Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:23, дипломная работа

Краткое описание

В ряду других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством.
На первое место в демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.

Содержание

Задание
Отзыв руководителя
Рецензия специалиста
Введение ……………………………………………… 5
Глава 1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды и принципы …………..
9
Глава 2. Гражданство как важнейший элемент правового статуса личности ……………
23
2.1. Гражданство Российской Федерации и его принципы ………………………………………….
23
2.2. Основания и порядок приобретения гражданства. Прекращение гражданства ………..
34
Глава 3. Права и свободы человека и гражданина ……………………………………………
43
3.1. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Гарантии и пределы их осуществления. Ограничение прав и свобод ……………………………………………


43
3.2. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации …………
63
Заключение …………………………………………… 74
Литература …………………………………………… 76
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом, статус.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

       4. Получение основного общего образования.

       Конституция РФ возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей. Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

       5. Забота о памятниках истории и культуры

       Каждый  человек и гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

       6. Уплата налогов и сборов.

       Каждый  обязан платить законно установленные  налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

       7. Сохранение природы и окружающей среды.

       Для выживания человечества нет большей  опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и  водоемов. Сохранение окружающей среды  осознано мировым сообществом как  первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого  человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58). Конституционная обязанность конкретизирована в ряде природоохранных законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

       8. Защита Отечества.

       Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации. Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон от 23 июня 1995 г. «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»66 предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8). Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон от 22 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»67 установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту.

       Резюмируя все сказанное, отметим  следующее.

       1. Конституционные права и свободы характеризуются тем, что:

       1) это основные права и свободы  человека и гражданина. Основными правами и свободами они именуются потому, что:

       а) защищают основные, базовые ценности и интересы личности;

       б) являются общими для всех без исключения независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и др.;

       в) характеризуются особой юридической формой конституирования, закрепляются в основном законе государства;

       г) обладают наиболее высокой юридической  силой (весом, или значимостью).

       2) значимость их такова, что для их обозначения в конституционном лексиконе используется понятие основных прав и свобод. Термин «основные права и свободы» в этом смысле синонимичен термину «конституционные права и свободы». В таком значении данный термин употребляется в Конституции (ст. 17,ч. 1 ст. 55);

       3) конституционные, или основные, права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения в силу гражданства;

       4) конституционные права и свободы в РФ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

       5) они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

       6) характеризуются особым механизмом реализации, имеют непосредственно действующий характер, то есть даже при отсутствии конкретизирующих конституционные права и свободы законов и иных нормативных актов суды, иные государственные органы обязаны принимать решения в защиту таких прав и свобод;

       7) ограничение конституционных прав  и свобод допускается лишь в случаях, определенных федеральным законом.

       2. Необходимыми механизмами,  обеспечивающими  беспрепятственное пользование правами и свободами, являются гарантии (конституционные гарантии прав и свобод человека).

       Конституционные гарантии прав и свобод характеризуются тем, что:

       1) гарантии можно классифицировать  как внутригосударственные и  межгосударственные. По источникам  закрепления и юридической силе  гарантии прав и свобод личности подразделяются на конституционные, законодательные и подзаконные. Наиболее важными являются конституционные гарантии, закрепленные в Основном законе государства. 

       2) важнейшей гарантией среди прочих должного осуществления прав и свобод личности, является - суд, правосудие;

       3) наряду с внутригосударственными механизмами судебной защиты прав и свобод личности, большую роль играют межгосударственные способы и средства, обеспечивающие такую защиту (обращение в комиссии и комитеты ООН, Европейский Суд и др.). Наличие международно-правовых средств защиты служит важной гарантией реализации конституционных норм о правах и свободах человека в России.

       3. Правовой статус  личности основывается  на обладании каждым  лицом не только  правами, но и  обязанностями.

       Этот  универсальный принцип находит  свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями - одни в правовом плане, другие - в моральном, в виде общественного долга.

       Так, в ч. 2 ст. 38 Конституции закрепляется, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду

       Имеют характер общественного долга такие  права, как право на образование, избирательные права, и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

       В Конституции РФ 1993 г. получили выражение и закрепление, следующие принципы правового статуса личности:

       1. Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

       Согласно  этому принципу Российская Федерация  признает и характеризует права  и свободы, свойственные цивилизованному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, вступивших в силу в 1976 г.

       2. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их ему от рождения.

       Он  предполагает, что все люди признаются свободными и обладающими правами и свободами от рождения. Государство не вправе издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Оно не может лишить гражданина Российской Федерации своего гражданства. Граждане, в свою очередь, свободны действовать в пределах своих неотчуждаемых прав и свобод, для чего не требуется никаких дозволений.

       3. Равенство прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип сводится к следующему.

       Во-первых, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права  и свободы других лиц.

       Во-вторых, смысл этого равенства выявляется по отношению к закону и суду. Государство призвано гарантировать  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д.

       В-третьих, равенство прав и свобод человека и гражданина обретает реальное существование благодаря и тому, что они объявляются Конституцией РФ непосредственно действующими.

       На  основании всего сказанного можно  сделать следующие выводы:

       Конституционное регулирование правового статуса  личности находит свое выражение  через определение этого статуса  в действующем законодательстве и, прежде всего Конституции государства.

       Права и свободы - высшая ценность, признаваемая, соблюдаемая и защищаемая государством. Конституционные права и свободы - есть предоставленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.

       В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед  обществом, человека перед государством.

       Конституционные обязанности как равноценная  составная часть правового статуса  личности - это закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнение предписанных Конституцией правил. Наряду с правами и свободами, обязанности являются составной частью правового статуса личности.

       Единство  прав и обязанностей в нашем обществе является важнейшим принципом, выражающим гармоничное сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства.

       Добиваться  реализации обязанностей граждан можно  и нужно не только кнутом, но и  осознанием авторитета государственной власти, от которой указание этих обязанностей исходит.  
 

    Литература 

   1. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. от 2 января 2000 г. № 32-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 153.
  3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. от 11 ноября 2003 г. № 151-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; СЗ РФ. 2003. № 46 (часть II) Ст. 4447.
  4. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (от 22 февраля 2004 г. № 4-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; СЗ РФ. 2004. № 8. Ст. 600.
  5. Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2401.
  6. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571.
  7. Приказ Министерства образования РФ от 20 июня 2003 г. № 2606 // Российская газета. 2003. 22 июля.

Информация о работе Правовой статус личности