Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа
Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве.
Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действия и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
Создать в России такую власть – задача судебной реформы, которая началась в начале 90-х годов ХХ столетия, но идет медленно и противоречиво.1
Безупречная репутация может подтверждаться тем, что кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ никогда не привлекался к административной или уголовной ответственности, на своей работе не подвергался дисциплинарным взысканиям, возможно даже, что он не был замечен в непристойных местах (частных клубах для досуга) и т.д. Судья должен быть образцом справедливости и беспристрастности для общественности. Он не должен быть замешан в политических скандалах, не должен иметь связей с преступным обществом и т.д.
Высшее юридическое
Стаж по юридической специальности
не менее 15 лет может подтверждаться
различными документами. Должен соблюдаться
специальный порядок подсчета стажа.
Здесь для определения стажа
можно использовать Инструкцию о
порядке определения стажа
Признанная высокая
Приведенный перечень требований к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ является исчерпывающим, предъявлять к кандидату другие требования невозможно.
В отношении конституционного судьи особенно строго действует принцип несовместимости, т.е. запрет заниматься какими-либо другими видами деятельности (кроме преподавательской, научной и творческой), в особенности деятельностью политического характера (участие в политических партиях, их съездах и конференциях, иных политических акциях, избирательных кампаниях и т.п.).
Глава 3 анализируемого Закона посвящена вопросам организации деятельности Конституционного Суда РФ. Если посмотреть на содержание ее статей, то можно сказать, что в данную главу полностью вошли нормы, регулирующие организацию деятельности Конституционного Суда РФ, но не полностью вошли нормы, устанавливающие структуру Конституционного Суда РФ.
В основном положения главы 3 говорят о структуре заседаний, организации рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Такой вывод следует из того, что регламентируется только организация деятельности палат и пленарного заседания Конституционного Суда РФ. Это объясняется тем, что именно в форме заседания палат и пленарного заседания рассматриваются все дела в Конституционном Суде РФ.
Статья 20 Закона установила две формы рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ: в пленарном заседании и в заседании палаты Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, в одной 9, в другой 10 судей. Состав каждой палаты определяется путем жеребьевки. При этом в одной и той же палате Конституционного Суда РФ не допускается участие и председателя, и заместителя председателя Конституционного Суда РФ. Сам председатель и его заместитель, а также судья - секретарь Конституционного Суда РФ избираются на эту должность судьями Конституционного Суда РФ.
Председательствующим
Главой 2 Регламента Конституционного Суда РФ (текст Регламента официально опубликован не был) установлен порядок формирования состава палат Конституционного Суда РФ. Формирование персонального состава палат производится в пленарном заседании Конституционного Суда РФ. В целях обеспечения равных возможностей по разрешению палатами различных категорий дел жеребьевка среди судей проводится по спискам, составляемым с учетом избранной каждым судьей специализации по одной или нескольким отраслям права.
По итогам жеребьевки Конституционный Суд РФ принимает решение о персональном составе палат, в котором указываются фамилии, имена, отчества судей, вошедших в каждую из палат, а также определяется срок, по истечении которого может быть проведена новая жеребьевка в целях изменения персонального состава палат. При открытии вакансий в одной или обеих палатах одновременно порядок их замещения определяется в каждом случае специальным решением Конституционного Суда РФ, принятым в пленарном заседании.
Критерии и порядок очередности исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочия председательствующего в ее заседаниях определяются на заседании палаты.
Закон устанавливает правило, согласно которому в пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии
Конституции Российской
2) дает толкование Конституции Российской Федерации;
3) дает заключение о соблюдении
установленного порядка
4) принимает послания
5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В пленарных заседаниях Конституционный Суд Российской Федерации также:
1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации;
2) формирует персональные
3) принимает Регламент
4) устанавливает очередность
5) принимает решения о
Несмотря на то, что в Конституционном Суде РФ две палаты, Закон никак не разделяет их по компетенции и говорит о полномочиях палаты, имея в виду каждую палату Конституционного Суда РФ. К полномочиям палат Конституционного Суда РФ отнесено рассмотрение вопросов по остаточному принципу, т.е. все, что не является исключительной компетенцией пленарного заседания Конституционного Суда РФ, можно рассматривать в заседании палат Конституционного Суда РФ.
Хотя об обязательности решений Конституционного Суда РФ уже говорилось ранее, стоит дополнить, что решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации, является решением Конституционного Суда Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Судебная система России в течение длительного периода времени, вплоть до учреждения в 1991 г. конституционного и арбитражных судов, включала в себя только суды общей или ординарной юрисдикции, к компетенции которых было отнесено рассмотрение всех гражданских (включая как собственно гражданские, так и трудовые, жилищные, семейные, авторские, отчасти административные дела) и уголовных дел, а также значительного числа дел об административных правонарушениях. Верховный Суд впервые был учрежден еще в советский период - в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г. - в качестве высшего судебного органа, осуществлявшего контроль за всеми без исключения судами (как в процессуальном, так и в административном смысле этого понятия) и рассматривавшего в качестве кассационной и надзорной инстанций любые дела, рассмотренные судами РСФСР. Кроме того, Верховный Суд был наделен самостоятельной компетенцией по первой инстанции. Полномочием давать разъяснения по вопросам судебной практики этот Суд не обладал. Данное полномочие принадлежало Верховному Суду СССР (создан в 1924 г.). Отметим, что последний до 1936 г. обладал и некоторыми полномочиями в сфере конституционного контроля, позже осуществлявшимися только Верховным Советом СССР и его Президиумом. Верховный Суд РСФСР был наделен полномочием давать разъяснения судебной практики, имевшие обязательную юридическую силу для нижестоящих судов, только в 1958 г. после принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве.
В настоящий момент судебная система России включает в себя три самостоятельные подсистемы: судов общей юрисдикции, судов арбитражной юрисдикции и конституционной юрисдикции. Верховный Суд является высшим судебным органом только для подсистемы судов общей юрисдикции. Ее состав и основы компетенции определены нормами ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в части деятельности военных судов - также нормами ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", а в части деятельности мировых судей - и нормами ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
В отличие от двух других подсистем судебной власти, деятельность которых детально урегулирована новыми судоустройственными актами, специальный федеральный конституционный закон о судах общей юрисдикции до сих пор отсутствует.
Подсистема судов общей
Конституция РФ статьей 126 учреждает Верховный Суд РФ, устанавливает основы его компетенции и определяет место в системе судов общей юрисдикции - основного звена любой судебной системы. Также данная статья определяет Верховный Суд в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
В этой связи он выступает непосредственной вышестоящей инстанцией для судов среднего звена.
Можно выделить три основных направления деятельности Верховного Суда РФ:
Конституцией РФ установлены и другие полномочия Верховного Суда. В частности, он обладает следующими правами:
Верховный Суд наделен широкими полномочиями по судебному разбирательству уголовных и гражданских дел. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
По первой инстанции ВС РФ рассматривает дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения. Это, как правило, дела о преступлениях, совершенных на территории нескольких субъектов РФ, когда сложно определить подсудность либо если в результате преступлений наступили тяжкие последствия в виде крушений, катастроф, аварий, влекущих многочисленные жертвы.
Исключительно Верховному Суду принадлежит рассмотрение дел о преступлениях, совершенных судьей Конституционного Суда, судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
ВС РФ вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное любому нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
Гражданское процессуальное законодательство устанавливает относительно определенный круг дел, которые ВС РФ рассматривает по первой инстанции:
Информация о работе Судебная власть в России: структура, принципы организации и деятельности