Поддержка материнства и детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 05:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;
- оценить показатели демографической ситуации в РФ, Новосибирской области и г. Новосибирске;
- рассмотреть финансовый механизм реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства;
- провести анализ реализации целевых программ, посвященных поддержке детей;
- выявить общие направления демографической политики России, ее особенности и принципы реализации на региональном и муниципальном уровне.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства
1.1 Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства
1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства
1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе
2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства
2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособий
2.2 Анализ государственной финансовой поддержки граждан и семей, имеющих детей
2.3 Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ
3. Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ
3.1 Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг.
3.2 Анализ реализации областной программы «Дети Новосибирской области на 2008-2012 годы»
3.3 Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 годы
Заключение
Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей

Вложенные файлы: 1 файл

фин.право .docx

— 244.91 Кб (Скачать файл)

На рис. 10, 11 наглядно показаны объем и структура финансирования подпрограмм областной целевой программы «Дети Новосибирской области» в 2008 -2012 гг.

Рисунок 10 - Объем финансирования подпрограмм областной целевой программы «Дети Новосибирской области» на 2008 -2012 гг., тыс. руб.

Рисунок 11 - Структура финансирования Программы «Дети Новосибирской области» в 2008 – 2012 гг. по направлениям, %

По объемам финансирования подпрограмм можно сказать, что наибольшая сумма финансирования в рамках программы из областного бюджета направляется на подпрограмму «Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков» - 42 % из всего объема финансирования, поскольку эта подпрограмма является наиболее капиталоемкой – предусматривает строительство капитальных зданий и сооружений для организации детского отдыха. Однако, из сумм, выделяемых на финансирование подпрограмм, в первую очередь, наибольшие объемы запланировано направить на финансирование подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», поскольку проблемы этих детей требуют скорейшего решения. Все остальные суммы запланировано распределять нарастающими темпами, то есть с увеличением объемов финансирования к концу действия программы[56].

Областным бюджетом предусмотрено поэтапное финансирование программы «Дети Новосибирской области» на 2008 – 2012 гг. Распределение денежных средств по годам представлено на рис. 12.

Рисунок 12 - Объемы финансирования программы «Дети Новосибирской области» в 2008 – 2012 гг., тыс. руб.

Финансирование программы «Дети Новосибирской области» на 2004 – 2008 годы предусматривает увеличение объемов финансирования по нарастающему графику. На 2012 год запланировано выделить на 30,91% больше, чем было выделено в 2008 году[57].

Областная целевая программа «Дети Новосибирской области» финансируется из разных источников. Источники финансирования и суммы финансовых затрат приведены в табл. 15.

Таблица 15 - Сводные финансовые затраты на целевую программу «Дети Новосибирской области» в ценах 2008-2012 гг.

Источники финансовых затрат

Всего

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темпы роста, %

 

2009

к 2008

2010

к

2009

2011

к 2010

2012

к 2011

 

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

ВСЕГО ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ, в том числе из:

3 416 482,59

612 437,9

100,0

654 655,3

100,0

697 592,3

100,0

719 277,8

100,0

732 519,23

100,0

106,9

106,56

103,11

101,84

 

федерального бюджета

146 958,1

28 309,5

4,62

28 945,3

4,42

29 901,1

4,29

29 901,1

4,16

29 901,1

4,08

102,25

103,3

100

100

 

областного бюджета

1 279 873,29

220 438,5

36,0

241 848,3

36,94

253 658,0

36,36

275 343,56

38,28

288 584,93

39,40

109,71

104,88

108,55

104,81

 

местных бюджетов

476 930

77 300,0

12,62

90 060,0

13,76

103 190,0

14,79

103 190,0

14,35

103 190,0

14,09

116,51

114,58

108,55

100

 

внебюджетных источников

1 512 721,2

286 389,9

46,8

293 801,7

44,88

310 843,2

44,56

310 843,2

43,22

310 843,2

42,43

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

Доля различных источников финансирования по годам практически не изменяется. Финансирование областной целевой программы «Дети Новосибирской области» на протяжении всего периода ее действия также не меняется, каждый год выделяются примерно равные суммы. Таким образом, областная программа имеет возможность равномерно распределять полученные средства.

