Система права Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Деление права на отрасли имеет огромное значение не только теоретическое, но и непосредственно практическое как правотворческое, так и правореализующее, особенно системообразующее и системоупорядочивающее, прежде всего кодификационное. В этой связи весьма важно иметь истинное, достоверное, глубоко системное понимание природы отрасли права и отрасли законодательства, их миссию в эффективном упорядочении все усложняющихся общественных отношений по пути социального прогресса.
Основным теоретическим заблуждением, приносящим вред юридической практике, является «обоснование» отождествления отрасли законодательства с отраслью права

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 2.docx

— 62.61 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                                                           10

 

усилий только государства явно недостаточно. Их реализация гарантируется 

многими факторами.

Чтобы знать  подлинную, а не кем-то придуманную  сущность права необходимо, во-первых, проследить учение о нем гениальных мыслителей на протяжении истории цивилизации, во-вторых, исследовать правопонимание современными выдающимися учеными, в-третьих, проанализировать принципы и нормы современных конституций правовых государств; в-четвертых, выявить сущностное, главное в международном праве, его общепризнанные принципы и нормы и вытекающие из них личные, экономические, политические, социальные и культурные права человека.

Еще основоположник философской науки Сократ утверждал, что основой права является справедливость (равенство, разумно взвешенный интерес). Его выдающийся ученик Платон характеризовал право как универсальный регулятор  человеческих взаимоотношений, который  позволяет упорядочивать их в  интересах общества как целого, объединенного  в государство, с предоставлением  необходимой свободы каждому  с учетом индивидуальных различий от природы и по социальному положению, разрешая противоречия, постоянно проявляющиеся  между людьми, по справедливости; право  – это образец нравственного  поведения членов общества, благо, торжество  добра над злом в справедливости. Справедливостью Платон считал сочетание  трех добродетелей – мудрости, храбрости, умеренности; каждый должен иметь умеренное  свое, не захватывать чужое, заниматься своим делом, не вмешиваться в  дела других. Ученик Платона Аристотель сущностью права считал политическую справедливость уравнивающую (все равны  перед законом) и распределяющую (каждому – по заслугам); правом является то, что законно и справедливо; право служит мерилом справедливости.

Древнеримские юристы, создавшие на основе богатейшей юридической практики и древнегреческой  философии юриспруденцию, «довели» учение о праве до высшего теоретического уровня – до догмы, согласно которой  право есть сила разума, добра, справедливости. Существенный вклад в разработку учения о сущности права внесли Цицерон и пять знаменитых правоведов: Папиниан, Ульпиан, Павел, Модестин, Гай, – учениям которых эдиктом императора Валентиниана третьего была придана обязательная сила, сила закона.

В эпоху  средневековья выдающийся ученый и  богослов Томас Аквинский (сторонники которого появились в XX веке в неотомистском направлении возрожденной школы естественного права), в своем учении подчеркивал, что право и справедливость тождественны, что человеческие законы – это всего лишь конкретизация естественного закона, это отражение естественного закона человеческим разумом и человек должен подчиняться только законам справедливым, то есть преследующим общие цели, общие интересы.

В новое  и новейшее время, особенно в эпоху  буржуазных революций,

 

                                                                                                                            11

формируется классическая школа естественного  права, согласно которой 

право

– это то, что не противоречит справедливости, то, что выражается в требованиях  человеческого разума, коренящихся  в природе человека, прежде всего  в его естественных правах, особенно праве на жизнь, свободу, собственность. Разработчиками самого авторитетного  из всех правовых учений – теории естественного  права, господствовавшей в XVII–XVIII веках, являются такие выдающиеся мыслители, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, И. Кант.

Наиболее  полно естественно-правовое понимание  сущности права отразилось в закрепленных французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 года правовых принципах, основополагающим из которых назван принцип справедливости.

