Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум".

Вложенные файлы: 1 файл

шевчук.docx

— 185.99 Кб (Скачать файл)

4. Коррекционно-развивающая  функция. На основе комплексной  диагностики в центре определяется  система мер медико-социальной, психолого-педагогической  работы с детьми, ориентированной  на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление  утраченного или формирование  недостающего социального опыта,  а также на возрождение и  развитие важнейших форм жизнедеятельности  детей - игры, познания, труда, общения.

5. Оздоровительная  функция. Центр предоставляет  ребенку при его поступлении  необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими  учреждениями восстанавливает, укрепляет  адаптационные возможности его  организма, обеспечивает повышение  устойчивости к влиянию многообразных  негативных факторов. Центр осуществляет  профилактику заболеваний своих  воспитанников, текущее медицинское  обслуживание, проводит закаливающие  процедуры, обеспечивает полноценное  питание, соблюдение санитарно-гигиенических  норм, закрепление навыков здорового  образа жизни.

6. Компенсаторская  функция. Центр ищет пути замещения  биологической семьи, если невозможно  преодолеть отчуждение от нее  ребенка, с тем, чтобы несмотря  на утрату кровных связей, он  мог получить опыт семейной  жизни, воспитываться в семье  как естественной среде обитания  растущего человека.

Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом общей государственной  системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Указом Президента РФ от 6.09.93г. № 1338, а впоследствии Федеральным  законом "Об основах профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних" от июля 1999 года установлено, что государственную  систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки  и попечительства, специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости  населения, а также иные органы и  учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. От того, как складываются взаимодействие социально-реабилитационных центров  с различными структурами этой системы, во многом зависит продуктивность их деятельности.

Взаимодействие  социально-реабилитационных центров  с соответствующими структурами  осуществляется на основе общности задач, направленных на решение проблем  неблагополучного детства. Общность задач  определяет и формы взаимодействия субъектов государственной системы  профилактики детской безнадзорности и правонарушений: взаимная информация о неблагополучных семей и  безнадзорных детях, мерах, предпринимаемых  разными субъектами для изменения  сложившегося положения; совместная деятельность неблагополучных семей и безнадзорных детей, проектирование, создание совместных программ социальной профилактики и  социальной реабилитации детей; организация  разностороннего влияния на семью  и детей с целью снятия или  нивелирования их проблем.

Центральная роль координатора действий всей системы в центре и  на местах принадлежит межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних, защите их прав. Постановлением Правительства  РФ от 5.06.94г. № 546 утверждено Положение  о Межведомственной комиссии при  Правительстве РФ. "В 74 регионах России, представивших данные в Межведомственную комиссию, функционируют 2574 комиссии на разных уровнях исполнительной власти. Объектами их внимания являются семьи  группы риска, неблагополучные семьи, учащиеся различных учебных заведений  с девиантным поведением, необучающиеся  и неработающие подростки. Информация с мест свидетельствует, что только за один год комиссиями рассмотрено  на своих заседаниях около 118,5 тыс. вопросов, в том числе 47% вопросов, касающихся воспитательно-профилактической работы, 25% - защиты прав несовершеннолетних" Социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности / Под  ред. Иващенко Г.М. - М.: Государственный  НИИ семьи, 1999. С. 13-14..

В практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних (КДН) и социально реабилитационных центров: КДН и сотрудники центров  выявляют неблагополучные семьи, семьи  группы риска; КДН анализируют состояние  воспитательно-профилактической работы с семьями и детьми на данной территории и предоставляют соответствующую  информацию всем участникам системы  профилактики детской безнадзорности и правонарушений; КДН и центры совместно с другими субъектами государственной системы профилактики участвуют в проведении широких  социальных акций (операция "Подросток"); КДН помогают центрам привлечь различные  учреждения к решению проблем  материальной поддержки нуждающихся  семей и детей (организация бесплатного  питания, обеспечение путевками  в оздоровительные учреждения, продуктами питания и т.д.); КДН осуществляют привлечение граждан, не выполняющих  родительских обязанностей, к административной ответственности, укрепляя тем самым  позиции центров в работе с  асоциальными семьями.

