Особенности правового регулирования договора перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе показано стремление к тому, чтобы при раскрытии темы: «Особенности правового регулирования договора перевозки грузов» найти правильное сочетание законодательного регулирования, теоретических исследований, а также сложившейся практикой.

Содержание

Список сокращение______________________________________________ стр. 3
Введение_______________________________________________________ стр. 4
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки грузов_____________ стр. 8
1.1. понятие и признаки договора перевозки грузов ________________ стр.8
1.2. Нормативно-правовое регулирование договора перевозки
грузов _____________________________________________________ стр. 11
1.3.Виды договора перевозки грузов ____________________________ стр.18
Глава. 2. Элементы и содержание договора перевозки грузов __________ стр. 23
2.1. Порядок заключения договора перевозки грузов ______________ стр. 23
2.2. Содержание и исполнение договора перевозки груза __________ стр. 31
Глава 3. Особенности отдельных видов договоров перевозки грузов ____ стр. 74
3.1. Особенности договора морской перевозки груза ______________ стр. 74
3.2. Особенности договора воздушной перевозки груза ____________ стр. 76
3.3. Соотношение договора перевозки грузов и договора транспортной экспедиции ____________________________________________________ стр. 78
Заключение ___________________________________________________ стр. 85
Список используемых источников и литературы _________

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа (чистовик).doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

    Однако  нельзя отрицать, что система правового  регулирования отношений, связанных  с перевозками грузов, традиционно  исходит из необходимости урегулирования наиболее детальным образом обязательств грузоотправителей и перевозчиков, вытекающих именно из договора перевозки конкретного груза. Этим и определяется значение указанного договора.

    Исходя  из определения договора перевозки  груза, содержащегося в ст. 785 ГК, данный договор следует признать реальным, двусторонним, возмездным.

    О реальном характере договора перевозки  конкретного груза свидетельствует  тот факт, что обязательство перевозчика  по доставке в пункт назначения распространяется лишь на груз, "вверенный ему отправителем". Следовательно, само обязательство перевозчика возникает лишь с момента получения последним груза от отправителя.

    Правда, во вновь принятых транспортных уставах  и кодексах нередко используются определения договора перевозки  груза, отличающиеся от понятия указанного договора, содержащегося в ст. 785 ГК. Причем из этих определений в отдельных случаях не усматривается реальный характер договора перевозки, а в КТМ прямо подчеркивается, что договоры морской перевозки грузов могут быть как реальными, так и консенсуальными.

    Согласно  ст. 115 КТМ по договору морской перевозки  груза перевозчик обязуется доставить  груз, который ему передал или  передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному  на получение груза лицу, отправитель  или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) либо без такого условия.

    А.Г. Калпин, комментируя данные законоположения, указывает: "В ст. 785 ГК говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, то есть ранее переданный, врученный ему отправителем груз5. Ясно, что в этом случае договор перевозки груза конструируется как реальный, то есть такой, для заключения которого, помимо соглашения сторон, требуется передать груз перевозчику. Между тем договор фрахтования судна (чартер) не может быть признан реальным. Договор перевозки второго вида, т.е. перевозки по коносаменту, также не всегда является реальным. Следовательно, договор морской перевозки груза может быть как консенсуальным, т.е. таким, для заключения которого достаточно соглашения сторон, так и реальным"6.

    Следует заметить, что сам ГК не исключает  подобного решения вопроса, предусматривая, наряду с тем, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, также то, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами (ст. 784 ГК).

    Более того, представляется, что консенсуальный характер договора перевозки, когда обязанность доставить в пункт назначения определенный груз на согласованных сторонами условиях возникает не из факта передачи груза, а из соглашения сторон, является предпочтительным, в особенности с точки зрения защиты прав и законных интересов грузоотправителя. И если консенсуальная модель договора перевозки груза сконструирована сознательно, с учетом специфики соответствующих отношений и в целях их оптимального регулирования, как это сделано в КТМ, то такой подход законодателя можно только приветствовать.

    В УЖТ РФ (ст. 25) мы находим следующую норму: "В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза".

    В ВК (ст. 103) и в КВВТ (ст. 67) определения  договора перевозки груза соответствуют  п. 1 ст. 785 ГК и подтверждают реальный характер этого договора.

    Договор перевозки груза является двусторонним. Как отмечалось ранее, правовое положение получателя груза объясняется тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается этот договор. Основное из высказанных в юридической литературе возражений против данного вывода состоит в том, что на получателя возлагаются определенные обязанности. Однако закон призван регулировать правоотношения, в том числе и путем установления прав и обязанностей их участников. Главное же состоит в том, что сам договор перевозки груза не устанавливает никаких обязанностей грузополучателя, а последний принимает на себя обязанности, предусмотренные законом, выразив намерение воспользоваться правами, предоставленными ему договором перевозки груза, что полностью соответствует модели договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК).

