Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:51, курсовая работа
Деление права на отрасли имеет огромное значение не только теоретическое, но и непосредственно практическое как правотворческое, так и правореализующее, особенно системообразующее и системоупорядочивающее, прежде всего кодификационное. В этой связи весьма важно иметь истинное, достоверное, глубоко системное понимание природы отрасли права и отрасли законодательства, их миссию в эффективном упорядочении все усложняющихся общественных отношений по пути социального прогресса.
Основным теоретическим заблуждением, приносящим вред юридической практике, является «обоснование» отождествления отрасли законодательства с отраслью права
6) Семейное право как отрасль национального права регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Его нормы определяют порядок вступления в брак и его прекращения, регулируют личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, устанавливают порядок регистрации актов гражданского состояния и др. Нормы семейного права содержатся в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, других актах законодательства.
7) Административное право — системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение. Содержатся нормы административного права главным образом в Конституции Республики Беларусь и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также в других законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, актах министерств, государственных комитетов и других органов.
8) Уголовное право как отрасль права объединяет нормы, которые определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями,
закрепляют основания
и условия уголовной
наказания и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Единственным источником уголовного права является Уголовный Кодекс Республики Беларусь, который основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права.
9) Уголовно-исполнительное право — совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание. Основным актом, содержащим нормы уголовно-исполнительного права, является Уголовно-исполнительный Кодекс Республики Беларусь.
10) Уголовно-процессуальное право — это система правовых норм,
определяющих порядок производства по
уголовным делам. Ими регулируется деятельность
органов дознания, предварительного расследования,
прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию
и рассмотрению уголовных дел, правовое
положение участников уголовного процесса,
порядок сбора и оценки доказательств,
вынесения приговоров, их обжалования
и т.п. Правовым актом, содержащим нормы
уголовно-процессуального права, является Уголовно-
11) Гражданско-процессуальное право — отрасль права, регулирующая порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым и некоторым другим делам. Его нормы регламентируют деятельность судов, всех других участников гражданского процесса, устанавливают подведомственность и подсудность возникающих споров, права и обязанности участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебных решений, их обжалования, исполнения и др. Источниками гражданско-процессуального права являются. Гражданский процессуальный Кодекс Республики Беларусь и Хозяйственные процессуальный Кодекс Республики Беларусь.
Глава 2. Характер хозяйственного права как специальной отрасли
2.1 Предмет хозяйственного права
Хозяйственное право
как отрасль права представляет собой совокупность
норм, регулирующих предпринимательские
отношения и тесно связанные с ними иные,
в том числе некоммерческие отношения,
а также отношения по государственному
регулированию экономики в целях обеспечения
интересов государства общества.
В составе предмета хозяйственного права
можно выделить три группы отношений.
Первая группа: отношения, складывающиеся
при осуществлен предпринимательской
деятельности (предпринимательские отношения).
Определение предпринимательской деятельности
дано в ст. 1 ГК РБ: "предпринимательская
деятельность – это самостоятельная деятельность
юридических и физических лиц, осуществляемая
ими в гражданском обороте от своего имени,
на свой риск и под свою имущественную
ответственность и направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом,
продажи вещей, произведенных, переработанных
или приобретенных указанными лицами
для продажи, а также от выполнения работ
или оказания услуг, если эти работы или
услуги предназначаются для реализации
другими лицами и не используются для
собственного потребления".
Но хозяйственная деятельность осуществляется
не только в ходе производства товаров
(выполнения работ, оказания услуг). Для
того, чтобы начинать производство, необходимо
приобрести или построить производственные
помещения, закупить оборудование, сырье,
топливо. В результате завершения производственного
цикла возникают отношения по реализации
товаров, их доставке, хранению и т.д. Хозяйственный
оборот также является неотъемлемой частью
предпринимательской деятельности.
Все эти отношения являются центральными,
входящими в первую группу в предмете
хозяйственного права.
Вторая группа: отношения, тесно связанные
с предпринимательскими, в том числе и
некоммерческие, возникающие в процессе
хозяйственной деятельности.
Предпринимательские отношения тесно
связаны с другими, не имеющими непосредственно
цели извлечения прибыли. В частности,
такой является хозяйственная деятельность
организационно-имущественного характера
по созданию и прекращению предприятий,
управлению собственностью. В
такую деятельность включается на базе собственного имущества
государство, организующее
свои предприятия, устанавливающее
для них определенный режим хозяйствования.
В качестве собственников своего
имущества действуют
Некоммерческий характер может носить
и ведение хозяйства без цели извлечения
прибыли. Например, деятельность фондовых
и иногда товарных бирж не преследует
непосредственно цели получения прибыли,
но способствует прибыльности учредителей,
лиц, пользующихся услугами бирж, росту
стоимости акции бирж, наращивающих свой
производственный потенциал.
