Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум".

Вложенные файлы: 1 файл

шевчук.docx

— 185.99 Кб (Скачать файл)

Социальные работники, являясь представителями государственных  социальных институтов, общественных неправительственных организаций  и объединений, действуют в интересах  человека, обратившегося к ним  за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией.

Социальный работник не должен поддаваться влияниям и  нажимам, встречающимся на пути его  профессиональной деятельности, его  долг - беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности.

Социальный работник:

уважает различные  мнения и подходы коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность  за справедливость своей критики  в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях; защищает своих коллег от любых форм и видов  давления со стороны клиентов, руководства, государственных организаций или  общественных объединений в тех  случаях, когда такое воздействие  необоснованно;

следует советам  и консультациям коллег и наставников, если они служат интересам дела;

строит свои взаимоотношения  с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности  на интересы людей, обратившихся к ним  за помощью, с учетом возможностей и  назначения этих организаций и непротиворечивости деятельности этих организаций Кодексу  этики социального работника;

придерживается  своих обязательств, данных взаимодействующим  организациям, и добивается от этих организаций выполнения их собственных  обязательств при использовании  их ресурсов на те нужды, на которые  эти ресурсы предназначены;

развивает командные, межинституциональные и межведомственные формы социальной работы, оберегает  рабочую атмосферу в коллективах  и командах, поддерживая приемлемые условия для деятельности каждого  сотрудника.

Социальный работник - представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Его профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов, гармонизация этих отношений. Он выступает в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая  это взаимодействие посредством  социального развития клиента и  преобразования социума. Его деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и  социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов, правил.

Социальная работа в своих различных формах обращена к многостороннему, комплексному взаимодействию людей. Её миссия заключается в том, чтобы дать возможность всем людям  использовать полностью свой потенциал, обогатить свою жизнь и предотвратить  её разрушение. Профессиональная социальная работа сосредоточена на решении  проблемы и изменениях. Социальные работники являются носителями изменений, как в обществе, так и в жизни  отдельного человека, семьи, общины Социальная работа это взаимосвязанная система  ценностей, теории и практики.

Социальная работа сформировалась на идеалах гуманизма  и демократии, и эти ценности являются базовыми в отношении равенства, значимости и достоинства всех людей. С момента зарождения социальной работы в течение ста лет практика её сосредоточена на удовлетворении человеческих нужд и развитии потенциала человека.

Методология социальной работы базируется на систематизированном, основанном на фактах знании, полученном в результате научных исследований и анализа практики, с учётом местной  специфики и конкретного контекста.

Социальная работа обращается к барьерам, неравенству, несправедливости, существующим в обществе. Она дает ответ на кризисные и  чрезвычайные ситуации так же, как  и на ежедневные личные и социальные проблемы. Социальная работа имеет  в своём арсенале разнообразные  навыки, технологии и методы и действует  исходя из целостного подхода к человеку и окружающей его среде. Социальная работа ведётся на разных уровнях, начиная  с включения в психолого-социальные процессы человека и заканчивая социальной политикой, планированием и развитием. Под этим подразумевается консультирование, клиническая социальная работа, групповая  работа, социальная педагогика, семейная терапия, а также помощь людям  в получении социальных услуг  и доступа к ресурсам в обществе.

В эти процессы включены управленческие структуры, организации  по месту жительства, влияющие на формирование социальной политики и экономическое  развитие. Целостный подход в социальной работе универсален, но приоритеты социальной работы могу меняться в зависимости  от специфики той или иной страны, времени, а культурных, исторических и социально-экономических условий.

Итак, в контексте  нашей проблемы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, социальный работник выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить  школьного курса. Это дети, которые  переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными  недостатками, школьники, которые приобщились  к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете  в комиссии по делам несовершеннолетних.

Иногда помощь этим детям может состоять только в  том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том  и другом случаях от социального  работника требуются чуткость и  сердечность.

Социальный работник становится организатором внеучебного  времени школьника, объединяясь  в своей воспитательной работе с  родителями. Он организовывает различные  секции и клубы, школьные мероприятия.

Социальный работник координирует работу педагогического  коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой  и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом  климате в классах, о каждом трудном  ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального работника  к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный работник выявляет детей-школьников, которые  незаконно заняты на работе в учебное  время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.

Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные "школьные" завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Опыт работы социального  работника в школе широко распространяется.

Социальный работник изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных  ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической  и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты.

В моей работе есть конкретные примеры работы социальных работников по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, что позволяет  более широко и развернуто представить  себе суть деятельности социального  работника в этой области. Повышение  эффективности деятельности социального  работника происходит за счет взаимосвязи  его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, с родителями.

