Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 13:20, дипломная работа
В Конституции Республики Казахстан признаются и гарантиру¬ются права и свободы человека и гражданина (раздел П, статья 12).
Соблюдение прав граждан, гарантируемых Конституцией, обес-печивается предусмотренными законодательством органами, в том числе деятельностью государственных, в частности, правоохрани¬тельных органов. При этом на первый план выходит правовая за¬щищенность личности, обеспечение всех условий для того, чтобы гражданин мог пользоваться всеми предоставленными ему права¬ми, выполняя свои обязанности перед обществом и государством.
ВВЕДЕНИЕ…………………...………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АДВОКАТУРЫ
1.1. Основное понятие об адвокатуре и принципах ее организации……………..…6
1.2. Основные направления деятельности адвокатуры……………………………...20
1.3. Законодательство, регулирующее адвокатскую деятельность………………….25
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДВОКАТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ
2.1. Становление и развитие адвокатуры в Казахстане в период до 1917 года…….36
2.2. Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в советский период и в настоящее время…………………………………………………………………...45
2.3. Закон Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" некоторые проблемы его совершенствования на современном этапе………………………60
ГЛАВА III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «АДВОКАТУРА И АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»…………………………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..86
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Новыми источниками права в Казахстане являются нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики, которые являются актами, содержащими разъяснение и применение действующего законодательства. К постановлениям Конституционного Совета, уже оказавшим влияние на содержание законодательства об адвокатской деятельности и практику его применения, следует отнести, например, Постановление от 6 марта 1997 года №3 "Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан".
В частности, подпункт 3 пункта 3 статьи 77 Конституции
содержит один из основополагающих конституционных
принципов осуществления правосудия,
которым должен руководствоваться суд при
применении закона: "Никому не может
быть без его согласия изменена подсудность,
предусмотренная для него законом".
Конституционный Совет Республики Казахстан
в связи с официальным толкованием постановил,
что норму подпункта 3) пункта 3 статьи
77 Конституции следует понимать таким
образом, что принятие к своему производству
вышестоящим судом дела, подсудного нижестоящему
суду, а также передача дела в другой суд того же
уровня, влекущая
изменение подсудности, возможны
только при наличии согласия лица, дело которого рассматривается
судом. В качестве примера можно
также привести Постановление Конституционного
Совета Республики Казахстан от 2 июля
1999г. № 12/2 "О соответствии пункта 3 статьи
20 Закона Республики
Казахстан "Об адвокатской деятельности"
Конституции Республики Казахстан".
На основании что:
- норма об образовании территории
области, города республиканского значения
и столицы одной коллегии адвокатов, включающей
в свое наименование название соответствующей административно-
Данное положение призвано гарантировать
им квалифицированную и обязательную
юридическую защиту в соответствии со
статьей 13 Конституции Республики Казахстан;
- право адвокатов как граждан
Республики на свободу объединения реализуется
ими в форме Союза адвокатов Казахстана
- общественного объединения (ассоциации),
добровольно создаваемой в общих целях
защиты законных интересов своих
членов, а также путем вступления в любые
другие общественные объединения, деятельность
которых не связана с оказанием адвокатских услуг, руководствуясь
пунктом 2 ст. 72 Конституции Республики Казахстан,
ст. 37 Указа Президента Республики Казахстан,
имеющего силу конституционного закона,
«О Конституционном Совете Республики
Казахстан», Конституционный Совет Республики
Казахстан постановил:
Признать норму пункта 3 ст. 20 Закона «Об адвокатской деятельности» соответствующей Конституции Республики Казахстан.
К Постановлениям Верховного Суда следует отнести, например, постановления от 9 июля 1999 года "О практике применения законодательства по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс", "О некоторых вопросах применения судами республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью'', "О судебной практике по применению принудительных мер медицинского характера" и др.
В частности, пункт 1 ("О практике применения законодательства по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс") гласит: "Обратить внимание органов уголовного преследования и судов на то, что факты необоснованного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения мер процессуального принуждения, необоснованного осуждения являются грубыми нарушениями законности, вследствие которых серьезно страдают законные права и интересы человека и гражданина, юридических лиц, причиняется материальный ущерб и моральный вред им и государству".
