Сервитуты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Данный институт в Российской Федерации в настоящее время не является столь востребованным как в иностранных государствах, таких как, например, Польша, Италия, Венгрия. Арбитражная практика указывает на то, что суды предпочитают отказывать в иске об установлении сервитута, так как институт сервитута в российском законодательстве регулируется крайне скудно и пробелы в таком регулировании очевидны каждому, кто хотя бы единожды задумался о сущности сервитута и его задачах.
Действительно, что же такое сервитут? Нельзя ли обойтись без него, тем более что ранее, до 1994 года такого понятия в российском гражданском законодательстве не было, а других инструментов регулирования гражданско-правовых и земельно-правовых отношений существует достаточно?

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому праву.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Сервитут может устанавливаться по соглашению сторон. Соглашение между собственником земельного участка и лицом, заинтересованным в установлении сервитута, должно быть составлено в письменной форме и зарегистрировано в Регистрационной палате (органах, регистрирующих сделки и права на недвижимое имущество). Но также было сказано ,что соседи имеют право требовать от него соразмерную плату за пользование участком, обремененного сервитутом.9

Виды сервитутов

Водные сервитуты в  виде прав на забор воды, водопой  скота, осуществления паромных и лодочных переправ через водные объекты по соглашению с их собственниками предусмотрены ст. 43 — 44 Водного кодекса РФ. Статьей 21 Лесного кодекса РФ предусмотрены также «лесные сервитуты», в действительности, однако, не отвечающие признакам сервитутных прав и потому не являющиеся таковыми. Сервитутные права в отношении земельного участка могут возникать и у арендаторов зданий и сооружений на срок действия договора аренды (ст. 652, 653 ГК).

Действующим законодательством  предусмотрено два вида сервитутов – частный и публичный.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть, как правило, по соглашению между собственниками соответствующих земельных участков. Частные возникают в соответствии с законом на основании договора заинтересованного в сервитуте лица и собственника обременяемого имущества или по решению суда, если соглашения не удается достигнуть. В отдельных случаях возможно возникновение сервитута из односторонней сделки (сервитут пожизненного проживания в чужом доме согласно ст. 538 ГК 1964 г. устанавливается завещательным отказом).

В силу договора права  лиц, которым водные объекты предоставлены  в долгосрочное или краткосрочное  пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения. Что касается частного водного сервитута, то субъектами правоотношения по его поводу могут быть только водопользователи.  

Конкретные разновидности сервитутов в соответствии с законом могут устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственников недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1 ст. 274 ГК).

Среди сервитутов, связанных  с земельной недвижимостью могут  быть названы также сервитуты:

  • прогона скота через земельный участок,
  • сенокоса
  • пастьбы скота,
  • создания на земельном участке защитных лесных насаждений и иных природоохранительных объектов10.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ) и круг его действия (круг правообладателей) обычно не ограничивается. Публичные устанавливаются законом в интересах всех лиц (без какой-либо конкретизации), разрешая им пользование в определенных пределах конкретными видами объектов права собственности. Например, в силу публичного водного сервитута, установленного ст. 43 Водного кодекса РФ, каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством; При этом согласно ст. 274 ГК субъекты обременяемого недвижимого имущества во всех случаях являются его собственниками. Что же касается лица, в интересах которого устанавливается сервитут, то оно может быть как собственником земельного участка, так и обладателем права пожизненного наследуемого владения или права постоянного пользования земельным участком.

Действующее законодательство использует  категорию «публичных сервитутов», возникающих, например, при  использовании любыми гражданами не закрытых для общего доступа земельных  участков, находящихся в публичной  собственности (например, улиц, дорог, пешеходных зон, мест отдыха и т. п.). Такие «сервитуты» возникают также при приватизации застроенных земельных участков (п. 4.10 Основных положений госпрограммы приватизации предприятий после 1 июля 1994 г.) и состоят в возможностях установления:

во-первых, права безвозмездного и беспрепятственного использования пешеходных и автомобильных дорог и объектов инженерной инфраструктуры, находящихся на участке;

во-вторых, права размещения на участке межевых и геодезических  знаков и подъездов к ним;

в-третьих, права доступа на участок для ремонта данных «объектов инфраструктуры». Водный кодекс РФ в ст. 20, 43 и 44 предусматривает возможность установления «публичных водных сервитутов».

Однако такие права  не имеют конкретных управомоченных лиц и не могут считаться гражданско-правовыми. По сути они представляют собой не «сервитуты», а установленные законом пределы прав публичных или частных собственников соответствующих недвижимостей.

Поскольку других исключений ГК не предусматривает, представляется сомнительной правомерность (по признаку несоответствия ГК — п. 2 ст. 3 ГК) нормы ст. 43 Водного кодекса РФ, допускающей обременение частным водным сервитутом водных объектов не только собственников, но и объектов, принадлежащих лицам на праве долгосрочного или краткосрочного пользования. Так, когда речь идет о публичном водном сервитуте, то одной из сторон является собственник водного объекта, а другой - неограниченный круг лиц, не являющихся собственниками, осуществляющими право общего водопользования.

