Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:42, курсовая работа
В данной работе показано стремление к тому, чтобы при раскрытии темы: «Особенности правового регулирования договора перевозки грузов» найти правильное сочетание законодательного регулирования, теоретических исследований, а также сложившейся практикой.
Список сокращение______________________________________________ стр. 3
Введение_______________________________________________________ стр. 4
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки грузов_____________ стр. 8
1.1. понятие и признаки договора перевозки грузов ________________ стр.8
1.2. Нормативно-правовое регулирование договора перевозки
грузов _____________________________________________________ стр. 11
1.3.Виды договора перевозки грузов ____________________________ стр.18
Глава. 2. Элементы и содержание договора перевозки грузов __________ стр. 23
2.1. Порядок заключения договора перевозки грузов ______________ стр. 23
2.2. Содержание и исполнение договора перевозки груза __________ стр. 31
Глава 3. Особенности отдельных видов договоров перевозки грузов ____ стр. 74
3.1. Особенности договора морской перевозки груза ______________ стр. 74
3.2. Особенности договора воздушной перевозки груза ____________ стр. 76
3.3. Соотношение договора перевозки грузов и договора транспортной экспедиции ____________________________________________________ стр. 78
Заключение ___________________________________________________ стр. 85
Список используемых источников и литературы _________
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращение_____________
Введение______________________
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки грузов_____________ стр. 8
1.1. понятие и признаки договора перевозки грузов ________________ стр.8
1.2. Нормативно-правовое
регулирование договора
грузов
______________________________
1.3.Виды договора перевозки грузов ____________________________ стр.18
Глава. 2. Элементы и содержание договора перевозки грузов __________ стр. 23
2.1. Порядок заключения договора перевозки грузов ______________ стр. 23
2.2. Содержание и исполнение договора перевозки груза __________ стр. 31
Глава 3. Особенности отдельных видов договоров перевозки грузов ____ стр. 74
3.1. Особенности
договора морской перевозки
3.2. Особенности договора воздушной перевозки груза ____________ стр. 76
3.3. Соотношение
договора перевозки грузов и договора
транспортной экспедиции ______________________________
Заключение ______________________________
Список используемых источников и литературы ____________________ стр. 87
Приложение ___________________
СПИСОК
СОКРАЩЕНИЙ
ВК - Воздушный кодекс Российской Федерации
ВК СССР - Воздушный кодекс СССР
ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации
ГК 1964 г. - Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
КВВТ - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
КТМ - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
КТМ СССР - Кодекс торгового мореплавания СССР
МПС России - Министерство путей сообщения Российской Федерации
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
СЗ СССР - Собрание законов СССР
СНГ - Содружество Независимых Государств
СП РСФСР - Собрание постановлений Правительства РСФСР
СП СССР - Собрание постановлений Правительства СССР
ТУЖД - Транспортный устав железных дорог Российской Федерации
УАТ - Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации
УВВТ -
Устав внутреннего водного
УЖД - Устав железных дорог СССР
УЖТ РФ - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации
ТехПД - Технологический центр по обработке перевозочных документов
АИС – Автоматизированная информационная система организации
ОСПГ -
Оператора смешанной перевозки грузов
ВВЕДЕНИЕ
В
отечественной гражданско-
Что
касается остальных так называемых
транспортных договоров, то им обычно
отводится вспомогательная
Такой подход страдает рядом недостатков. Во-первых, традиционно понимаемая категория транспортных договоров, включающая в себя различные типы договорных обязательств, не вписывается в систему гражданско-правовых договоров, а единственный объединяющий их признак - участие в указанных договорах транспортных организаций, - никак не может служить критерием для выделения соответствующей классификационной группы договоров.
Во-вторых, учение о системе транспортных договоров, где центральное, господствующее место занимают договоры перевозки пассажира или конкретной партии грузов, т.е. договоры, опосредующие отношения по непосредственной их доставке из пункта отправления в пункт назначения, а все остальные договорные обязательства по отношению к этим договорам играют вспомогательную, подчиненную роль, основано лишь на обыденных представлениях о смысле деятельности транспорта (доставка пассажиров и грузов) и не имеет ничего общего с юридическим соотношением различных договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности, в том числе опосредующих перевозки пассажиров и грузов. Например, в случаях, когда перевозка конкретной партии грузов осуществляется в рамках заключенного между грузоотправителем и перевозчиком договора об организации перевозок, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять грузы в обусловленном объеме, договор перевозки указанной конкретной партии грузов уже не является центральным для взаимоотношений сторон, а скорее выглядит как рядовые действия сторон по исполнению обязательств, вытекающих из договора об организации перевозок.
В-третьих, взгляд на договор перевозки пассажира, договор перевозки конкретного груза как на основное, центральное звено некой системы транспортных договоров, значение которых сводится к обслуживанию названных договоров, зачастую затрудняет юридическую квалификацию разнообразных правоотношений, опосредующих перевозочный процесс1.
