Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа
Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве.
Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действия и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
Создать в России такую власть – задача судебной реформы, которая началась в начале 90-х годов ХХ столетия, но идет медленно и противоречиво.1
По мнению доктора юридических наук, профессора Б.Т. Безлепкина, судейская неприкосновенность не является ни личной привилегией, ни данью уважения к судье со стороны общества и государства. Она имеет сугубо публичный смысл и предназначена исключительно для того, чтобы обеспечить условия для выполнения им его служебных обязанностей. Если судья равен во всем и со всеми, если существует возможность задержать его, доставить в милицию, привлечь к административной ответственности за любой проступок, а также к уголовной ответственности в общем порядке, судья не смог бы выполнять свои важнейшие государственные функции, став легкой добычей клеветника, провокатора, шантажиста.11
Признание самостоятельной и независимой судебной власти – это акт самоограничения государства, исходящего из приоритета такой ценности, как права и свободы человека.12
Полнота судебной власти - один из основных ее признаков, который характеризуется объемом компетенции судов, окончательностью принимаемых ими решений, их обязательностью для окружающих юридических и физических лиц. Утверждая этот принцип организации судебной власти, ФКЗ «О судебной системе РФ» (ст. 6) устанавливает, что вступившие в законную силу решения судов, включенных в судебную систему, а также законные распоряжения и обращения судей обязательны для всех без исключения государственных органов власти, органов самоуправления, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации. Качество обязательности судебный акт приобретает лишь после его вступления в законную силу.
Также данный Закон предусматривает ответственность не только за неисполнение постановлений суда (которое расценивается как неуважение к суду), но и за действия, выразившиеся в оскорблении участников судебного разбирательства, присяжного заседателя или иного лица (народного заседателя), участвующего в отправлении правосудия.
Эти два принципа тесно связаны между собой. Ч. 3 ст. 123 Конституции РФ говорит о принципе состязательности и равноправии сторон при осуществлении всех видов судопроизводства (ст. 35 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»; ст. 14 ГПК РФ; ст. 15 УПК РФ). Равенство сторон является как бы продолжением конкретизации общего конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции. Положения о равных правах сторон и об их состязательности органически между собой связаны. Без сторон не может быть состязательности; в то же время в состязательном процессе реализуется равноправие и появляется возможность установления истины («истина рождается в споре»). Это обеспечивается предоставлением каждой из сторон равных прав и возможностей по подаче заявлений, использованию в качестве помощников адвокатов, заявлению ходатайств, представлению и исследованию доказательств, участию в прениях - в общем, во всем, что происходит в суде при разбирательстве дела.13
Условие объективности вытекает из принципа независимости суда и судей: они не должны находиться под воздействием сторонних органов и лиц, не менее важно, чтобы они не стали заложниками своих эмоций, собственных взглядов на жизнь и т.д. Кроме того, объективность судопроизводства предполагает и то, чтобы оценки одной стороны процесса не стали решающим фактором, не перевесили всей гаммы обстоятельств, требующих учета в судебном решении.14
В соответствии с ч. 4. ст. 123 Конституции РФ, наряду с судьями судебной властью могут быть наделены представители общественности в лице присяжных заседателей15, исполняющие свои обязанности не на профессиональной основе. Ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ» провозглашает, что участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом, из этого можно сделать вывод, что они несут ответственность за данную деятельность как носители судебной власти при рассмотрении уголовных и гражданских дел. За время участия в осуществлении правосудия им выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.
Участие представителей общественности в функционировании судебной власти вносит элемент демократичности, является одним из средств социального контроля за законностью и справедливостью деятельности судей.
Открытое разбирательство дел (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ) является одним из важнейших принципов правосудия в Российской Федерации. Он должен реализовываться во всех судах: судах общей юрисдикции, включая военные суды; распространяется на дела, рассматриваемые мировыми судьями, в арбитражных судах, Конституционном Суде, конституционных (уставных) судах субъектов Федерации.
ФКЗ «О судебной системе» включает данный
принцип в число основных принципов
организации деятельности судов, так
как гласность судебного
Этот принцип признан мировым сообществом.16 Нормы, посвященные этому принципу, закреплены во всех законодательных актах о судопроизводстве (ст. 5, 31, 54, 55 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», ст. 10 ГПК, ст. 11 АПК, ст. 241 УПК, ст. 24.3 КоАП).
