Система права Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Деление права на отрасли имеет огромное значение не только теоретическое, но и непосредственно практическое как правотворческое, так и правореализующее, особенно системообразующее и системоупорядочивающее, прежде всего кодификационное. В этой связи весьма важно иметь истинное, достоверное, глубоко системное понимание природы отрасли права и отрасли законодательства, их миссию в эффективном упорядочении все усложняющихся общественных отношений по пути социального прогресса.
Основным теоретическим заблуждением, приносящим вред юридической практике, является «обоснование» отождествления отрасли законодательства с отраслью права

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 2.docx

— 62.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           27

2.2 Метод хозяйственного  права

  Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов, что дало основание утверждать, что в хозяйственном праве существует не один, а несколько методов правового регулирования.  
При реализации директивных актов применяются директивные предписания (например, предписания антимонопольных органов). Однако вследствие перехода к преимущественно экономическим методам регулирования экономики властные предписания в ряде случаев трансформируются в диспозитивные, или рекомендательные, или реализуются на основе договора. Кроме того, властное, но некомпетентное предписание может быть оспорено в хозяйственном суде.  
В условиях рынка поведение участников правоотношений регулируется главным образом путем предоставления субъектам права самостоятельно определять взаимоотношения с другими участниками экономического оборота, использовать производственные фонды, осуществлять хозяйственную деятельность.  
Усиление самостоятельности всех субъектов народного хозяйства резко повысило объем применения таких способов регулирования. Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность организаций, занимавшее в прежних условиях хозяйствования ведущее место в работе вышестоящих органов, ныне не допускается. Исключение составляет только контроль, предусмотренный законодательством для защиты публичных интересов общества.  
Способы регулирования, применяемые в сфере экономики, взаимосвязаны и составляют нерасторжимое единство. Усиление одной черты регулирования за счет другой не разрушает этого единства. Широкое дозволение самостоятельности действий субъектов хозяйствования взамен мелочной их регламентации и применение диспозитивных начал в выборе поведения не устраняет властных импульсов государства там, где публичный интерес делает необходимым его властное воздействие. Права и свободы участников хозяйственного оборота сопряжены, поэтому необходимо выдерживать в установленных случаях квоты, брать лицензии для определенных видов деятельности, не допускать монополистической деятельности и т.д. 

 

___________________________________________________________

 

Михайлов, Д.И. Хозяйственное  право: курс лекций / Д.И. Михайлов - Гомель, 2007. - 191 с.

 

                                                                                                                             28

 2.3 Содержание хозяйственного права

    Определяя содержание  права хозяйственного ведения,  закон устанавливает, что государственное  или муниципальное предприятие  владеет, пользуется и распоряжается  имуществом в пределах, определяемых  в соответствии с Гражданским  кодексом. Нормы последнего свидетельствуют  об ограниченности права хозяйственного  ведения, поскольку одновременно  у другого субъекта существует  право собственности на это  же имущество.

Ограничения касаются главным  образом правомочия распоряжения имуществом. Так, без согласия собственника предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залов вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом. Остальным имуществом оно распоряжается caмостоятельно при условии, что законом или иными правовыми акта не установлено иное (п. 2 ст. 295 ГК; ст. 6, п 1 и 2 ст. 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). В частности, Закон запрещает унитарным предприятиям совершать без согласия собственника сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой, требований, переводом долга, с вступлением в простое товарищество. Такой же правовой режим установлен для совершения государственным или муниципальным предприятием крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, сделок по осуществлению заимствований унитарным предприятием (п. 4 ст. 18, п. 1 ст. 22, п. 3 ст. 23, п. 2 ст. 24 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Вместе с тем надо иметь  в виду, что во всех случаях, когда  государственному или муниципальному предприятию в соответствии с  законом принадлежит право распоряжения движимым или недвижимым имуществом, оно может реализовать это  право только в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, виды которой определены уставом предприятия. Сделки, совершенные  государственным или муниципальным  предприятием с нарушением этого  требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона о государственных и  муниципальных унитарных предприятиях).На объем правомочий обладателя права

 

                                                                                                                            29

хозяйственного ведения (в плане их ограничения) влияют и  иные

закрепленные в законе права собственника в отношении  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении. Собственник решает вопросы  создания предприятия, определения  предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора предприятия, осуществляет контроль за пользованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, дает согласие на создание филиалов и открытие представительств предприятия, на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах. Собственнику также принадлежит право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (ст. 295 ГК; ст. 17, 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Вопрос о размере отчисляемой  прибыли, сроках ее перечисления собственнику решается в соответствии с Правилами  разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных  унитарных предприятий, утвержденными  постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению  эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном  ведении унитарных предприятий». [4]

3а пределами перечисленных  в законе правомочий собственник  не может вмешиваться в управление  имуществом, находящимся в хозяйственном  ведении унитарного предприятия.

В постановлении Пленума  Верховного Суда РФ и Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных  с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [5] указывается, что собственник не вправе изымать, передавать в аренду либо иным образом  распоряжаться имуществом, находящимся  в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Условия договоров, заключаемых собственником с унитарным предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных в ст. 294, 295 ГК правомочий, являются ничтожными (п. 39, 40).

Являясь юридическим лицом, унитарное предприятие самостоятельно отвечает но обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника этого имущества (п. 5 ст. 113 ГК). В свою Очередь, собственник имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, также не отвечает по

 

                                                                                                                           30

обязательствам последнего. Исключение предусмотрено в п. 3 ст. 56 ГК,

устанавливающем, что в случаях несостоятельности предприятия, обусловленной указаниями собственника его имущества, на последнего может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия. [8]

Закон устанавливает, что  государственное или муниципальное  предприятие владеет, пользуется и  распоряжается имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Нормы последнего свидетельствуют  об ограниченности права хозяйственного ведения, поскольку одновременно у  другого субъекта существует право  собственности на это же имущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           31

 

                                            

 

                                            Заключение

 

         В настоящей работе была рассмотрена тема   «Хозяйственное право как специфическая отрасль в Республике Беларусь» .

Проведённое в работе исследование позволяет определить следующие  основные выводы.

        В начале девяностых годов начались изменения в правом регулировании хозяйственной деятельности, была легализована её разновидность – предпринимательская деятельность. В этот период были приняты такие нормативные акты в данной сфере, как Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве», Закон Республики Беларусь «О собственности».  На сегодняшний день количество законодательных и подзаконных актов значительно расширилось: приняты нормативные акты, регулирующие отдельные формы предпринимательской деятельности, а также вопросы управления предпринимательской деятельности в вопросах организации данной деятельности.

          Хозяйственные правоотношения составляют важнейшую часть общественных отношений, так как затрагивают сферу материального производства, потребления и руководство ею. В связи с этим правовое регулирование хозяйственных отношений играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации его экономических программ, в удовлетворении, в конечном счете, материальных и духовных потребностей граждан. Правовое регулирование придает стабильность, устойчивость хозяйственным отношениям, создает строгий порядок в поведении субъектов хозяйствования и соответствующих органов управления. Четкость правового регулирования и рациональность хозяйствования — это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. Нельзя отрицать и тот факт, что правовое регулирование экономики осуществляется, в известной степени, и другими отраслями права: административным, гражданским, трудовым и т.д. Однако хозяйственное право занимает здесь ведущее место.

         В нормах хозяйственного права устанавливаются принципы, формы и методы хозяйствования. Особенно возросла роль хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений, многообразия форм и видов собственности, расширения прав субъектов хозяйствования.

        

                                                                                                                    32

 Хозяйственное право как учебная дисциплина - это система

знаний о хозяйственном  праве как науке, отрасли законодательства и практике применения последнего. Если трактовка хозяйственного права как отрасли законодательства, как науки, как учебной дисциплины особых возражений не вызывает ни со стороны теоретиков, ни со стороны практиков, то вопрос о хозяйственном праве как самостоятельной отрасли права дискуссионен.

            Хозяйственное право – это  не только дисциплина и институт регулирующий хозяйственные правоотношения, кроме всего выше перечисленного хозяйственное право ещё и мощнейший инструмент в системе правоотношений Республики Беларусь, не утративший актуальности и по сегодняшний день. Судя по развитию хозяйственных отношений в Республике Беларусь Хозяйственное право будет ещё долго и результативно востребовано в системе правоотношений.

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

                            

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          33

 

                                                                                                                                  

                                                                                  


Информация о работе Система права Республики Беларусь