На рис. 13 представлено распределение финансовых затрат по источникам финансирования.

Рисунок 13 - Структура финансовых затрат на целевую программу «Дети Новосибирской области» по источникам финансирования, %

Большая часть финансовых затрат на программу приходится на внебюджетные источники – около 45%, 37% - это финансирование поступает из областного бюджета, 14% - местный бюджет и всего 4% приходится на федеральный бюджет.

Реализация Программы позволит:

-      улучшить качественные показатели здоровья и социального положения детей, проживающих на территории Новосибирской области;

-      повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми, и, в первую очередь, семей с детьми-инвалидами;

-      создать эффективную государственную систему социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в особой заботе государства;

-      обеспечить выявление и поддержку одаренных детей.

 

 

3.3 Оценка эффективности и результативности  муниципальной целевой программы  города Новосибирска «Дети и  город» на 2009-2011 года

В настоящее время в городе действует сеть учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми, в том числе: 237 общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (на 121115 детей), 55 учреждений дополнительного образования (на 99220 детей) - многопрофильных, спортивной направленности, загородных оздоровительных центров и лагерей, 240 дошкольных учреждений (на 38767 детей) [58].

В городе Новосибирске реализуется городская целевая программа "Дети и город" (на 2009 - 2011 годы).

Семьи, в которых родились дети, стали получать единовременную материальную помощь (единовременное пособие получили 8745 семей, выплачено 43,725 тыс. рублей). Для семей с детьми появились новые формы оздоровительного отдыха.

Благодаря конкурсу социально значимых проектов удалось осуществить новые проекты по решению проблем молодых семей, неполных отцовских семей, семей с детьми-инвалидами.

В двух районах города разработаны и осуществляются программы по профилактике социального сиротства (действует экспериментальная площадка в Ленинском районе, программа "Крепкая семья" в Первомайском районе).

Несмотря на принимаемые меры по укреплению института семьи, продолжается трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи, растет число однодетных и бездетных семей. Условия жизни значительной части семей еще не позволяют им в полной мере реализовать свою социальную функцию по разностороннему воспитанию детей.

В связи с этим необходимо обратить внимание на принятие мер, направленных на помощь семье при рождении и воспитании детей, в том числе на увеличение сети детских дошкольных учреждений, совершенствование системы опеки и попечительства, на поддержку многодетных семей, семей с нормальными и благополучными отношениями, но испытывающих определенные социально-экономические и жилищные трудности, и на формирование позитивного общественного мнения о ценностях семьи.

Значительно обострились в последнее время вопросы, связанные с решением жилищных проблем, здоровья детей и родителей, особенно многодетных, с недоступностью для многих семей с детьми оздоровительных, спортивных и культурных учреждений. Назрела острая необходимость совершенствования форм оздоровительного отдыха для семей с детьми.

Принимаемые меры по улучшению положения семей с детьми-инвалидами также требуют дальнейшего совершенствования. Действующая сеть специализированных учреждений по реабилитации детей-инвалидов и их социализации обеспечивает этой услугой около 30% нуждающихся в ней детей-инвалидов.

Город Новосибирск богат талантливыми детьми. Тем не менее, необходимо дальнейшее обеспечение условий для максимального раскрытия творческих возможностей одаренных детей, включая создание системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной помощи, проведение оздоровительных мероприятий, поддержку участия детей в различных конкурсах.

Необходимо активизировать работу по внедрению семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, информированию населения о различных формах их жизнеустройства, по социализации выпускников детских домов.

Одна из проблем - недостаточный профессиональный уровень специалистов, работающих с семьями и детьми. Существующие образовательные учреждения и центры не удовлетворяют растущих потребностей в профессиональных кадрах и повышении образовательного уровня специалистов. Цель Программы: создание благоприятных условий для духовно-нравственного воспитания, образования детей, их физического совершенствования, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей.

В табл. 12 и на рис. 14 представлены данные об объемах и источниках финансирования Программы «Дети и город».

 

Таблица 12 – Объемы и источники финансирования городской целевой программы "Дети и город" на 2009 - 2011 годы, тыс. руб.