Современное понимание сущности права наиболее известными правоведами сводится к  тому, что его субстанцией является справедливость. В частности, Р. Дворкин – один из ведущих представителей современной американской и английской правовой теории профессор Оксфордского и Нью-йоркского университетов в своей книге «Империя права», изданной в Лондоне в 1986 году, характеризует право как систему субъективных прав и обязанностей, складывающихся в условиях данного общества и формирующихся как проявление фундаментальных правовых принципов (они же - принципы политической морали) в определенных исторических условиях, обеспечивающих целостность общества в духе справедливости. Известный английский правовед Д. Ллойд в книге «Идея права» утверждает: «без справедливости оно (право – С.Д.) является насмешкой, если не полным отрицанием самого себя». Видный немецкий правовед Г. Радбрух полагает: «если законы сознательно отрицают волю к справедливости, например, произвольно отказывают от гарантий прав человека, то такие законы не имеют действия, народ не обязан к послушанию им, и юристам тоже надо найти мужество отрицать их правовой характер». Авторитетный российский теоретик права, академик Российской академии наук B.C. Нерсесянц подчеркивает: «... справедливость входит в понятие права ... право по определению справедливо, а справедливость – внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика права... Более того, только право и справедливо... И по смыслу, и по этимологии справедливость (justitia) восходит к праву (jus), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости – значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям. Какого-либо другого принципа, кроме правового, справедливость не имеет».

Всеобщая  декларация прав человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., олицетворяя  самое существенное в праве, исходя из достоинств человека, провозглашает  справедливость как основу

 

                                                                                                                         12

неотъемлемых  прав и свобод человека. Более конкретно  и гарантированно

права человека гражданские, политические, экономические, социальные и культурные предусмотрены  Международным пактом о гражданских и политических правах, принятым на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. и вступившим в силу 3 января 1976 г.; Международным пактом об экономических, социальных и культурным правах, принятым на XXI Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1966 г. и вступившим в силу 23 марта 1976 г., а также многочисленными Другими международными правовыми актами. Эти же права закреплены во всех конституциях правовых государств, в том числе и Конституцией Республики Беларусь.

Преамбула и более половины статей нашей  Конституции посвящены правам и  свободам человека как высшей ценности общества и государства, гарантиям  провозглашенных прав и свобод, осуществлению  народовластия, верховенства права, законности, признанию приоритета общепризнанных принципов международного права  и обеспечению соответствия им национального  законодательства. Конституционным Судом Беларуси в своем Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2001 году» сущность права определена как «нормативно закрепленная справедливость».

О справедливости как субстанции права свидетельствует  и этимологическое понятие права  на разных языках. В частности, в русском языке «право» означает правду, основание, возможность свободно действовать, поступать определенным образом в духе справедливости; в латинском «справедливость» и «правосудие» – синонимы; в немецком «справедливость» и «следование праву» одно и то же понятие; во французском «справедливость» отождествляется с «правом», «законностью».

Из сказанного выше следует, что истинной сущностью  права как регулятора верховенствующего, общесоциального, интегративного является общесоциальная (общечеловеческая) справедливость (баланс интересов всех социальных групп, личности и общества), охраняемая государством, в том числе и принудительной силой.

Понятие справедливости весьма широкое, но главное в нем  сводится к удовлетворению человеческих интересов, а точнее - к обеспечению  баланса, гармонии интересов личности, семьи, всех социальных групп, общества и государства. Особенно это важно  сейчас в эпоху становления гражданского общества и социального правового  государства. Законодателю, правотворцу да и каждому человеку объективно необходимо видеть в праве не кнут в руках государства, обязывающего всех и во всем исполнять предписываемые им правила поведения с целью регулирования общественных отношений, а регулятор в высшей степени справедливый, интегрирующий в себе достоинства всех социальных регуляторов, особенно нравственности, а потому официально признанный верховенствующим, охраняемым государством. Сущность права как политическая справедливость является

 

                                                                                                                         13

основой совершенствования  правового законодательства. Известный  

правовед  Г.Дж. Берман справедливо утверждает: «Нам нужна юриспруденция, которая  интегрирует все три традиционные школы и выходит за их пределы. Такая единая юриспруденция подчеркивала бы, что в право надо верить, иначе оно не будет работать; а это включает не только разум, но также чувства, интуицию веры. Это требует полного общественного сознания».

