Особенности правового регулирования договора перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе показано стремление к тому, чтобы при раскрытии темы: «Особенности правового регулирования договора перевозки грузов» найти правильное сочетание законодательного регулирования, теоретических исследований, а также сложившейся практикой.

Содержание

Список сокращение______________________________________________ стр. 3
Введение_______________________________________________________ стр. 4
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки грузов_____________ стр. 8
1.1. понятие и признаки договора перевозки грузов ________________ стр.8
1.2. Нормативно-правовое регулирование договора перевозки
грузов _____________________________________________________ стр. 11
1.3.Виды договора перевозки грузов ____________________________ стр.18
Глава. 2. Элементы и содержание договора перевозки грузов __________ стр. 23
2.1. Порядок заключения договора перевозки грузов ______________ стр. 23
2.2. Содержание и исполнение договора перевозки груза __________ стр. 31
Глава 3. Особенности отдельных видов договоров перевозки грузов ____ стр. 74
3.1. Особенности договора морской перевозки груза ______________ стр. 74
3.2. Особенности договора воздушной перевозки груза ____________ стр. 76
3.3. Соотношение договора перевозки грузов и договора транспортной экспедиции ____________________________________________________ стр. 78
Заключение ___________________________________________________ стр. 85
Список используемых источников и литературы _________

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа (чистовик).doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Список сокращение______________________________________________ стр. 3

Введение_______________________________________________________ стр. 4

Глава 1. Общая  характеристика договора перевозки  грузов_____________ стр. 8

   1.1. понятие  и признаки договора перевозки грузов  ________________ стр.8

   1.2. Нормативно-правовое  регулирование договора перевозки 

   грузов _____________________________________________________ стр. 11

   1.3.Виды  договора перевозки грузов ____________________________ стр.18

Глава. 2. Элементы и содержание договора перевозки грузов __________ стр. 23

   2.1. Порядок  заключения договора перевозки  грузов ______________ стр. 23

   2.2. Содержание и исполнение договора перевозки груза __________  стр. 31

Глава 3. Особенности  отдельных видов договоров перевозки грузов ____ стр. 74

   3.1. Особенности  договора морской перевозки груза ______________ стр. 74

   3.2. Особенности  договора воздушной перевозки  груза ____________ стр. 76

   3.3. Соотношение  договора перевозки грузов и договора транспортной экспедиции ____________________________________________________ стр. 78

Заключение ___________________________________________________  стр. 85

Список используемых источников и литературы ____________________ стр. 87

Приложение ___________________________________________________ стр. 91 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  СОКРАЩЕНИЙ 

ВК - Воздушный  кодекс Российской Федерации

ВК СССР - Воздушный кодекс СССР

ГК - Гражданский  кодекс Российской Федерации

ГК 1964 г. - Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.

КВВТ - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации

КТМ - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

КТМ СССР - Кодекс торгового мореплавания СССР

МПС России - Министерство путей сообщения Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СЗ СССР - Собрание законов СССР

СНГ - Содружество  Независимых Государств

СП РСФСР - Собрание постановлений Правительства  РСФСР

СП СССР - Собрание постановлений Правительства  СССР

ТУЖД - Транспортный устав железных дорог  Российской Федерации

УАТ - Устав автомобильного  транспорта  и городского  наземного электрического транспорта Российской Федерации

УВВТ - Устав внутреннего водного транспорта СССР

УЖД - Устав  железных дорог СССР

УЖТ РФ - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

ТехПД - Технологический центр по обработке перевозочных документов

АИС – Автоматизированная информационная система организации

ОСПГ - Оператора смешанной перевозки грузов  
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    В отечественной гражданско-правовой доктрине укоренилось понятие "транспортные договоры", под которыми на самом деле понимаются гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности (как правило, с участием транспортных организаций). Этим понятием охватываются различные типы договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (фрахтование на время) транспортных средств, строительного подряда (строительство железнодорожных подъездных путей) и т.п. Ядром, центральным звеном системы всех так называемых транспортных договоров принято считать договор перевозки, под которым традиционно, разумеется, договор перевозки конкретного груза, сконструированный по модели реального договора, т.е. такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

    Что касается остальных так называемых транспортных договоров, то им обычно отводится вспомогательная роль, а их значение видится в обеспечении и обслуживании центрального договора перевозки груза, пассажира или багажа.

    Такой подход страдает рядом недостатков. Во-первых, традиционно понимаемая категория транспортных договоров, включающая в себя различные типы договорных обязательств, не вписывается в систему гражданско-правовых договоров, а единственный объединяющий их признак - участие в указанных договорах транспортных организаций, - никак не может служить критерием для выделения соответствующей классификационной группы договоров.

    Во-вторых, учение о системе транспортных договоров, где центральное, господствующее место  занимают договоры перевозки пассажира  или конкретной партии грузов, т.е. договоры, опосредующие отношения по непосредственной их доставке из пункта отправления в пункт назначения, а все остальные договорные обязательства по отношению к этим договорам играют вспомогательную, подчиненную роль, основано лишь на обыденных представлениях о смысле деятельности транспорта (доставка пассажиров и грузов) и не имеет ничего общего с юридическим соотношением различных договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности, в том числе опосредующих перевозки пассажиров и грузов. Например, в случаях, когда перевозка конкретной партии грузов осуществляется в рамках заключенного между грузоотправителем и перевозчиком договора об организации перевозок, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять грузы в обусловленном объеме, договор перевозки указанной конкретной партии грузов уже не является центральным для взаимоотношений сторон, а скорее выглядит как рядовые действия сторон по исполнению обязательств, вытекающих из договора об организации перевозок.