Оценивая роль и место нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики в укреплении правовой основы государства, следует отметить, что они раскрывают смысл и содержание действующего закона в тех случаях, когда имеют место расхождения в его применении, тем самым способствуя правильному пониманию и единообразному применению закона судами, другими органами и должностными лицами, по которому дано разъяснение.
К источникам норм, регулирующих адвокатскую деятельность, следует отнести и правовые документы, принятые высшим органом коллегий адвокатов, а также Устав коллегии адвокатов и Правила профессиональной этики адвокатов.
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДВОКАТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ
2.1. Становление и развитие адвокатуры в Казахстане в период до 1917 года
Современную деятельность и состояние адвокатуры в Казахстане невозможно понять и рассмотреть без изучения истории ее становления, формирования и развития, поскольку нельзя без этого понять смысл задач, стоящих перед этим важным общественно-правовым институтом. В конечном итоге это позволит нам определить место, роль и значение адвокатуры в строительстве правового и демократического государства.
В силу особенностей выполняемых функций, возложенных на адвокатуру, и её положения в системе правовых отношении, в различные периоды истории подходы к ней менялись в зависимости от политической системы общества, его экономического уровня, правовой культуры и правосознания граждан и многого другого.
Путь становления адвокатуры был трудным, и всегда на отдельных этапах развития общества предпринимались различные поиски совершенствования форм, способов и методов деятельности организации адвокатуры.
Появление профессиональной
адвокатуры в период до
1917 года тесно взаимосвязано
с историей становления и
развития законодательства Российской
империи (в состав
которой входил и Казахстан), и в частности
проведением
прогрессивной судебной реформы
1864 года.
В юридической терминологии того времени понятие "адвокат" появилось в 1864 г., однако даже в советский период, вплоть до 1939 г., данный термин не употреблялся в действовавшем законодательстве. Что касается организационно-правовой формы деятельности адвокатуры, какой является 1 коллегия адвокатов, то она никогда не имела и не имеет до I сих пор того общественно-правового значения и корпоративного единства, каким обладает она в развитых демократических странах (США, Германии, Франции и др.). Судебными уставами 1864 года (Устав об учреждении судебных установлений. Устав уголовного судопроизводства. Устав гражданского судопроизводства. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями) создавалась оригинальная и эффективная система правосудия.
Устав об Учреждении судебных установлений, утвержденный Указом Правительствующего сената от 20 ноября 1864 года, сделал адвокатуру новым юридическим учреждением России.
При царском самодержавии развитие адвокатской деятельности тормозилось нежеланием государства разрешить создание новых независимых институтов гражданского общества, а именно - профессиональных адвокатских объединений. Все императоры, от Петра I (он называл их "ябедниками, составщиками воров и душевредцов", "своими непотребными пространными приводами судью более утруждают и оное дело толь паче к вящему пространству, нежели к скорому приводят окончанию") до Николая I ("кто погубил Францию, как не адвокаты? Кто были Мирабо, Марат, Робеспьер?! Нет... пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, - без них проживем") были настроены решительно против создания в Российской империи адвокатской корпорации западного образца
Следует иметь в виду, что до реформы судебной системы институт защиты не представлял собой какой-либо оформленной и организованной общественной группы с четкими задачами, целями и интересами, более того, их представители не имели соответствующего профессионального образования, своей организационной структуры и названия. Роль адвокатов выполняли на протяжении нескольких веков частные лица - стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были законодательно регламентированы, соответственно определенные требования к ним (наличие специального образования и др.) не предъявлялись. Как правило, их обязанности ограничивались составлением, подачей некоторых документов (бумаг). И даже создание в 1832 году института присяжных стряпчих в силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать представителям различных социальных слоев России защиту их интересов в суде и других учреждениях.