Применительно к зданиям, сооружениям и другому недвижимому (кроме земельных участков) имуществу виды сервитутов в законе не конкретизируются (ст. 277 ГК). Таковыми могут быть, например, право укрепить балку при строительстве дома на стене соседнего дома, право собственника малоэтажного здания, окруженного высокими зданиями, установить телевизионную антенну на одном из них, поскольку без этого невозможно обеспечить прием телепередачи.

В нашем законодательстве огромное количество статей про сервитуты, но многие из них при общей оценке не упоминаются вовсе (может, из-за своей неурегулированности, например в соответствии со ст. 12 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов": Право пользования водными биоресурсами может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Это тоже сервитут.

Во всех случаях предметом  сервитута закон называет только недвижимое имущество. Так называемые личные сервитута, т.е. ориентированные на конкретную личность, а не имущество, являются исключением (ст. 538 ГК 1964 г.).

Кроме того, сервитуты  бывают:

  • срочными (устанавливаются на определенный срок)
  • постоянными (устанавливаются без ограничения во времени).

Глава 3. Возникновение и прекращение  сервитутов.

Основания для сервитутов.

Основания установления сервитутов определены как гражданским, так и земельным законодательством, хотя и далеко не исчерпывающим образом. Совершенно очевидно, что для установления публичных сервитутов недостаточно законов и иных нормативных правовых актов, которые, по существу, лишь определяют нужды, для удовлетворения которых они могут быть установлены. Для их реализации необходимы акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые носят ненормативный характер. Сервитуты могут быть установлены не только по соглашению заинтересованных сторон (например, собственников соседних участков), но и по иным основаниям, в том числе по решению суда. Предусмотрено также установление сервитута в интересах и по требованию лица, которому земельный участок предоставлен н праве постоянного пользования или на праве пожизненного на следуемого владения (см. п. 4 ст. 274 ГК).

В соответствии с п.3 ст. 23 ЗК РФ сервитуты могут устанавливаться  для:

1) прохода или проезда  через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном  участке межевых и геодезических  знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных  работ на земельном участке;

5) забора воды и  водопоя;

6) прогона скота через  земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы  скота на земельных участках  в сроки, продолжительность

которых соответствует  местным условиям, обычаям, за исключением  таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного  участка в целях охоты, ловли  рыбы в расположенном на земельном  участке, замкнутом водоеме, сбора  дикорастущих растений в установленные  сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

свободного доступа  к прибрежной полосе.

Порядок установления сервитутов

Как уже было сказано  выше, публичный сервитут устанавливается  законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Следует отметить, что в ГК РФ и ЗК РФ процедура проведения таких слушаний не описана, поэтому, в настоящее время, субъекты РФ принимают по этому поводу свои нормативные акты. Так, например, в Московской области порядок проведения общественных слушаний по поводу установления публичного сервитута регулируется статьей 13 Закона Московской области от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области». 11

Частный сервитут устанавливается  по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. В этом случае сервитут может быть установлен на основании судебного решения.

 В гражданском и земельном законодательстве определены цели, для достижения которых сервитут может быть установлен (см. абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК; п. 3 ст. 23 ЗК). Обременение земельного Участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им, т. е. не лишает собственника принадлежащего ему права собственности. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного Участка, в отношении которого он установлен. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Порядок прекращения сервитутов

Закон устанавливает  два случая прекращения сервитута  по требованию собственника, обремененного сервитутом недвижимого имущества:

  • прекращение сервитута ввиду от падения оснований, по которым он был установлен. Отпадение оснований, по которым сервитут был установлен, имеет место в случае прекращения действия обстоятельств, вызвавших необходимость пользования чужим земельным участком, либо появления у владельца сервитута других возможностей для обеспечения своих нужд. Однако сервитут не прекращается автоматически. Если собственник обслуживающего земельного участка заявляет свое требование о прекращении сервитута и владелец сервитута согласен, то сервитут прекращается с момента государственной регистрации соглашения о прекращении сервитута.
  • право лица, обладающего имуществом, обремененным сервитутом, требовать по суду его прекращения в случае, когда оно не может использовать имущество в соответствии с его назначением (ст. 276 ГК) Прекращение сервитута по решению суда производится при отсутствии возможности у собственника (гражданина или юридического лица) использовать земельный участок по назначению в результате обременения сервитутом.

Бремя доказывания невозможности  использования земельного участка в соответствии с назначением лежит на истце. При этом если даже земельный участок может использоваться по другому назначению, то это не лишает собственника права требовать прекращения сервитута.

Из п. 2 ст.276 ГК следует, что если собственник земельного участка - государственное или муниципальное образование, то прекратить сервитут по этому основанию нельзя.

Сервитут утрачивает силу с момента вступления в законную силу решения суда.

Кроме того, учитывая природу  сервитутного права, его прекращение возможно вследствие отказа от него обладателя сервитута, в связи с гибелью имущества, являвшегося предметом сервитута, а также в случае отчуждения недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в собственность обладателя сервитута.

Информация о работе Сервитуты