    В-третьих, взгляд на договор перевозки пассажира, договор перевозки конкретного груза как на основное, центральное звено некой системы транспортных договоров, значение которых сводится к обслуживанию названных договоров, зачастую затрудняет юридическую квалификацию разнообразных правоотношений, опосредующих перевозочный процесс1.

    Характерной чертой данного исследования является то, что договоры о перевозке, транспортной экспедиции, буксировке и об иных услугах  в сфере транспорта рассматриваются  в контексте общей системы  гражданско-правовых договоров. В этом смысле все указанные договоры относятся к категории гражданско-правовых договоров об оказании услуг и могут быть квалифицированы с точки зрения характеристики и оценки всякого гражданско-правового договора.

    Анализируя  нормы о договоре перевозки, содержащиеся в гл. 40 ГК, приходишь к выводу, что само понятие "договор перевозки" носит абстрактный характер и проявляет себя в целом ряде договоров, призванных регулировать различные отношения, связанные с перевозками грузов, пассажиров и багажа. Таким образом, речь должна идти о системе договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа, в которую наряду с договором перевозки конкретного груза входят и другие договоры: договор перевозки пассажира; договор фрахтования (чартер); соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров и багажа; договор об организации перевозки грузов; договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.).

    В условиях действия Гражданского кодекса  Российской Федерации, транспортных уставов  и кодексов, которые в равной степени  регулируют различные договоры, опосредующие отношения по перевозкам грузов, неверно  говорить о реальном договоре перевозки конкретного груза как о некоем центральном (основном) договоре, к которому примыкают различные договоры и иные правовые формы, призванные обслуживать указанный договор. Напротив, все названные договоры могут рассматриваться в качестве отдельных видов гипотетического договора перевозки (в реальной жизни такой договор существует лишь в качестве отдельных его видов)2.

    При использовании в качестве критерия особенностей предмета договора можно  выделить: договор перевозки пассажира (его предмет - доставка пассажира и его багажа в пункт назначения); договоры перевозки грузов, включая как реальный договор перевозки конкретного груза, так и консенсуальный договор об организации перевозок (предмет указанных договоров - перевозка или организация перевозок грузов); договор фрахтования (чартер) (предмет - предоставление всей или части вместимости транспортного средства).

    Каждый  из видов договора перевозки, регулируемых ГК, транспортными уставами и кодексами, - занимает свое место в системе  правового регулирования правоотношений, связанных с перевозками грузов, пассажиров и багажа.

    Особенно  широкое применение находят такие  договоры в сфере морского права, многие из них урегулированы нормами, содержащимися в Кодексе торгового  мореплавания Российской Федерации (КТМ).

    В сфере деятельности железнодорожного транспорта особый интерес вызывает договор о транспортном обслуживании промышленным железнодорожным транспортом, имеющий большое практическое значение.

    Появившийся в советский период, данный договор  немного "потерялся" в условиях рыночных отношений и сегодня нуждается в современной правовой квалификации.

    На  воздушном транспорте особое значение имеет договор об аэронавигационном  обслуживании. Здесь отмечается весьма специфическое правовое положение  предприятий, занимающихся непосредственным оказанием услуг в области аэронавигационного обслуживания эксплуатантам воздушных судов и иным пользователям воздушного пространства. Целью написания  данной работы является попытка раскрыть особенности правового регулирования договора перевозки грузов.

    Методологическую  основу составляют общенаучные и  частнонаучные методы: диалектического  материализма (в том числе, логического анализа и синтеза, обобщения, индукции и дедукции), сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-социальный.

    В данной работе показано стремление к  тому, чтобы при раскрытии темы: «Особенности правового регулирования  договора перевозки грузов» найти  правильное сочетание законодательного регулирования, теоретических исследований, а также сложившейся практикой. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ  ГРУЗОВ 

1.1. Понятие и признаки договора перевозки грузов 

    Под договором перевозки груза понимается такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный  ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).

    В системе договоров, регулирующих перевозки  грузов, данный договор занимает особое место, ибо непосредственным его предметом являются действия перевозчика по транспортировке (перемещению) груза из пункта отправления в пункт назначения и выдаче его грузополучателю. В отличие от организационных договоров перевозки, не предусматривающих перевозку конкретных грузов, а лишь устанавливающих обязанности сторон по предъявлению к перевозке грузов и их принятию в обусловленных объемах и в согласованные сроки, договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику. Поэтому указанный договор в юридической литературе нередко именуется как договор перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов). Например, Б.И. Пугинский, рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что "особый и самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку"3.

    Вместе  с тем особое место договора конкретного  груза среди договоров, регулирующих правоотношения, связанные с перевозками грузов, отнюдь не означает, что данный договор занимает главенствующее, центральное место в системе так называемых транспортных договоров или является "ядром транспортных обязательств", как это иногда подчеркивается в юридической литературе4. Напротив, при наличии долгосрочного договора об организации перевозок грузов, в котором перевозчик и грузоотправитель урегулировали свои отношения на год или на более длительный период и предусмотрели ежемесячные или ежедекадные объемы отправляемых грузов и количество подаваемых транспортных средств под погрузку, перевозка отдельной партии грузов, оформляемая договором на перевозку конкретного груза, выглядит скорее в качестве исполнения (в весьма незначительной части) обязательства, вытекающего из договора об организации перевозок.

Информация о работе Особенности правового регулирования договора перевозки грузов