Некоммерческий характер носит деятельность
потребительских кооперативов, общественных
и религиозных организаций (объединений),
финансируемых собственником учреждений,
благотворительных и иных фондов, вступающих
в хозяйственные правоотношения для решения
своих уставных задач. Эти отношения тесно
связаны с предпринимательской деятельностью,
по форме осуществления они не отличаются
от ее реализации и поэтому охватываются
хозяйственным правом.
Такие отношения представляют вторую
группу отношений хозяйственного права.
Третья группа: отношения по государственному
регулированию экономики.
Государство, реализуя публичные интересы
общества, воздействует на субъекты, осуществляющие
хозяйственную деятельность, регулирует
и контролирует ее. Эти отношения составляют
третью группу из состава предмета хозяйственного
права.
Все три группы отношений составляют определенное
единство, которое выражает многостороннюю
деятельность товаропроизводителей, нацеленных
профессионально на работу для рынка,
осуществляемую при его
государственном регулировании. В силу этого в процессе организации и
осуществления производства
и на последующих стадиях обмена
и производственного
В современных условиях элементом, определяющим
принадлежность правоотношений к хозяйственным,
является профессиональная деятельность
по производству товаров (работ, услуг)
для рынка. Именно в силу этого, любой субъект
на базе принадлежащего ему имущества
вступает в производственную деятельность,
регулирование отношений в ходе ее ведения
охватывается хозяйственным правом.
Специфика данных отношений по организации
производства, легитимации предпринимательской
деятельности с помощью регистрации организационно-правовому
оформлению, ведению отчетности, налогов
обложению, установлению порядка и правил
выхода на рынок с товара работами и услугами,
взаимодействию с другими организациям
предприятиями определяет необходимость
единого регулирования. Если, например,
в до рыночный период, выступление граждан
на рынке носило случайный для экономики
характер и могло охватываться нормами
гражданского и административного права,
то в рыночной экономике все процессы
должны развиваться в едином ключе, по
единым нормам, охватывающим все стороны
деятельности товаропроизводителей. Обеспечить такое единство регулирования
в состоянии только отрасль хозяйственного
права, имеющая инструментарий воздействия
как на производство, так и на все иные
связанные с ним процессы.
В хозяйственной деятельности все большее
участие принимают административно-
Создание хозяйствующих субъектов в районах
и областях, разработка и принятие республиканских,
межгосударственных, региональных целевых
программ, формирование и размещение поставок
для государственных нужд, реализация и преобразование
собственности районов и областей, договорные
формы их экономических связей и многие
другие вопросы становятся неотъемлемой
частью хозяйственного оборота.
______________________________
Хозяйственное право: учеб. пособие / Ю.А. Амельченя [и др.]; под ред.: Т.А. Сигаевой. − Мн.: БГЭУ, 2011. − 508 с.
Хозяйственное право регулирует отношения по государственному
воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают
по вертикали между
государством и иными субъектами
хозяйствования.
В современных условиях руководящая деятельность
в форме планирования, регулирования,
контроля, управления изменила характер
и объем: до минимальных размеров сокращено
директивное руководство, во многих случаях
оно превращено в воздействие на основе
договора. Например, договор с администрацией
региона выражает координационный, а не
директивный метод руководства организацией.
Внутрихозяйственное руководство организаций
своими подразделениями строится на базе
внутрихозяйственного договора. Тем не
менее можно утверждать, что руководство
и соответственно отношения, складывающиеся
в результате принятия плановых актов,
утверждения заказов для государственных
нужд, осуществления контрольных функций
собственников в отношении предприятий,
получивших от них имущество для ведения
хозяйственной деятельности, осуществление
государством воздействия путем установления
норм и нормативов (социальных, экологических
и др.) продолжают составлять значительный
массив регулирования.
Отношения по осуществлению хозяйственной
деятельности – это те связи, которые
складываются вне какого-либо подчинения
или властвования. Это - товарный обмен,
взаимодействие регионов или подразделений
предприятий в нетоварной форме, а также
отношения хозяйственного ведения и оперативного
управления, которые при реализации не
проявляются как конкретное взаимодействие.
Так, организации формируют свои фонды,
разрабатывают и применяют системы оплаты
труда, организуют использование оборудования
и т.д. Граждане при осуществлении хозяйственной
деятельности приобретают средства производства,
материалы, сырье, реализуют их в установленном
порядке в процессе производства и товарного
обмена. Это отношения, которые возникают
между субъектами хозяйствования по горизонтали.
Насколько правомерно объединять вертикальные
и горизонтальные связи для их одноотраслевого
регулирования?
Горизонтальные и вертикальные связи
объединены экономическим содержанием
отношений, поскольку они возникают и
развиваются в ходе
реализации
воздействии на хозяйственный оборот. И в вертикальной, и в горизонтальной
части – это единый хозяйственный оборот, то есть сумма связей,
складывающихся в