Открытое разбирательство дел - основной способ обеспечения гласности судопроизводства. Дело рассматривается в присутствии публики, и все желающие имеют свободный доступ в зал судебного заседания и могут присутствовать во время процесса, фиксировать все происходящее в зале. Это относится и к представителям средств массовой информации.
Принцип гласности позволяет укреплять связь судебной власти с народом, обеспечивает социальный контроль за деятельностью судов, что объективно повышает их ответственность за свою деятельность и способствует ее совершенствованию. Рассмотрение дел в присутствии публики воспитывает уважение к законности и правопорядку.
Общим условием проведения закрытых заседаний, согласно действующему законодательству, является защита конкретных прав и интересов. В одних актах перечни этих случаев формулируются предельно конкретно и связываются с наличием соответствующего нормативного акта либо с указанием на конкретную категорию дел, в других - эти случаи, напротив, обрисованы в самой общей форме и при принятии решения дают суду широкий простор. В основном перечни случаев, когда допускается проведение закрытых судебных заседаний, носят оценочный характер и требуют от суда выяснения, имеется ли в конкретной ситуации приведенное в законе основание для исключения гласности.
По общему правилу, в Российской
Федерации заочное
В Конституционном суде РФ, Верховном суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, в других арбитражных судах, военных судах делопроизводство ведется на русском языке – государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство в конституционных (уставных) судах, у мировых судей ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.17
Без реализации принципа свободы пользования родным языком и выбора языка общения невозможно полное осуществление таких основополагающих принципов правосудия, как обеспечение права на защиту, гласность, устность судебного разбирательства, состязательность и др.
Важно отметить, что создание чрезвычайных судов в РФ не допускается. Исторический опыт российского судоустройства свидетельствует, что образование чрезвычайных судов всегда вызывалось экстраординарной политической обстановкой в стране, сопровождалось формированием неконституционных судебных органов, попранием демократических принципов правосудия, нарушением законности и прав человека и гражданина.18
Своевременное, бесперебойное и достаточное финансирование судебной деятельности является не только организационно-технической мерой, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность судебных учреждений, но и важной гарантией подлинной независимости суда, его достоинства и авторитета.19 Ст. 24 Конституции РФ закрепила три существенных правила финансирования судов: источник финансирования, его объем и способ. Так, финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом20.
ФКЗ «О судебной системе» (ст. 33) предусматривает только один случай финансирования не из федерального бюджета, а за счет средств бюджета субъекта РФ – для конституционного (уставного) суда соответствующего субъекта РФ.21
Система – греческое слово, буквально означает целое, составленное из отдельных частей. В другом значении, система – порядок, определяемый правильным расположением частей и их взаимосвязями. Применительно к судебной власти термин «система» относится к числу наиболее употребляемых. Во-первых, потому, что реализация судебной власти в современных условиях носит упорядоченный, системный характер. Во-вторых, потому, что носитель судебной власти – ее аппарат (суды, судьи в их совокупности) не только представляет собой явление явно системное, но и практически, во всех странах, от США до России, аппарат судебной власти просто так и называют – судебная система.22
Судебная система РФ представляет
собой совокупность действующих в РФ судебных
органов, осуществляющих функции судебной
власти, объединенных общностью задач,
основ построения и организации деятельности
с учетом федеративного и административно-
Конституция РФ, устанавливая организационные основы судебной власти, конституировала существование Конституционного Суда РФ (ст. 125), Верховного Суда РФ, возглавляющего систему судов общей юрисдикции (ст. 126), и Высшего Арбитражного Суда РФ, возглавляющего систему арбитражных судов (ст. 127).
Дальнейшая конкретизация
Наиболее принципиальными были следующие вопросы:
Кроме вопросов, непосредственно регулирующих построение судебной системы, законодатель посчитал необходимым продублировать в законе, который носил характер конституционного, и ряд наиболее принципиальных вопросов правового статуса судей, независимости и самостоятельности судебной власти. Этим старались придать установленному статусу устойчивый характер.
Информация о работе Судебная власть в России: структура, принципы организации и деятельности