Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:23, дипломная работа

Краткое описание

В ряду других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством.
На первое место в демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.

Содержание

Задание
Отзыв руководителя
Рецензия специалиста
Введение ……………………………………………… 5
Глава 1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды и принципы …………..
9
Глава 2. Гражданство как важнейший элемент правового статуса личности ……………
23
2.1. Гражданство Российской Федерации и его принципы ………………………………………….
23
2.2. Основания и порядок приобретения гражданства. Прекращение гражданства ………..
34
Глава 3. Права и свободы человека и гражданина ……………………………………………
43
3.1. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Гарантии и пределы их осуществления. Ограничение прав и свобод ……………………………………………


43
3.2. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации …………
63
Заключение …………………………………………… 74
Литература …………………………………………… 76
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом, статус.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

       В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения.

       Делаются  также отметки:

       - о регистрации гражданина по  месту жительства (или пребывания) и снятии его с регистрационного  учета; 

       - об отношении к воинской обязанности  граждан, достигших 18-летнего  возраста;

       - о регистрации и расторжении брака;

       - о детях, не достигших 14-летнего возраста;

       - о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина России за ее пределами.

       Срок  действия паспорта гражданина:

       - от 14 лет — до достижения 20 летнего  возраста;

       - от 20 лет — до достижения 45-летнего  возраста;

       - от 45 лет — бессрочно. 

       Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в  полном объеме всеми правами и  свободами (права и свободы гражданина), выполняет обязанности, установленные  Конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является.

       Конституция РФ и Закон «О гражданстве» устанавливают те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Выделим в этой связи следующие:

       1. Гражданство Российской  Федерации является  единым. В силу федеративного устройства России этот принцип — один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6 Конституции РФ). Значение данной нормы состоит в установлении единого российского гражданства, поскольку единое гражданство в федеративном государстве — необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

       В то же время, новый Закон «О гражданстве» отказался от ряда важных положений, закрепленных в Законе РФ 1991 г. Так, если ранее признавалось, что если гражданин Российской Федерации постоянно проживает на территории республики в составе Российской Федерации, то он одновременно является и гражданином этой республики. Сейчас в законе вообще нет упоминания о гражданах республик в составе Российской Федерации. А ведь таких республик не одна и не две, а 21. Если о суверенитете этих республик как одной из характеристик их государственности высказываются различные точки зрения, то о наличии у республик гражданства дискуссий нет — это общепризнанный и непременный атрибут любого государства. Независимо от того, какими политическими мотивами руководствовались депутаты российского парламента, умалчивая о гражданстве республик в составе Российской Федерации, очевидно, что этот вопрос таким образом нельзя снять с повестки дня, и он еще ждет своего законодательного оформления.

       2. Гражданство Российской  Федерации является  равным независимо от оснований приобретения. Действующее российское законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства. Это также означает, что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности.

       В рекомендации Европейской комиссии за демократию через право - Венецианской комиссии Совета Европы - по результатам проведенного ею сравнительно-правового исследования по вопросам гражданства при правопреемстве государств, было указано, что «при оценке правового характера законов о гражданстве данного государства должно быть учтено обязательное требование о недопущении ухудшения правового статуса людей, постоянно проживающих в этом государстве, о предоставлении им гражданства в условиях правопреемства государств. С этих позиций справедливым, отвечающим принципам права, международно-правовым нормам, было бы признание нулевого варианта в определении круга граждан государств, возникших в результате распада СССР. Человек с незапятнанной репутацией, длительно (постоянно) проживающий на территории государства, должен иметь такое же право на гражданство, как и другие жители этого государства, независимо от своего этнического происхождения»29. То есть, Россия более десяти лет назад продемонстрировала яркий пример следования этой рекомендации, не отказавшись от тех сотен тысяч лиц (граждан бывшего ССР) которые пожелали вернуться.

       4. Гражданин Российской  Федерации не может  быть лишен своего  гражданства. Названный принцип соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. Запрет в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 6) лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи, как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

       Известно, что все предшествующее законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года, закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства — это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина30.

       Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 года не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.

       Закон о гражданстве СССР 1978 года впервые  установил такие основания. К  ним относились «действия, порочащие  высокое звание гражданина СССР и  наносящие ущерб престижу или  государственной безопасности СССР». Закон о гражданстве СССР 1990 года, закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения - только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое расплывчатое основание, как «действия, порочащие высокое звание гражданина», и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.