Наряду с  воздействием в процессе совершенствования  законодательства реальной сущности права  на качество устанавливаемых нормативных  правовых актов не меньшую значимость имеет воплощение в правовом упорядочении принципов права, поскольку они  представляют собой наиболее характерные  проявления правовой сущности, а потому являющиеся непререкаемыми авторитетами в установлении конкретных нормативных  новаций в духе торжества так  необходимой нам стабильности совершенствуемого  законодательства. О значимости принципов еще древние римляне утверждали: «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cuingue rei). Правовые принципы - это своего рода компас, направление, которому должен следовать правотворец. В связи с особой ролью принципов в обеспечении стабильности уместно вспомнить слова известного французского писателя Оноре де Бальзака: «Обстоятельства переменчивы, принципы никогда». В этом утверждении, безусловно, допущена гиперболизация природы принципов. Они, конечно же, хотя и редко, но меняются. Однако главное в природе и миссии принципов подчеркнуто правильно.

К сожалению, как уже отмечалось и в концепции  совершенствования законодательства Республики Беларусь и в республиканской  юридической литературе, в процессе правотворчества не всегда соблюдаются  принципы верховенства закона, системности  правового регулирования, обратной силы закона и других, что ведет  к разбалансированности правовой системы.

Совершенствование отраслей права и отраслей законодательства, повышение его качества несовместимо с нарушением объективных законов  развития права, его функционирования, особенно основной закономерности –  постоянного стимулирования правовыми  средствами социально полезной активности субъектов правовых отношений.

В условиях нормативно-правового «наводнения», чрезмерного роста количества устанавливаемых  правовых норм основным юридическим  приемом повышения качества правовой системы является апробированная всемирным  опытом кодификация. Однако некоторые  правоведы полагают, что в этом деле, в частности, в переходный период не следует торопиться, поскольку  преждевременная кодификация приведет к частому изменению вновь  принятых кодексов. Практика же неумолимо  свидетельствует о том, что в  нынешнее время реально осуществляется рекодификация, выражающаяся в непрерывном изменении всех действующих кодексов.

 

                                                                                                                          14

Причин такого положения много, но одной из них  всегда была и остается

теперь –  недостаточная профессиональная правовая компетентность, а также отсутствие юридической ответственности и  правотворцев, и экспертов, и правоприменителей, недостаточный уровень их правовой культуры да и всего общества. Во все времена наиболее выдающиеся мыслители связывали наличие множества юридических предписаний с неблагополучным положением дел в государстве и обществе. Теперь, конечно, иная обстановка - бурное развитие общества по пути прогресса. Но при таких обстоятельствах абсолютно необходимо везде и во всем использование истинных, то есть научных знаний. Развиваются традиционные и появляются новые науки, новые знания о природе, технике, обществе и человеке, его сознании и деятельности. Эти знания необходимо сполна использовать прежде всего в устанавливаемом законодательстве как системе, поскольку нормативно-правовая база непосредственно предопределяет жизнь и деятельность людей во всех жизненно-важных сферах. Оптимально знания в совершенствовании законодательства возможно воплотить главным образом путем непосредственного привлечения компетентных ученых в правотворческий процесс. Об этом, в частности, свидетельствует тысячелетний опыт Римской империи. Так в принципе было во всей истории цивилизации. Принятие любого кодекса необходимо тогда, когда, во-первых, «вырисовываются» в процессе правотворчества специфические отраслевые или межотраслевые принципы; во-вторых, накапливаются взаимосвязанные отраслевые институты; в-третьих, появляется солидное количество правовых норм в определенной регулируемой области; в-четвертых, формируется устойчивая специфическая сфера общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации, в-шестых, имеется положительный опыт иностранных государств в урегулировании кодексом какой-то отрасли (подотрасли) права или отрасли (подотрасли) законодательства; в-седьмых, существует международный опыт кодификации в какой-либо области публично-правовых или частно-правовых отношений. Следует однако отметить, что восприятие межгосударственного и международного опыта кодификации надлежит обязательно осуществлять с тщательным учетом реальных условий юридических, политических, идеологических, нравственных, религиозных, экономических, социальных, культурных своей страны, в которых функционирует национальная правовая система.

Ныне в  Беларуси действует 25 кодексов: банковский, бюджетный, водный, воздушный, гражданский, гражданский процессуальный, жилищный, избирательный, инвестиционный, внутреннего  водного транспорта, о браке и  семье, о земле, о недрах, о судоустройстве и статусе судей, об административных правонарушениях, торговом мореплавании, лесной, налоговый (общая часть), процессуально-исполнительный об административных правонарушениях, таможенный, трудовой, уголовно-исполнительный, уголовно-процессуальный, уголовный, хозяйственный

Информация о работе Система права Республики Беларусь