Разносторонние  связи складываются у центров  с таким субъектом государственной  системы профилактики детской безнадзорности, как органы опеки и попечительства. В соответствии со ст.34 Гражданского кодекса РФ и ст.121 п.2 Семейного  кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Их основная задача - обеспечение оптимальных  условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав.

Социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки  и попечительства при выявлении  детей, оставшихся без попечения  родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для  жизнедеятельности в семье. Специалисты  центров (психологи, педагоги, медицинские  работники) проводят предварительную  работу с потенциальными усыновителями  и опекунами, тестируют их, не оставляют  без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми. Центры взаимодействуют  с органами опеки и попечительства в случае возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и  охраняемых законом интересов детей.

Одной из старейших  структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются приемники распределители органов внутренних дел, действующие  сегодня как центры временной  изоляции. Из них дети, не связанные  с криминальной практикой, направляются в социально-реабилитационные центры.

Центры временной  изоляции организуют и самостоятельно осуществляют возвращение детей  и подростков к месту их постоянного  проживания или устройства. В этом случае дети фактически попадают в  сферу влияния социально-реабилитационных учреждений, для которых контакт  с сотрудниками центров временной  изоляции, их информация о ребенке  имеют большое значение для дальнейшей работы по его социальному возрождению. Это тем более важно, что сегодня  подобная информация приобретает новое  качество, так как в бывших приемниках начался процесс гуманизации  содержания детей: вводятся ставки психологов, с детьми работают учителя-предметники.

Среди воспитанников  центров дети, которые находятся  в них стационарно, и те, которые  не утратили связи с семьей, но получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь, интересно проводят свободное время. Годы существования социально-реабилитационных центров позволяют сделать некоторые выводы о составе детей, поступающих в них. Среди возрастных групп преобладают младшие школьники (8-10 лет), за ними следуют подростки, при этом в последнее время возрастает число ребят старшего подросткового возраста. Видимо, это связано и с ростом авторитета центров, которые расширяют сферу услуг, предоставляемых разным категориям детей, и с улучшением их работы по выявлению детей, нуждающихся в социальной поддержке.

Социальный статус большинства детей крайне тяжел. Они не имели возможности полноценно освоить социальную роль члена семьи. Значительная часть детей, находящихся  в стационарах центров - социальные сироты. Примерно каждый второй ребенок  имеет родителей, лишенных родительских прав, по данным центра "Берегиня", в нём находится только 6-8% детей, у которых родители умерли.

Подорваны связи  детей и с другим важнейшим  институтом социализации - школой. Сотрудники центров фиксируют рост школьной дезадаптации детей, который вызван, с одной стороны, дистанцированием школы от социальных, педагогических, психологических проблем неблагополучных  семей и трудных детей, с другой - недостатками превентивной практики: поздним выявлением социально неблагополучных  семей заинтересованными ведомствами. Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка  в семье, школе, социальном окружении  негативно влияет на его психологический  статус.

Социально-реабилитационные учреждения берут на себя заботу о  социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в  интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного  места жительства, средств к существованию. В стационары центров помещаются дети, не нуждающиеся в изоляции, из приемников-распределителей, а также  из больниц, где их вынужденно содержали  до помещения в интернатное учреждение.

Наличие социально-реабилитационных учреждений в Новосибирской области  позволяет оперативно поместить  ребенка в нормальные условия  содержания, психологически подготовить  его к жизни в замещающей семье  или интернатном учреждении, избавляет  специалиста по охране прав детства  от утомительной процедуры сбора  необходимых справок.

В "Берегине" представляют четкую картину семейного неблагополучия. Заведены необходимые документы, опросники, анкеты, карты социальной реабилитации, ведется анализ результатов оказанной  специалистами юридической, социальной, медико-психолого-педагогической и  другой помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Значительное внимание уделяется профилактике социального сиротства.

В течение года в  среднем сотрудники социально-реабилитационного  учреждения "Берегиня" работают более  чем с 200 детьми.

