободы человека и гражданина (раздел П, статья 12).
Соблюдение прав граждан, гарантируемых Конституцией, обес-печивается предусмотренными законодательством органами, в том числе деятельностью государственных, в частности, правоохрани¬тельных органов. При этом на первый план выходит правовая за¬щищенность личности, обеспечение всех условий для того, чтобы гражданин мог пользоваться всеми предоставленными ему права¬ми, выполняя свои обязанности перед обществом и государством.
ВВЕДЕНИЕ…………………...………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АДВОКАТУРЫ
1.1. Основное понятие об адвокатуре и принципах ее организации……………..…6
1.2. Основные направления деятельности адвокатуры……………………………...20
1.3. Законодательство, регулирующее адвокатскую деятельность………………….25
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДВОКАТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ
2.1. Становление и развитие адвокатуры в Казахстане в период до 1917 года…….36
2.2. Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в советский период и в настоящее время…………………………………………………………………...45
2.3. Закон Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" некоторые проблемы его совершенствования на современном этапе………………………60
ГЛАВА III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «АДВОКАТУРА И АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»…………………………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..86
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Вопросам организации защиты была посвящена специальная глава Положения о народном суде Киргизской автономной Социалистической Республики, утвержденного Декретом ЦИК КАССР от 8 апреля 1921 г.
Следует отметить, что эффективность деятельности защитников по уголовным делам (особенно по политическим) в 30-40-е годы была снижена по ряду известных причин. Огромную негативную роль сыграло Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик», где был установлен исключительный порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических актах: срок следствия заканчивался в период не более десяти дней, а срок вручения обвиняемому обвинительного заключения за одни сутки до рассмотрения дела в суде; было устранено участие обвинителя и защитника в суде; не допускались кассационное обжалование и подача ходатайства о помиловании. Позже Постановлением ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г. этот же порядок установлен и по отношению к рассмотрению дел о контрреволюционном вредительстве и диверсиях.
После принятия Конституции СССР в 1936 г. было разработано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР от 16 августа 1939 г. Именно это положение окончательно определило место адвокатуры в советской правовой системе, и фактически коллегия адвокатов превратилась в одно из учреждений Наркомата юстиции, строго исполнявших его директивы.
Основы законодательства о судопроизводстве от 25 декабря 1958 г. установили, что «в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам предприятиям, учреждениям и организациям действуют коллегии адвокатов. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утвержденного Верховным Советом союзной республики».
В соответствии с этим предписанием каждая союзная республика приняла свое Положение об адвокатуре. В Казахстане такое положение было утверждено Верховным Советом Казахской ССР 5 июля 1960 г.
В 1977 г. впервые в истории советского законодательства в Конституции СССР было закреплено правовое положение адвокатуры (ст. 161). Таким образом, государство на официальном уровне признавало адвокатуру как конституционный орган, а адвоката как непосредственного участника в судопроизводстве. 30 ноября 1979 г. был принят Закон об адвокатуре в СССР. Этим нормативным правовым актом регулировались вопросы организации и деятельности советской адвокатуры в общесоюзном масштабе. На основании этого закона в каждой союзной республике было разработано Положение об адвокатуре (в Казахстане Положение утверждено 13 ноября 1980 г.). Принятие этих актов было обусловлено необходимостью обеспечения единообразного регулирования деятельности адвокатуры и одновременным повышением роли коллегий адвокатов, предоставлением адвокатам большей самостоятельности в ряде вопросов. В то же время возросла зависимость адвокатуры со стороны государства. Так, коллегии адвокатов могли быть образованы только с согласия и одобрения местных государственных органов и Министерства юстиции, данный же орган регулировал численный состав коллегии, осуществлял контроль за поведением адвоката в суде и другие функции.