       Практика  лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без соответствующего разрешения государственных органов, так называемые невозвращенцы и др. Когда окончательно опустился «железный занавес», подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Тем не менее, когда в период «оттепели» «железный занавес» немного приоткрылся, и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом «выхода» из гражданства.

       Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Они считались выбывшими из гражданства  с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер. Покровы  секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.

       5. Гражданин Российской  Федерации может  иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Двойное гражданство официально признано в Италии, Израиле, США, ФРГ, Испании и ряде других государств. В некоторых странах даже главы государств и правительств имеют двойное гражданство. Однако во многих государствах осуществляется политика, направленная на сокращение случаев принадлежности одного лица к нескольким гражданствам. Еще в 1930 г. в Гааге была принята Конвенция об урегулировании коллизий в национальных законах о гражданстве. Уже в преамбуле этого документа говорилось о стремлении договаривающихся государств к ликвидации без гражданства и двойного гражданства. В 1963 г. Советом Европы была принята Конвенция об уменьшении случаев многогражданства и о воинской службе лиц, имеющих несколько гражданств. В отношении воинской службы Конвенция предусматривала порядок ее несения лицами, обладающими двойным гражданством, только в одном из государств, предоставивших ему гражданство31.

       Несмотря  на то, что двойное гражданство  имеет сегодня явную тенденцию к расширению, оно порождает ряд проблем, как для государств, так и для лиц с двойным гражданством (бипатридов). В самом деле, какому государству служит соответствующий гражданин? До недавнего времени противники двойного гражданства задавали абстрактный вопрос: что делать, если Президентом РФ вдруг станет человек с двойным гражданством - например, российско-украинским? Как он будет решать проблемы Черноморского флота? Реальная жизнь предложила не менее интересный пример - заместителем секретаря Совета Безопасности РФ стал россиянин с израильским гражданством. Общественность была шокирована. Не будем также забывать, что каждое государство требует от своих граждан верности себе и защиты своего, а не «чужого» Отечества.

       Конечно, государства пытаются между собой договориться посредством заключения двухсторонних соглашений, в частности по вопросам воинской службы бипатридов. Чаще всего устанавливается, что гражданин может служить в армии того государства, на территории которого он проживает постоянно к достижению призывного возраста или возраста, необходимого для несения воинской обязанности на контрактной основе. Таким образом, лицо освобождается от несения воинской службы в другом государстве, гражданином которого он является.

       Не  менее важна и проблема защиты государством интересов своего гражданина, находящегося за рубежом. Так, в соответствии с Гаагской конвенцией 1930 г. дипломатическая  защита интересов бипатрида одним  государством может осуществляться во всех иных государствах, кроме того, которое также предоставило этому лицу статус своего гражданина. Например, российско-американского гражданина Россия может защищать во всем мире, кроме США, и наоборот.

       Однако  и такой подход всех проблем не решает, что особенно ярко проявляется на примере россиян, проживающих в бывших республиках СССР. Если бы России удалось договориться с этими республиками по вопросам двойного гражданства и принять соответствующие документы, как она это сделала, с Туркменистаном и Таджикистаном, то положение многих русскоязычных граждан удалось бы существенно облегчить. Пока же законы всех Прибалтийских государств, Азербайджана, Молдовы и др. прямо запрещают двойное гражданство.

       Признание двойного гражданства, закрепленное в  Конституции РФ, основывается на определенных условиях:

       - требуется ходатайство лица о  двойном гражданстве; 

       - разрешение на это государства; 

       - наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или гражданство которого стремится принять ходатайствующее лицо.

       Решение о разрешении двойного гражданства  непосредственно принимает Президент  Российской Федерации.

       6. Действующее российское  законодательство  исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции РФ32. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

       7. Гражданство Российской  Федерации основано  на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака именно равноправным союзом, не допускающим, например чтобы жена (муж) безусловно, следовала гражданству мужа (жены)33.

       8. Российская Федерация  гарантирует своим  гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в Законе «О гражданстве» (ст. 7). Непосредственно в Законе «О гражданстве» предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за ее пределами, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам России была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Информация о работе Правовой статус личности