    Договор перевозки груза относится к  возмездным договорам. Обязанности  перевозчика доставить груз в  пункт назначения и выдать его  получателю противостоит встречная  обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку груза установленную плату. В этом смысле специфика договора перевозки груза состоит в том, что в тех случаях, когда перевозчик относится к транспорту общего пользования (ст. 789 ГК), - плата за перевозку грузов определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами7. 

    1.2. Нормативно-правовое регулирование договора перевозки грузов 

    В Гражданский кодекс РФ (гл.40) включены лишь основные, принципиальные положения, регулирующие договор перевозки, которые  представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Данные правила подлежат применению ко всем видам перевозок.

    Тем самым, по выражению В.В. Витрянского, «обеспечивается единообразное регулирование сходных по существу отношений, складывающихся при перевозках грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых всеми видами транспорта».8

    Представляется  необходимым раскрыть содержание этих основных принципиальных положений  ГК РФ, регулирующих перевозки грузов, пассажиров и багажа.

    Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется, в силу п.1 ст.784 ГК РФ на основании  договора перевозки.

      Условия перевозки отдельными  видами транспорта, а также ответственность  сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

    Основной  договор, опосредствующий перевозки  грузов, – это договор перевозки грузов, сконструированный в ГК РФ по модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785).

    Условия такого договора перевозки должны содержаться  в соответствующем транспортом  документе: на железнодорожном, внутренневодном  и воздушном транспорте – в  накладной; на морском транспорте –  в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте – в товарно-транспортной накладной при перевозке грузов товарного характера или акте замера (взвешивания) при перевозке грузов нетоварного характера. Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего перевозочного документа одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.

    Из  всех договоров перевозки в ГК РФ выделяются договоры перевозки транспортом  общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. ГК РФ (ст. 789) установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке.

    Договор перевозки транспортом общего пользования  является публичным договором, поэтому  к нему применяются правила, предусмотренные  ст. 426 ГК РФ.

    В силу данной статьи коммерческая организация  не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

    Цена  услуг, оказываемых транспортной организацией устанавливается одинаковой для  всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

    В обязанности перевозчика по договору перевозки груза входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором, исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств (ст. 791 ГК РФ).

    Обязанностью  грузоотправителя (грузополучателя), предусмотренной ГК РФ (п. 2 и 3 ст. 791), является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства. Такие сроки должны устанавливаться договором, если они не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

    Обязанность по погрузке (выгрузке) груза может  быть возложена как на отправителя (получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил и средств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит в установленные сроки доставки груза.

    Сроки доставки, в течение которых перевозчик обязан доставить пассажира и  его багаж в пункт назначения, определяются в порядке, предусмотренном  транспортными уставами и кодексами. При отсутствии таких сроков груз, пассажир, багаж должны быть доставлены перевозчиком в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

    Наряду  с договором перевозки конкретного  груза, когда предметом договора является доставка указанного груза  в пункт назначения и выдача его получателю, ГК предусматривает и в определенной степени регулирует договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов.

    По  договору об организации перевозки  грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ). Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств, а также предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

    К числу договоров об организации  перевозки, широко применяемых на практике, относятся: навигационные договоры – на морском и речном транспорте; специальные договоры – на воздушном транспорте; годовые договоры – на автомобильном транспорте.9

    В соответствии с ГК РФ (ст. 799) между  организациями различных видов  транспорта могут заключаться также  договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, а именно: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.

    Особое  место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира (ст. 786 ГК РФ). По такому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажирам багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

    Уже из самого определения договора перевозки  пассажира, содержащегося в ГК РФ, следует, что этот договор, в отличие  от договора перевозки конкретного  груза, является консенсуальным, т.е. после  приобретения билета или багажной квитанции договор считается заключенным, а пассажир получает право требовать от перевозчика выполнения им своих обязанностей. Кроме того, непосредственно ГК пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав, а именно: перевозить с собой детей бесплатно или на льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу10.

    Существенная  же особенность договора перевозки  пассажира заключается в том, что в качестве его стороны, потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин.

    Основной  обязанностью как грузоотправителя по договору перевозки груза, так  и пассажира по договору перевозки  пассажира или багажа является внесение провозной платы за перевозку. В  качестве основного правила ГК РФ предусмотрено, что провозная плата, взимаемая с грузоотправителя и пассажира, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790).

Информация о работе Особенности правового регулирования договора перевозки грузов