В Положении были определены задачи адвокатуры, порядок приема в члены коллегии и исключения из нее, предусмотрены меры по совершенствованию организационной деятельности коллегий, учтены особенности и сформулированы гарантии адвокатской деятельности. В частности, государственные органы обязаны были выдавать по запросу адвоката через юридическую консультацию документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи. Предусмотрен судебный порядок рассмотрения жалоб адвокатов, отчисленных или исключенных из адвокатуры. Устанавливались единые правила порядка избрания руководящих органов коллегий, сроки полномочий и т.д. Все это, несомненно, поднимало роль и значение адвокатуры в системе советского правосудия, повышало качество оказываемых видов юридической помощи граждан и организаций, содействовало реализации последними своих законных прав и интересов. Надо отметить, что многие статьи этого Положения впоследствии легли в основу действующего Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности». Конституционное регулирование деятельности адвокатов, принятие Положения об адвокатуре Казахской ССР указывали о возрастании роли института защиты в плане обеспечения законности в уголовном судопроизводстве, вынесении судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
Право на защиту на ранних стадиях уголовного судопроизводства законодательно было закреплено в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве от 13 ноября 1989 г.
Постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 г. была утверждена Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан (основные направления). Концептуальная направленность правовой реформы состояла в том, чтобы институт адвокатуры занял достойное место в правоохранительной системе Республики, сохранив при этом свою независимость как самоуправляемая, самофинансируемая и некоммерческая организация, а для этого адвокат должен быть наделен соответствующими процессуальными правами и обязанностями для выполнения своего профессионального долга.
Цель настоящего курса - дать необходимый объём знаний о сущности и задачах адвокатуры; о порядке формирования и развития адвокатуры в Казахстане в период до 1917 года, советское время и на современном этапе; о юридической природе коллегии адвокатов и ее органов; о их взаимоотношении с государственными органами; о правах и обязанностях адвокатов и др. Рассматривается также содержание деятельности, осуществляемой адвокатами. Особое внимание обращается на специфику деятельности адвоката, выступающего в качестве защитника при рассмотрении уголовных дел и представителя по гражданским делам.
В его основу положено действующее законодательство, регулирующее адвокатскую деятельность, а также изданная в 1997 году работа автора "Организационные формы и деятельность адвокатуры в Республике Казахстан", которая отражала уровень и состояние деятельности адвокатуры по действовавшим тогда Положению об адвокатуре Казахской ССР, от 13 ноября 1980 года и Закону Казахской ССР от 28 июня 1991 года "О внесении изменений и дополнений в Положение об адвокатуре Казахской ССР".
В соответствии с требованиями Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, провозгласившей высшей ценностью человека, его жизнь, права и свободы, был принят Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года "Об адвокатской деятельности". Данный закон значительно повысил роль института адвокатуры, содействовал охране прав и законных интересов граждан и организаций, чем способствовал соблюдению и укреплению законности в целом. Более того, новый закон предназначен регулировать организацию и деятельность адвокатуры в условиях функционирования рыночной экономики.
Задачи настоящего курса – ознакомление с работой коллегий адвокатов и их членов, тесная связь деятельности судей, прокуроров, следователей, т.е. тех, от кого в значительной мере зависит охрана прав граждан и организаций. Следует подчеркнуть, что некоторые должностные лица, работающие в системе правоохранительных органов (именно они и составляют большинство выпускников юридических вузов), отрицательно относятся, а порой имеют неполное представление об адвокатуре, адвокатской деятельности и порядке оказания юридической помощи. В результате со студенческой скамьи в период изучения курса вырабатывается отношение к институту адвокатуры как к чему-то вспомогательному, второстепенному. Отсутствие необходимых знаний о задачах и целях деятельности адвокатуры, в конечном счете, не способствует укреплению законности и правопорядка, ведет к возникновению конфликтов между этими лицами и адвокатами, что может повлечь негативные последствия для граждан, а в целом для общества.
Деятельность адвоката должна быть основана на глубоком знании теории и практики применения действующего законодательства. В связи с этим профессиональная адвокатская деятельность требует безупречного знания таких дисциплин, как уголовное, гражданское и административное право, уголовный и гражданский процессы, специальных курсов как теория судебных доказательств и др.
Данный курс должен закрепить у студентов раскрытие понятия деятельности адвоката, задача изучения курса должна быть основана на глубоком знании теории и практики применения действующего законодательства. В связи с этим изучение профессиональной адвокатской деятельности требует безупречного знания таких дисциплин, как уголовное, гражданское и административное право, уголовный и гражданский процессы, специальных курсов как теория судебных доказательств и др.