Характерной чертой данного исследования является то, что договоры о перевозке, транспортной экспедиции, буксировке и об иных услугах в сфере транспорта рассматриваются в контексте общей системы гражданско-правовых договоров. В этом смысле все указанные договоры относятся к категории гражданско-правовых договоров об оказании услуг и могут быть квалифицированы с точки зрения характеристики и оценки всякого гражданско-правового договора.
Анализируя нормы о договоре перевозки, содержащиеся в гл. 40 ГК, приходишь к выводу, что само понятие "договор перевозки" носит абстрактный характер и проявляет себя в целом ряде договоров, призванных регулировать различные отношения, связанные с перевозками грузов, пассажиров и багажа. Таким образом, речь должна идти о системе договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа, в которую наряду с договором перевозки конкретного груза входят и другие договоры: договор перевозки пассажира; договор фрахтования (чартер); соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров и багажа; договор об организации перевозки грузов; договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.).
В условиях действия Гражданского кодекса Российской Федерации, транспортных уставов и кодексов, которые в равной степени регулируют различные договоры, опосредующие отношения по перевозкам грузов, неверно говорить о реальном договоре перевозки конкретного груза как о некоем центральном (основном) договоре, к которому примыкают различные договоры и иные правовые формы, призванные обслуживать указанный договор. Напротив, все названные договоры могут рассматриваться в качестве отдельных видов гипотетического договора перевозки (в реальной жизни такой договор существует лишь в качестве отдельных его видов)2.
При использовании в качестве критерия особенностей предмета договора можно выделить: договор перевозки пассажира (его предмет - доставка пассажира и его багажа в пункт назначения); договоры перевозки грузов, включая как реальный договор перевозки конкретного груза, так и консенсуальный договор об организации перевозок (предмет указанных договоров - перевозка или организация перевозок грузов); договор фрахтования (чартер) (предмет - предоставление всей или части вместимости транспортного средства).
Каждый
из видов договора перевозки, регулируемых
ГК, транспортными уставами и кодексами,
- занимает свое место в системе
правового регулирования
Особенно
широкое применение находят такие
договоры в сфере морского права,
многие из них урегулированы нормами,
содержащимися в Кодексе
В сфере деятельности железнодорожного транспорта особый интерес вызывает договор о транспортном обслуживании промышленным железнодорожным транспортом, имеющий большое практическое значение.
Появившийся в советский период, данный договор немного "потерялся" в условиях рыночных отношений и сегодня нуждается в современной правовой квалификации.
На воздушном транспорте особое значение имеет договор об аэронавигационном обслуживании. Здесь отмечается весьма специфическое правовое положение предприятий, занимающихся непосредственным оказанием услуг в области аэронавигационного обслуживания эксплуатантам воздушных судов и иным пользователям воздушного пространства. Целью написания данной работы является попытка раскрыть особенности правового регулирования договора перевозки грузов.
Методологическую основу составляют общенаучные и частнонаучные методы: диалектического материализма (в том числе, логического анализа и синтеза, обобщения, индукции и дедукции), сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-социальный.
В
данной работе показано стремление к
тому, чтобы при раскрытии темы:
«Особенности правового регулирования
договора перевозки грузов» найти
правильное сочетание законодательного
регулирования, теоретических исследований,
а также сложившейся практикой.
Глава
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
ГРУЗОВ
1.1.
Понятие и признаки
договора перевозки
грузов
Под
договором перевозки груза
В системе договоров, регулирующих перевозки грузов, данный договор занимает особое место, ибо непосредственным его предметом являются действия перевозчика по транспортировке (перемещению) груза из пункта отправления в пункт назначения и выдаче его грузополучателю. В отличие от организационных договоров перевозки, не предусматривающих перевозку конкретных грузов, а лишь устанавливающих обязанности сторон по предъявлению к перевозке грузов и их принятию в обусловленных объемах и в согласованные сроки, договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику. Поэтому указанный договор в юридической литературе нередко именуется как договор перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов). Например, Б.И. Пугинский, рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что "особый и самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку"3.
Вместе с тем особое место договора конкретного груза среди договоров, регулирующих правоотношения, связанные с перевозками грузов, отнюдь не означает, что данный договор занимает главенствующее, центральное место в системе так называемых транспортных договоров или является "ядром транспортных обязательств", как это иногда подчеркивается в юридической литературе4. Напротив, при наличии долгосрочного договора об организации перевозок грузов, в котором перевозчик и грузоотправитель урегулировали свои отношения на год или на более длительный период и предусмотрели ежемесячные или ежедекадные объемы отправляемых грузов и количество подаваемых транспортных средств под погрузку, перевозка отдельной партии грузов, оформляемая договором на перевозку конкретного груза, выглядит скорее в качестве исполнения (в весьма незначительной части) обязательства, вытекающего из договора об организации перевозок.
Информация о работе Особенности правового регулирования договора перевозки грузов