Учреждение судебных установлений в основу организации адвокатуры заложило противоречивое положение, суть которого состояла в том, что в одном лице адвокат совмещал и правозаступника, оратора и поверенного своего клиента, хотя по своим функциональным задачам и сферам деятельности в современном понимании они не совпадают. Данная правовая дилемма также сохранена и в действующем законодательстве РК, что, на наш взгляд, представляется не совсем оправданным. Хотя следует отметить, что во многих странах Европы правозаступничество и судебное представительство развивались совершенно самостоятельно, как два различных института.
Адвокаты разделялись на две категории - присяжных поверенных - корпорацию дававших профессиональную присягу адвокатов, и частных поверенных, практиковавших адвокатскую деятельность индивидуально. При судебной палате был создан совет присяжных поверенных, избираемый из членов присяжных поверенных, в задачу которого входило контролирование за деятельностью отдельных адвокатов и ряд других функций. Высший надзор за деятельностью совета присяжных поверенных возлагался на Судебную палату и Правительствующий сенат.
В качестве органов самоуправления корпорации присяжных поверенных, из числа квалифицированных членов, действовали (но далеко не во всех губерниях) советы присяжных поверенных при судебной палате. Они состояли из председателя, товарищей председателя и членов совета, чьи должности были выборными. Выборы в совет проводились в отдельности на каждую должность простым большинством голосов. Совет переизбирался ежегодно на общем собрании присяжных поверенных после отчета прошлого состава.
Совет осуществлял свою деятельность по различным направлениям. Он принимал и увольнял присяжных поверенных, осуществлял дисциплинарную практику, распределял "бесплатные" дела среди присяжных поверенных, регулировал различные споры между ними и т.д. Свои решения он принимал большинством голосов.
Таким образом, присяжная адвокатура представляла собой корпорацию лиц свободной профессии - так называемое сословие присяжных поверенных, объединенных внутренним самоуправлением в виде выборных органов - советов присяжных поверенных, и внешним надзором высших судебных мест. Помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда), представительства сторон в гражданском процессе, на адвокатов возлагалось оказание юридической помощи населению, включая предоставление бесплатных консультаций для бедных.
Уставом об учреждении судебных установлений предъявлялись жесткие требования к новому общественно-правовому институту, в нем четко регламентировались права, обязанности и ответственность присяжных поверенных. Присяжными поверенными могли быть только те лица, которые отвечали необходимым для этого условиям и приняты в корпорацию адвокатов в установленном порядке.
Эти нормативные правовые требования, были разделены на две категории - положительные (кто мог быть) и отрицательные (кто не мог быть присяжным поверенным).
Так, согласно ст.354 Учреждения судебных установлений присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и, кроме того, пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного.
В ст.355 прямо указывалось, что присяжными поверенными не могли быть: 1) не достигшие 25-летнего возраста; 2) иностранцы; 3) объявленные несостоятельными должниками; 4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья; 5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; 6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, находясь под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами; 7) исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех обществ, к которым они принадлежали; 8) те, которым по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.
Здесь необходимо отметить, что уже тогда Советы присяжных поверенных при рассмотрении вопроса о приеме руководствовались также данными о нравственных качествах кандидата на основе всевозможных сведений об этой личности. В Учреждении судебных установлений был определен и порядок вступления к осуществлению деятельности присяжного поверенного, который включал следующие требования: принятия и приписки. Принятие в присяжные поверенные зависело от совета; его решение - основной акт зачисления в корпорацию присяжных поверенных. В том случае, когда один совет отказывал просителю в приеме, это же лицо при тех же данных могло быть принято другим советом. Определения совета об отказе в приеме, основанные на условиях формальной правоспособности, могли быть обжалованы в судебную палату и затем в Правительствующий сенат; но определения совета о непринятии, основанные на нравственной оценке личности, обжалованию не подлежали. Приписка носила формальный характер: она осуществлялась судебной палатой на основании определения совета о принятии данного лица в число присяжных поверенных. Процесс приписки состоял из внесения фамилии принятого в список присяжных поверенных округа, в подписи на свидетельстве, выданном советом, и в публикации о его принятии.
Информация о работе Основные этапы развития адвокатуры в Казахстане в современных условиях