Отдельные вещные права на земельные участки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:38, дипломная работа

Краткое описание

Объект - общественные отношения регулирующие право собственности и другие вещные права на земельные участки.
Предмет - нормы права регулирующие предмет право собственности и другие вещные права на земельные участки.
Цель и задачи работы.
Целью дипломной работы является комплексное исследование право собственности и другие вещные права на земельные участки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 6
Глава 1. Общая характеристика земельного участка ………………...... 9
Глава 2. Право собственности на земельные участки .….......................... 23
2.1. Основания возникновения и прекращения права собственности
на земельные участки ……………………..…………………………………. 23
2.2. Отдельные виды право собственности на земельные участки.............. 40
2.3. Формы собственности на земельные участки.......................................
Глава 3. Отдельные вещные права на земельные участки …………........ 54
3.1. Сервитут на земельный участок ……………………………………….. 54
3.2. Право постоянного бессрочного пользования земельным участком …. 60
3.3. Аренда земельных участков …………………………………………....... 63
3.4. Безвозмездное срочное пользование земельными участками ……......... 69
Заключение ………………………………………………………………….. 72
Список использованных источников ……………………………………. 79

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 133.06 Кб (Скачать файл)

 сведения  о земельных участках, включенных  в перечни земельных участков, на которые соответственно у  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований возникает право  собственности, вносятся в документы  государственного земельного кадастра  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Отдельные формы собственности  на земельные участки

 

Примерами отнесения земельных участков к федеральной собственности могут служить, в частности: Закон РФ от 21.02.1992 г. в редакции ФЗ от 03.03.1995 г. «О недрах»38, Закон РФ от 15.04.1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации»39, ФЗ от 29.12.1994 г. «О государственном материальном резерве»40, ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»41, ФЗ от 27.02.2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»42.

 Согласно ФЗ РФ «О статусе столицы Российской Федерации» в федеральной собственности находятся здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, ЦБР, ПФР, а также земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения и сооружения.

 Земельные участки, предоставленные  для размещения объектов федерального  железнодорожного транспорта, ограничиваемые  в обороте в соответствии с  п. 1 ст. 8 ФЗ РФ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (ст. 4 названного ФЗ РФ).

 ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (п. 6 ст. 2).

 ФЗ РФ «О государственном материальном резерве» (п. 3 ст. 4) определяет, что запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный материальный резерв не подлежит приватизации.

 Как  уже отмечалось, разграничение государственной  собственности на землю осуществляется в соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». В соответствии со ст. 3 данного Федерального закона основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:43

 - земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

 - земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

 - земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

 Перечни  земельных участков, на которые  у Российской Федерации возникает  право собственности, утверждаются  актами Правительства РФ44.

 Российской  Федерацией как субъектом гражданского  права земельные участки могут  приобретаться в собственность  по основаниям, предусмотренным  ГК РФ (в том числе в результате  заключения сделок). Право собственности  и другие вещные права на  землю регулируются гл. 17 ГК РФ (ст. 260-287). Российская Федерация выступает  в отношениях, регулируемых гражданским  законодательством, на равных началах  с юридическими и физическими  лицами (об участии Российской  Федерации в таких отношениях  см. гл. 5 ГК РФ). От имени Российской  Федерации органы государственной  власти в рамках своей компетенции  могут приобретать и осуществлять  права и обязанности и выступать  в суде. В иных случаях, предусмотренных  нормативными актами, от имени  Российской Федерации могут выступать  по ее поручению государственные  и муниципальные органы, юридические  лица и граждане.