Особенностью профилактики безнадзорности несовершеннолетних в  центре "Берегиня", это, во-первых, создание в учреждении семейной атмосферы  и проведение всесторонней медико-социальной и психологической реабилитации детей и подростков. Комплексное  обследование воспитанников показывает, что практически все дети поступают  в центры с различной степенью и формами психического расстройства, они физически ослаблены, часто  хронически больны, как правило, озлоблены, недоверчивы и очень трудно идут на контакт с воспитателями. Поэтому  каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе реабилитации.

Однако социальная реабилитация воспитанника - лишь часть  проблемы его полноценной социализации. Главное - не допускать, чтобы ребенок  остался сиротой при живых  родителях. Вот почему самым главным  считается нормализация обстановки в семье и восстановление семейных связей. Проведенный среди воспитанников  социологический опрос показал, что при всех сложностях, конфликтах, а порой жестокости в семье  абсолютное большинство ребят хочет  вернуться в свой дом.

С момента поступления  ребенка в социально-реабилитационный центр "Берегиня" начинается планомерная  работа с семьей. Детально обследуется  ее положение; специалисты пытаются нормализовать обстановку и создать  в семье хотя бы относительно нормальный психологический климат. Если есть позитивные сдвиги, ребенок возвращается в семью. Нередки случаи, когда  руководство центра выступает перед  судом с ходатайством о прекращении  дела по лишению родительских прав. Часто воспитанники центра возвращаются в семьи, так как благодаря  работникам центра матери меняют свое поведение, регулярно посещают детей  в социально-реабилитационных учреждениях, начинают проявлять к ним больше доброты и ласки. В соответствии с заключением специалистов этих детей возвращают в семью. Работа с семьей не прекращается. Даже, если дети чувствуют себя нормально в  родном доме, мать получает регулярно  психотерапевтическую и педагогическую поддержку специалистов центра.

Работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних осуществляет в Новосибирске "Центр семейного  образования и воспитания "Семья  и Дети".

Новосибирская Городская  общественная организация Центр  семейного образования и воспитания "Семья и дети" основана в 2002 году.

Все сотрудники организации  имеют два высших образования, одно из которых - психологическое. И это  очень важно, так как в основном деятельность специалистов ориентирована  на решение психологических проблем  разных категорий семей. В организации  на постоянной основе работает 4 специалиста, к участию в различных программах и проектах приглашаются от 5 до 10 волонтеров.

У организации очень  обширное профессиональное и социальное партнерство с сотрудниками различных  некоммерческих служб и центров, преподавателями НГПУ и НИПКиПРО, журналистами региональных и городских  СМИ, руководителями и специалистами  Управления и отделов образования  г. Новосибирска.

Деятельность организации  направлена на оказание психологической  помощи разным категориям семей:

полные, неполные, многодетные  и бездетные семьи;

семьи молодоженов  и семьи, имеющие большой жизненный  опыт;

семьи, воспитывающие  детей-инвалидов и семьи инвалидов, воспитывающие детей;

семьи усыновителей, взявшие на воспитание детей-сирот, и семьи, лишенные родительских прав;

семьи, переживающие сложную жизненную ситуацию (внутрисемейный конфликт, развод, вынужденная миграция и др.).

Психологическая помощь родителям и детям предлагается в виде индивидуального и семейного  психологического консультирования, социально-психологических  тренингов улучшения внутрисемейных отношений, преодоления семейных кризисов, принятия позитивных решений в сложных  жизненных ситуациях.

Деятельность Центра, направленная на все категории семей, осуществляется в целях улучшения  детско-родительских отношений, оптимизации  психологического климата семьи, сохранения родственных связей.

Особое значение в своей работе специалисты Центра "Семья и дети" уделяют решению  проблемы социального сиротства. В  г. Новосибирске в последнее десятилетие  отмечается устойчивый рост числа детей - социальных сирот, и, следовательно, увеличение количества учреждений общественного  воспитания.

Период российских реформ 80-90-х годов прошлого столетия негативно сказался на семье. Безработица, вынужденная миграция, сомнительные виды трудовой деятельности привели  к алкоголизации и наркотизации наиболее нестабильную часть населения, ведению асоциального образа жизни, распространению случаев отказа родителей от воспитания детей и детской беспризорности.

Информация о работе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних