Система права Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Деление права на отрасли имеет огромное значение не только теоретическое, но и непосредственно практическое как правотворческое, так и правореализующее, особенно системообразующее и системоупорядочивающее, прежде всего кодификационное. В этой связи весьма важно иметь истинное, достоверное, глубоко системное понимание природы отрасли права и отрасли законодательства, их миссию в эффективном упорядочении все усложняющихся общественных отношений по пути социального прогресса.
Основным теоретическим заблуждением, приносящим вред юридической практике, является «обоснование» отождествления отрасли законодательства с отраслью права

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 2.docx

— 62.61 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                                                         15

процессуальный.

Сейчас в  нашем парламенте разрабатываются  кодексы: экологический, об образовании, бюджетный. На межгосударственном уровне Беларуси, России и Казахстана Таможенной комиссией Таможенного союза  «тройки» подготавливается проект единого  для трех стран кодекса Таможенного  союза, который должен заменить национальные таможенные законы.

Рядом авторов  вносятся предложения о принятии следующих кодексов: миграционного, транспортного, о банкротстве, о  страховании, о культуре, об информации и информатизации, о связи, о населении, об источниках права.

Исходя из имеющегося опыта других государств, реального нормативно-правового  состояния, степени значимости регулируемых сфер общественных отношений у нас  следовало бы принять кодексы: хозяйственный, градостроительный, социальный, о здравоохранении.

Значение кодификации  трудно переоценить, поскольку она  являет собой «...самый эффективный  способ систематизации... способ «разгрузить» действующее законодательство... метод  борьбы с излишним объемом законодательства, с его разбуханием, запутанностью, дублированием... с коллизиями, пробелами  и иными проявлениями бессистемности, губительными для правового регулирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________________Зорченко, Е.А. Общая теория права: пособие / Е.А. Зорченко, Н.М. Юрашевич; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Минск: [Б.и.], 2008. – 187 с.

                                                                                                                          16

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Виды отраслей  права

        Система права представляет собой его внутреннее строение, которое состоит из объединений правовых норм. Структура или система современного права представлена такими элементами: отрасль права, подотрасль права, институт права, норма права, которые, в свою очередь, объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное, национальное и международное. Такая система права исходит из его позитивистского понимания и создается государством. Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отрасль права обладает внутренней структурой и также системна, поскольку состоит из норм права в определенном порядке объединенных в правовые институты и подотрасли права. Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный), предполагающий жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, не допускающий отступления от правовых предписаний, и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный), допускаяющий относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.

        Источники  права – это юридические формы,  в которых закреплены нормы  права. Законом Республики Беларусь  от 10 января 2000 г. с последующими  изменениями и дополнениями законодательно  установлены (статья 2 Закона) следующие  источники права:

1. Конституция Республики  Беларусь – Основной Закон  Республики Беларусь, имеющий высшую  юридическую силу и закрепляющий  основополагающие принципы и  нормы правового регулирования  важнейших общественных отношений.

2. Решение референдума  – нормативный правовой акт,  направленный на урегулирование  важнейших вопросов государственной  и общественной жизни, принятый  республиканским или местным  референдумом.

3. Программный закон –  закон, принимаемый в установленном  Конституцией Республики Беларусь  порядке и по определенным  ею вопросам.

4. Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой  акт) - закон, обеспечивающий полное  системное регулирование определенной  области общественных отношений.

 

                                                                                                                         17

5. Закон Республики Беларусь  – нормативный правовой акт,  закрепляющий принципы и нормы  регулирования наиболее важных  общественных отношений.

6. Декрет Президента Республики  Беларусь - нормативный правовой  акт Главы государства, имеющий  силу закона, издаваемый в соответствии  с Конституцией Республики Беларусь  на основании делегированных  ему парламентом законодательных  полномочий либо в случаях  особой необходимости (временный  декрет) для регулирования наиболее  важных общественных отношений.

7. Указ Президента Республики  Беларусь - нормативный правовой  акт Главы государства, издаваемый  в целях реализации его полномочий  и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

8. Постановления палат  парламента – Национального собрания  Республики Беларусь – нормативные  правовые акты, принимаемые палатами  Парламента – Национального собрания  в случаях, предусмотренных Конституцией  Республики Беларусь.

9. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь - нормативный правовой акт правительства  Республики Беларусь.

10. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

11. Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правлений Национального банка республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально и во исполнение нормативных правовых актов большей юридический силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно - распорядительной деятельности.

12. Регламент - нормативный  правовой акт, принятый (изданный) главой государства, органами  законодательной, исполнительной  судебной власти, а также органами  местного управления и самоуправления  и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности  соответствующих органов,

13. Инструкция - нормативный  правовой акт, детально определяющий  содержание и методические вопросы  регулирования в определенной  области 

 

                                                                                                                           18

общественных отношений.

14. Правила - кодифицированный  нормативный правовой акт, конкретизирующий  нормы общего характера с целью  регулирования поведения субъектов  общественных отношений в определенных  сферах и по процедурным вопросам.

15. Устав (положение) - нормативный  правовой акт, определяющий порядок  деятельности государственного  органа (организации), а также порядок  деятельности государственных служащих  и иных лиц в определенных  сферах деятельности.

16. Приказ - нормативный правовой  акт функционально-отраслевого характера,  издаваемый руководителем республиканского  органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

16. Решения органов местного  управления и самоуправления - нормативные  правовые акты, принимаемые местными  Советами депутатов, исполнительными  и распорядительными органами  в пределах своей компетенции  с целью решения вопросов местного  значения и имеющие обязательную  силу на соответствующей территории.  

     Подотрасль права регулирует особые крупные «группы» общественных отношений, входящих в отрасль права. Например, в гражданском праве выделяют подотрасли авторского и наследственного права, в земельном праве – водного и горного права. Подотрасль права необязательный элемент системы права, в некоторых отраслях подотраслей не выделяют. 

      Правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих вид или определенную сторону общественных отношений. Например, в конституционном праве существует институт парламентаризма, гражданства, президентства, в трудовом праве – охраны труда, заработной платы, времени отдыха, рабочего времени. 

       Норма права – первичный элемент системы права, в котором фиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право или юридическая обязанность. Все отрасли права объединяются в подсистемы материального и процессуального права.  Материальное право регулирует содержательную сторону общественных отношений и включает в себя административное, гражданское, финансовое и другие отрасли права. Нормы этих отраслей права непосредственно регулируют соответственно управленческие, имущественные, кредитно-денежные отношения. Процессуальное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления и защиты норм материального права, и охватывает гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное право. В систему права включается также две подсистемы публичного и частного права.  Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, механизме принуждения обязанных лиц, где доминируют императивные

 

                                                                                                                        19

(категоричные) нормы, которые  не могут быть изменены или  дополнены 

участникам правоотношений. К сфере публичного права относят 

конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное  публичное право, процессуальные отрасли. Частное право опосредствует отношения «горизонтального» типа (между равноправными независимыми субъектами), в которых преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены и не отменены их участниками. В сферу частного права входят гражданское, семейное, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие отрасли и институты права. 

        Ведущей отраслью права является конституционное право.           1)Конституционное право — отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы страны. Конституционное право является базовой отраслью для всех других отраслей права: их нормы основываются на конституционных положениях, конкретизируют, развивают эти положения. Основным источником конституционного права является Конституция Республики Беларусь, которая обладает высшей юридической силой. В случае расхождения других нормативных правовых актов с Конституцией действует Конституция.

2). Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормами гражданского права определяется правовое положение физических и юридических лиц, закрепляются различные виды собственности, устанавливается порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения регулируются нормами Конституции Республики Беларусь, Гражданского Кодекса Республики Беларусь и другими соответствующими этим законодательным актам нормативными правовыми актами.

3) Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государственных органов, то есть деятельности по сбору и распределению денежных средств. Нормами этой отрасли права устанавливаются налоги и сборы, порядок их взимания в бюджет, регулируются взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных, других государственных органов и организаций по поводу принятия и исполнения республиканского и местных бюджетов, отношения в сфере денежного обращения, осуществления валютных операций и др. Нормы финансового права содержатся в статьях раздела VII Конституции Республики Беларусь, в законах о республиканском бюджете, налогах и сборах, в декретах и указах Президента Республики Беларусь,

 

                                                                                                                          20

постановлениях Правительства Республики Беларусь, Министерства

финансов Республики Беларусь и др.

4)Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения имущественного и организационного характера, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и государственного регулирования экономически в целях обеспечения интересов государства и общества. Хозяйственное право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают по вертикали между государством и иными субъектами хозяйствования и по горизонтали между субъектами хозяйствования.

5) Трудовое право — отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. Основными источниками трудового права являются Конституция Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, другие законодательные и подзаконные нормативные акты.

Информация о работе Система права Республики Беларусь