 

В ст. 18 ЗК РФ сформулированы критерии отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации. Одним из таких критериев Кодекс называет признание федеральными законами земельных участков собственностью субъектов Федерации. К таким федеральным законам, относится, в частности, ФЗ РФ  «Об особо охраняемых природных территориях», согласно п. 6 ст. 2 которого особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 В  Российской Федерации разграничение  государственной собственности  на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской  Федерации и муниципальную собственность  осуществляется в соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

 Основанием  внесения земельных участков  в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской  Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных  участков в состав:

 - земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

 - земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

 - фонда перераспределения земель;

 - земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абз. 4 ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

 В  субъектах Российской Федерации - городах федерального значения  Москве и Санкт-Петербурге в  целях сохранения единства городского  хозяйства основанием внесения  земельных участков в перечень  земельных участков, на которые  у указанных субъектов Российской  Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в п. 1 ст. 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

 Перечни  земельных участков, на которые  у субъектов Российской Федерации  возникает право собственности, утверждаются актами Правительства  РФ45.

 Поскольку  субъекты Российской Федерации  являются субъектами гражданского  права, они могут в соответствии  с гражданским законодательством  по предусмотренным им основаниям  приобретать в собственность  земельные участки. Право собственности  субъектов Российской Федерации  на земельные участки может  возникнуть, в частности, в результате  заключения с гражданами и  юридическими лицами гражданско-правовых  сделок по приобретению имущества (купли-продажи, мены, дарения и др.), в результате конфискации (ст. 243 ГК РФ), выкупа земельного участка  для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ), изъятия земельного участка, который не использовался в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284-285 ГК РФ) и т.п.

 От  имени субъекта Российской Федерации  права собственника осуществляют  органы и лица, указанные в  ст. 125 ГК РФ. Участие субъектов  Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется по правилам гл. 5 ГК РФ.

Законодатель не упоминает ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», как это сделано в статьях, посвященных федеральной и муниципальной собственности (см. ст. 17 и 19 Кодекса). В связи с этим возникает ряд трудностей в толковании положений п. 1 и 2 ст. 18. Данное обстоятельство после принятия Кодекса уже неоднократно было отмечено в научной литературе46.

 По  своей сути в п. 2 ст. 18 ЗК РФ  продублированы основания возникновения  права собственности субъектов  Российской Федерации на земельные  участки в результате разграничения  государственной собственности  на землю, которое проводится в соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (тем не менее не упоминаются земельные участки под поверхностью участков недр регионального значения).

В субъектах Российской Федерации вопросы реализации прав собственника имущества государственных унитарных предприятий и государственных учреждений регулируются также нормативными правовыми актами данных субъектов (например, постановление Правительства Москвы от 03.06.2003 г. N 419-ПП «О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы»).47

 Следующая  группа земельных участков, которые  могут находиться в собственности  субъектов Российской Федерации, это земли, отнесенные к:

 а) землям  особо охраняемых природных территорий  регионального значения (ст. 95 ЗК  РФ);

 б) землям  лесного фонда, находящимся в  собственности субъектов Российской  Федерации в соответствии с  федеральными законами (ст. 101 ЗК  РФ);

 в) землям  водного фонда, занятым водными  объектами, находящимися в собственности  субъектов Российской Федерации (ст. 102 ЗК РФ);

 г) землям  фонда перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ).

 В  последнем абзаце п. 2 ст. 18 ЗК РФ  названы земельные участки, занятые  приватизированным имуществом. Основным  условием отнесения их к собственности  субъектов Российской Федерации  является нахождение данного  имущества до его приватизации  в собственности субъектов Российской  Федерации.

 Под приватизацией государственного  и муниципального имущества понимается  возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, в собственность физических  и (или) юридических лиц.

 Отношения, возникающие при приватизации  государственного и муниципального  имущества, и связанные с ними  отношения по управлению государственным  и муниципальным имуществом, регулирует  ФЗ РФ г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»48. Действие названного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении имущества, перечисленного в п. 2 ст. 3 данного Федерального закона.

 Порядок  планирования приватизации имущества, находящегося в собственности  субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно. Информация о результатах приватизации за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

 Определить принадлежность  имущества до его приватизации  к собственности конкретного  субъекта Российской Федерации  позволит анализ законодательства  о приватизации, план приватизации  государственного имущества и  данные правоустанавливающих документов (договор купли-продажи государственного  имущества). Заметим также, что в  соответствии с ФЗ РФ «Об архивном деле в Российской Федерации»49 в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.

Информация о работе Отдельные вещные права на земельные участки