Источники финансирования

Всего

В том числе по годам

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Средства бюджета города

86127,3

14349,3

14256,0

57522,0

Удельный вес, %

100

16,7

16,5

66,8


 

Данные в табл. 12 показывают, что финансирование рассматриваемой программы планируется обеспечивать только за счет средств бюджета города. В 2010 году предусмотрено небольшое сокращение относительно уровня 2009 г. В 2011 году объем финансирования увеличится по сравнению с 2010 годом на 43 266 тыс. руб., т.е. примерно в 3 раза.

Анализ структуры показал, что 66,8% расходов на программы будет осуществляться в 2011 году.

Рисунок 14 - Объемы и источники финансирования программы «Дети и город» на 2009 – 2011 гг., тыс. руб.

И все же, несмотря на некоторые проблемы с финансированием вышеперечисленных программ, необходимо отметить их значение для перспективного развития России, российской экономики, так как вклад в развитие детей – это вклад в развитие будущего.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-      совершенствование системы работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей;

-      укрепление социально-экономического статуса семьи, предоставление семьям с детьми услуг с учетом их востребованности;

-      реализация системы мер по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства;

-      совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм их жизнеустройства;

-      создание условий для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;

-      формирование позитивного общественного мнения о ценностях семьи, о многодетных семьях;

-      развитие современных форм оздоровления детей, семей с детьми, их отдыха и занятости;

-      повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;

-      информирование городского населения о реализации мер, направленных на улучшение положения детей и семей с детьми, охрану материнства.

Решение задач, поставленных в Программе, будет осуществляться в рамках реализации следующих направлений:

-    дети и семья;

-    одаренные дети;

-    городские и районные мероприятия;

-    информационное и кадровое обеспечение.

Дети и семья.

Цель: создание условий для полноценного развития и воспитания детей, укрепление института семьи.

Одаренные дети.

Цель: обеспечение благоприятных условий для развития и адресной поддержки детей, одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи:

-     выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в городе Новосибирске;

-     совершенствование системы работы с одаренными детьми, в том числе на основе инновационных технологий.

Городские и районные мероприятия.

Цель: проведение мероприятий, направленных на повышение роли семьи, отцовства, материнства.

Задачи:

-     проведение конкурсов социально значимых проектов по решению проблем семьи и детей;

-     проведение мероприятий: Дня матери, Дня семьи, Дня защиты детей, мероприятий, подготовленных структурными подразделениями мэрии города Новосибирска;

-     развитие социального партнерства с общественными организациями и распространение положительного опыта семейного воспитания через социально значимые мероприятия.

Информационное и кадровое обеспечение.

Цель: подготовка кадров для работы с семьями и детьми, информирование городского сообщества о ходе реализации Программы.

Задачи:

-    повышение профессиональной квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;

-    изготовление буклетов, памяток, листовок, видеоматериалов по вопросам семьи и детства;

-    изготовление и размещение баннеров социальной рекламы по проблемам семьи и детства;

-    освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации

Оценка эффективности Программы будет определяться следующими показателями:[59]

-     увеличение числа детей, включенных в систему выявления, развития и поддержки талантливых детей: 4000 человек (2009 год), 4500 человек (2010 год), 5000 человек (2011 год);

-     увеличение числа детей - участников конкурсных мероприятий, проведенных для выявления детей, одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (табл. 13):

Таблица 13 - Число детей, охваченных мероприятиями муниципальной целевой программы «Дети и город», на 2009 – 2011 гг., чел.

N п.п.

Наименование структурного подразделения мэрии города Новосибирска

Число детей, охваченных мероприятиями

В том числе по годам

2009

2010

2011

1

Комитет по культуре и искусству мэрии города Новосибирска

5000

5000

5000

2

Комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска

1360

1460

1610

3

Главное управление образования мэрии города Новосибирска

30000

31000

32000

Итого:

36360

37460

38610


 

-      сокращение на 5% числа семей из "группы риска", состоящих на учете в органах социальной поддержки населения, в связи с улучшением их социального положения и морально-психологического климата в семье (на 60 семей больше по сравнению с 2008 годом (по предварительной оценке 530 семей)). Всего на 1 января 2008 года состояло на учете 1233 семьи, в 2008 году сняты с учета 590 семей;

Информация о работе Поддержка материнства и детства