Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:38, дипломная работа
Объект - общественные отношения регулирующие право собственности и другие вещные права на земельные участки.
Предмет - нормы права регулирующие предмет право собственности и другие вещные права на земельные участки.
Цель и задачи работы.
Целью дипломной работы является комплексное исследование право собственности и другие вещные права на земельные участки.
Введение ……………………………………………………………………… 6
Глава 1. Общая характеристика земельного участка ………………...... 9
Глава 2. Право собственности на земельные участки .….......................... 23
2.1. Основания возникновения и прекращения права собственности
на земельные участки ……………………..…………………………………. 23
2.2. Отдельные виды право собственности на земельные участки.............. 40
2.3. Формы собственности на земельные участки.......................................
Глава 3. Отдельные вещные права на земельные участки …………........ 54
3.1. Сервитут на земельный участок ……………………………………….. 54
3.2. Право постоянного бессрочного пользования земельным участком …. 60
3.3. Аренда земельных участков …………………………………………....... 63
3.4. Безвозмездное срочное пользование земельными участками ……......... 69
Заключение ………………………………………………………………….. 72
Список использованных источников ……………………………………. 79
Специалисты в области земельного права, говоря о государственной регистрации сделок с землей, чаще всего вообще исключают из поля зрения нормы ГК РФ, оперируя лишь нормами Кодекса. Примером может служить следующее мнение: «По смыслу п. 1 ст. 26, ст. 15-19, 22, 24, 28-38 ЗК и практики применения земельного законодательства обязательная государственная регистрация установлена для договоров купли-продажи земельного участка, договоров аренды и субаренды участка, безвозмездного срочного пользования».
Следует заметить, что ни одна из перечисленных выше статей Кодекса не устанавливает обязательной государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка, а ссылки на правоприменительную практику сами по себе не могут служить аргументами, когда речь идет о толковании правовых норм.
Прекращение прав на земельный участок является одним из наиболее значимых земельно-правовых институтов для защиты прав собственников и иных титульных владельцев земельных участков. Именно поэтому законодательством установлен четкий перечень оснований прекращения прав на землю, не допускающий двусмысленного толкования.
Глава 7 Земельного кодекса РФ определяет основания, условия и порядок прекращения прав на землю.
В статье 44 ЗК РФ указаны основания прекращения права собственности на земельные участки, а именно:
Указанный в ст. 44 ЗК РФ перечень соответствует основаниям прекращения права собственности в целом, закрепленным в ст. 235 ГК РФ, за исключением лишь такого основания, как гибель или утрата имущества, которое не может быть применено к земельному участку вследствие невозможности его полной утраты даже в результате ненадлежащего использования, в силу наличия особых свойств земли, являющейся одновременно и объектом недвижимости, и природным объектом. Однако, в отличие от ст. 235 ГК РФ, ст. 44 ЗК РФ содержит закрытый перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок, являющийся исчерпывающим.29
Следующая ст. 45 ЗК РФ, посвящена основаниям прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются также как и право собственности при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 ЗК РФ.
При отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется компетентным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:
1) использовании
земельного участка не в
2) использовании
земельного участка способами, которые
приводят к существенному
3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
4) неиспользовании
в случаях, предусмотренных гражданским
законодательством, земельного участка,
предназначенного для
5) изъятии
земельного участка для
6) реквизиции земельного.
Кроме этого, ЗК РФ предусматривает основания сохранения права на служебный земельный надел за одним из членов его семьи при наличии следующих условий. Если работник призван на действительную срочную военную службу, то в этом случае право пользования наделом сохраняется на весь срок службы. Если работник поступил на учебу, то право на служебный земельный надел также сохраняется на весь срок обучения. 30
Право на служебный земельный надел сохраняется за указанными лицами и в том случае, если работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей.
Нетрудоспособный супруг и престарелые родители сохраняют в этих случаях право на надел пожизненно, а дети - до их совершеннолетия.
Ст. 48 ЗК РФ содержит перечень оснований прекращения сервитута. Так, частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В соответствии со ст. 276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии со своим назначением, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
С учетом того обстоятельства, что п. 2 ст. 48 ЗК РФ предусмотрен порядок прекращения сервитута, возникает вопрос о возможности судебной защиты заинтересованными лицами своих прав и законных интересов в том случае, если такой акт не издается.
Представляется, что в силу п. 8 ст. 23 ЗК РФ, гарантирующего всем лицам, права и интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, право осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, необходимо сделать вывод о возможности указанных лиц обращаться в суд с требованием о прекращении публичного сервитута в связи с отпадением оснований его установления.
Право государственной собственности на землю закреплено в Конституции РФ, согласно ст. 9 которой земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Ранее в ст. 6 ЗК 1991 г. государственная собственность на землю определялась в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР. Из государственной собственности исключались земли, переданные в собственность граждан, колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ.
В
статье 16 ЗК РФ законодатель установил,
что помимо земель, находящихся
в собственности граждан и
юридических лиц, земли муниципальных
образований также не
Следует отметить, что содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, согласно п. 8 ст. 2 ФЗ РФ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»32, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 129, 209 и 214 ГК РФ, если иное не следует из данного Федерального закона.
Названный в п. 2 ст. 16 ЗК РФ ФЗ РФ «О разграничении государственной собственности на землю»33, определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). Указанный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до его введения в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникли после введения его в действие.
ФЗ РФ «О разграничении государственной собственности на землю» регулирует отношения, связанные с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю; определяет основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности; устанавливает порядок разграничения государственной собственности на землю, а также порядок разрешения споров в данной сфере.
Право собственности на
По
этому поводу в связи с
Вместе
с тем согласно п. 10 ст. 3 Вводного
закона до разграничения
Поэтому
при разрешении споров, связанных
с государственной
При
этом до разграничения
Основанием
государственной регистрации
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:
- специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в ст. 3-5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством РФ36;
подготовленные
и согласованные с органами
государственной власти
Информация о работе Отдельные вещные права на земельные участки