Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:24, курсовая работа
Из этого легального определения самовольной постройки следует, что для ее признания достаточно наличия хотя бы одного из трех возможных видов нарушений:
- строительство на земельном участке, не предназначенном для строительства;
- несоблюдение процедуры строительства;
- существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил.
Введение 2
1. Понятие самовольной постройки 6
1.1 Объект самовольной постройки 6
1.2 Субъект отношений, регулируемых статьей 222 ГК РФ 13
2. Признаки самовольной постройки 15
2.1 Непредоставление земельного участка в установленном законом порядке 16
2.2 Отсутствие необходимых разрешений на постройку 19
2.3 Существенное нарушение градостроительных и строительных норм 24
Заключение 29
Литература 32
Анализируя практику арбитражных судов в части признания права собственности на самовольные постройки, следует заметить, что в большинстве случаев иски не удовлетворяются. Скорее исключением, нежели правилом, являются споры, где суд признает право собственности на самовольные постройки, если спорные строения угрозы для жизни и здоровья не представляют и не нарушают права и законные интересы других лиц или надлежащим образом в свое время (до изменений Федерального закона № 93-ФЗ) был оформлен землеотвод. Так, например, по делу № А28-7481/2008 было удовлетворено требование сельскохозяйственного производственного кооператива о признании права собственности на здание теплой стоянки. А так же по делу № А28-6391/2009 удовлетворено требование Общества о признании права собственности на производственное здание, т.к. доказано, что оно является самовольной постройкой (не было необходимых разрешений), право собственности Общества на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка подтверждено материалами дела, целевое назначение земельного участка не противоречит размещению производственного здания. Исходя из представленных документов, суд приходит к выводу, что истцом доказаны отсутствие нарушения интересов третьих лиц и безопасность постройки.
Открытым остается вопрос об узаконивании самовольной постройки, когда застройщиком и собственником земельного участка выступает одно и то же лицо. Думается, в этом случае применим лишь административный порядок узаконивания самовольной постройки, четкая регламентация которого в действующем законодательстве отсутствует.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является, вопреки мнению заявителя, законным владельцем.
Заключение
Подводя итог нашему исследованию, можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, институт самовольной постройки не возник стихийно, он имеет свою историю. Изначально он возник, как "суперфиций", затем – как "право застройки", а в настоящее время классифицируется, как "самовольная постройка". Данный институт всегда занимал важное место в гражданском праве, регулируя при этом общественные отношения в области земельного и строительного права.
По замыслу законодателя и сложившейся практике в нашей стране, можно с полной уверенностью раскрывать сущность самовольной постройки как одного из способов приобретения права собственности. Ряд юристов подвергают критике это положение, рассматривая самовольную постройку лишь в административно-правовом аспекте – как правонарушение. Естественно, при таком подходе, не может быть и речи о возможности вовлечения объекта самовольного строительства в гражданский оборот. Но, такой вывод является неверным, поверхностным и не поддерживается автором.
Самовольная постройка относится к первоначальным способам приобретения права собственности, с помощью которого правомерно можно стать собственником имущества.
Во–вторых, подробно проанализированы
все теоретические аспекты
Большое внимание также уделено признакам, при наличии которых постройка обретает статус самовольной. Критерии самовольности выражаются в основном в несоблюдении строительных и градостроительных норм. Несмотря на огромное количество нормативно-правовых актов, содержащих данные нормы, Гражданский кодекс РФ весьма абстрактно и неточно определяет пределы, в рамках которых постройка считается самовольной. Такая позиция законодателя способствует росту бюрократизма в нашей стране. На сегодняшний день, отнесение различных строений к "самострою" в большей степени зависит от политики государственных органов на уровне субъектов РФ или органов местного самоуправления. Поэтому весьма разнообразна судебная практика. А это не характеризует наше государство, как правовое.
Главным среди признаков самовольности является наличие права на земельный участок или соответствие его целевому назначению. Именно с этого признака началось формирование института самовольной постройки. Начиная с римского права и до настоящего времени, во многих ведущих правовых системах действует принцип "права почвы". Российский закон с развитием рыночных отношений все больше и больше отклоняется от этого принципа. На первый план выходит принцип имущественного разграничения прав на земельный участок и находящееся на нем строение. Это очередной довод в пользу позиции автора - путем самовольной постройки можно на законных основаниях приобрести право собственности.
В-третьих, предметом отдельного исследования стала практика применения статьи 222 Гражданского кодекса РФ и других норм гражданского права при признании права собственности на объект самовольного строительства. Были выявлены общие закономерности, особенности и проблемы рассмотрения данной категории судебных дел. За последние годы количество таких дел увеличилось, но количество вопросов по ним при этом не уменьшается.
Помимо упомянутой в статье 222 Гражданского кодекса РФ судебной легализации, возможен и внесудебный порядок ее осуществления. В третьей главе были изложены все возможные варианты, при которых наступление негативных правовых последствий самовольной постройки не происходит. Именно к такому результату стремится большинство участников гражданских правоотношений. Исключением не является и законодатель. Это подтверждается анализом находящихся на рассмотрении в Государственной Думе законопроектов. Все законопроекты направлены на упрощение процедуры легализации.
Также была сделана попытка
законотворческой деятельности автором
выпускной квалифицированной
При действующем законе легализация "самостроя", к сожалению, часто осуществляется незаконным путем. Все пробелы законодателя умело используются недобросовестными застройщиками, чем нарушаются и публичные интересы, и интересы частных лиц. Поэтому, все, что связано с самовольным строительством, в том числе и приобретение права собственности на объект самовольной постройки, характеризуется "негативной оценкой".
Отсюда следует вывод,
что законодателю надо точно прописать
все вопросы легализации
Литература