Определение направления обучения взрослых состоит, прежде всего, в установлении соответствия характеристик учебного процесса и его результатов тем требованиям, которые предъявляют сами обучающиеся. Отношения обучающегося и обучающего приобретают особый характер — диалоговый, они становятся более индивидуальными, а процесс обучения — личностно-ориентированным. Образовательные потребности таких студентов определяются различными факторами: уровнем базового образования, характером профессиональной деятельности, субъективной жизненной ситуацией и др. Все это требует в процессе обучения делать больший упор не на теорию, а на практику применения норм гражданского и уголовного законодательства, анализ решений судов по конкретным делам и т.д.
К сожалению, затронутая нами проблематика в последнее время мало привлекает внимание коллег-правоведов. Между тем настало время по-новому оценить методику преподавания правовых дисциплин, необходимо переместить акценты с количества подготовленных юридических кадров высшей квалификации на качество их подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью является важным конституционным принципом. Так, согласно пункту 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Суды, органы прокуратуры, внутренних дел, юстиции выполняют свои правоохранительные задачи по защите и охране прав граждан, тесно взаимодействуя, не только друг с другом, но и иными государственными, негосударственными учреждениями и общественными организациями.
Из многочисленных общественных организаций и органов самоуправления, существующих в Казахстане, в данной работе рассматриваются только те, которые ставят основной целью содействие успешному осуществлению правоохранительной деятельности. Под правоохранительной деятельностью мы понимаем такую деятельность, которая осуществляется с целью охраны прав граждан и организаций специально уполномоченными государственными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Среди правоохранительных органов, призванных защищать права граждан, важнейшее место отводится такому общественно-правовому институту, как адвокатура с ее коллегиями адвокатов - профессиональной организацией квалифицированных юристов, задачей которых является оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, содействие охране прав и законных интересов, соблюдение и укрепление законности, а также выполнение некоторых других функции, предусмотренных законом. Защита прав личности, от каких бы то ни было посягательств, борьба за законность и содействие правосудию придают адвокатской деятельности большую социально-политическую значимость.
Реализация прав и свобод человека и гражданина возможна в полной мере тогда, когда они отстаиваются со знанием дела, умело и квалифицированно. Такую защиту может осуществить далеко не каждый. В этом случае требуются не голью безупречное знание законодательства, ной знание практики применения нормативных правовых актов, опыт ведения дел в правоохранительных органах и др. Иначе говоря, чтобы обеспечить эффективную помощь, нужен квалифицированный специалист. Граждане обычно знакомы лишь с основными положениями законодательства, в то время как для защиты субъектных прав требуются более глубокие знания и порядок их применения, что и вызывает необходимость в помощи профессиональных юристов - адвокатов. Адвокат это высококвалифицированный профессионал, эффективно использующий свои юридические знания и практический опыт при оказании юридической помощи. Лишение же права лица на юридическую помощь ведет к ущемлению, существенному ограничению, а иногда и к невосполнимым утратам для гражданина и общества
Коллегия адвокатов является основным, но не единственным органом, оказывающим юридическую помощь. Юридическая помощь оказывается гражданам многими организациями и лицами (юридические фирмы, юрисконсульты, советники по правовым вопросам и др.}. К примеру, обслуживание юридическими фирмами граждан и организаций осуществляется путем оказания платных услуг, не связанных с адвокатской деятельностью.
Члены профсоюзов пользуются бесплатной юридической помощью, оказываемой юридическими консультациями советов профсоюзов. Определенную юридическую помощь граждане получают от юрисконсультов организаций, в том числе предприятий и учреждений различных форм собственности. Однако наибольшее значение и распространение имеет все же юридическая помощь адвокатов.
Консультации профсоюзов оказывают юридическую помощь преимущественно путем дачи советов и составления документов по вопросам трудового законодательства. Работа юрисконсульта состоит, прежде всего, в оказании юридической помощи своей организации и ее членам, а не любым гражданам или организациям3. В основную деятельность адвоката включены не только вышеназванные задачи, но и различные виды оказания юридической помощи с использованием при этом всех предусмотренных действующим законодательством средств и способов защиты прав и законных интересов тех, кто к ним обратился. При этом только адвокаты, в отличие от вышеуказанных лиц, допускаются в уголовный процесс в качестве профессионального защитника. Вот почему квалифицированную юридическую помощь, о которой говорится в Конституции, могут оказать на профессиональной основе именно адвокаты.
Информация о работе Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в современных условиях