Также важна помощь более "высоких" социальных служб. Эффективность деятельности еще  повышается на основе обмена опытом работы. Поэтому было бы не лишним проводить  единые собрания хотя бы раз в полугодие  всех социальных работников города.

Вывод:

На сегодняшний  день в Новосибирске и Новосибирской  области существуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

Мы рассмотрели  особенности профилактической работы по проблеме безнадзорности несовершеннолетних на примере нескольких учреждений Новосибирской  области.

Так, приют "Солнечный" - является социальным приютом для  детей и подростков. Позиция коллектива приюта заключается в том, что  временное пребывание детей в  таком учреждении должно быть максимально  использовано для реабилитационной работы, социальной адаптации, медицинской, педагогической и психологической  помощи, социальной и правовой поддержки.

Основная цель создания приюта - организация временного проживания безнадзорных детей и подростков, оказание им социальной поддержки, правовой, медико-психолого-педагогической помощи и содействия в их дальнейшем жизнеустройстве. За первые два года существования  приюта через него прошли 147 детей.

Другой формой работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних является создание "Социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних". В Новосибирске существует центр  социальной реабилитации несовершеннолетних "Берегиня". Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и  тем, которые еще не утратили связи  с семьей, другими институтами  социализации, ибо спектр услуг, которые  получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной  помощи, значительно шире, чем в  других социозащитных учреждениях. Центры предоставляют детям различные  формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной  стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних осуществляет в Новосибирске "Центр семейного  образования и воспитания "Семья  и Дети". Деятельность Центра, направленная на все категории семей, осуществляется в целях улучшения детско-родительских отношений, оптимизации психологического климата семьи, сохранения родственных  связей.

В целях профилактики и преодоления социального сиротства  специалисты Центра "Семья и  дети" реализуют образовательные  проекты и программы повышения  профессиональной компетентности администрации  и педагогических коллективов детских  домов, школ-интернатов и социальных приютов г. Новосибирска и Новосибирской  области, а также оказывают им консультационную помощь.

Кроме названных  выше учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, в Новосибирске существует социально-реабилитационный транзитный центр для несовершеннолетних "Радуга" и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда". Они оказывают помощь несовершеннолетним, попавшим в сложную жизненную  ситуацию. В этих учреждениях подростки  получают квалифицированную социально-правовую и психолого-педагогическую помощь.

Таким образом, основной целью работы с безнадзорными  несовершеннолетними является оказание социальной помощи подросткам из семей  с ослабленными родительскими функциями.

Для этого проводятся:

Создание банка  данных о семьях с отрицательным  микроклиматом.

Проведение комплекса  мер по социальной адаптации безнадзорных несовершеннолетних.

Работа с семьями  безнадзорных детей.

Взаимодействие  с местными государственными учреждениями для решения проблем несовершеннолетних безнадзорных детей.

Заключение

В соответствии сведущей идеей данной работы нами были проанализированы основные вопросы по профилактике и  возможным путям решения проблем  детской безнадзорности.

На сегодняшний  день можно говорить о том, что  проблема с несовершеннолетней безнадзорностью  может быть решена. Но для этого  со стороны государства и государственной  политики должны быть приняты дополнительные меры для решения этих проблем: будут  заложены нормативно-правовые основы в решение данной проблемы; улучшено научно-методическое оснащение социальной работы; решена кадровая проблема в  социальной сфере; улучшено материально-техническое  оснащение социальной работы.

В настоящее время  ни одна официальная служба не располагает  точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты  же считают, что в каждом крупном  городе России насчитывается от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и  подростков. По данным Министерства труда  РФ в органах внутренних дел состоят  на учете 424,3 тыс. несовершеннолетних и  более 202,3 тыс. родителей, не выполняющих  своих родительских обязанностей.

Ежегодно увеличивается  количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Возросло число родителей, для которых  установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько  лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве  решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Лишенные родительского  попечения, эти дети наиболее склонны  к бродяжничеству, подвергаясь опасности  стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность.

Постоянно растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних. В настоящее время в детских  домах воспитываются 132 тысячи детей, оставшихся без родителей.

Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей. По данным социологических  обследований 2-4 млн. детей вовлечены  в эти процессы. Почти в 6,5 раз  увеличилось количество уголовных  дел, возбуждаемых по фактам торговли несовершеннолетними детьми и по фактам сексуальных домогательств  к детям.

В последние годы фиксируемый устойчивый рост венерических заболеваний имеет распространение  в детской среде, особенно среди  социально-дезадаптированных детей  и подростков, многие из которых  становятся жертвами сексуального насилия. Имеет место тенденция к увеличению численности подростков, госпитализированных  по поводу наркологических заболеваний. За 5 лет в 9 раз увеличилось количество подростков-наркоманов: по официальной  статистике с 1618 до 14,6 тыс.

Информация о работе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних