Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа
Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве.
Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действия и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
Создать в России такую власть – задача судебной реформы, которая началась в начале 90-х годов ХХ столетия, но идет медленно и противоречиво.1
Верховному Суду подсудны споры, переданные ему Президентом РФ в соответствии со статьей 85 Конституции РФ. Это споры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.
Как кассационная инстанция, ВС РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, определения и решения, вынесенные федеральными судами в субъектах РФ и окружными (флотскими) судами.
В порядке надзора ВС РФ разрешает дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения и решения, вынесенные судами общей юрисдикции независимо от их уровня.
По вновь открывшимся
Верховный Суд РФ действует в составе:
Пленум Верховного суда РФ составляют:
Пленум ВС направляет судебную практику, обеспечивает ее единообразие путем дачи разъяснений по вопросам применения законодательства при рассмотрении уголовных, административных и гражданских дел. Эти разъяснения оформляются постановлениями Пленума ВС, Вместе с тем следует иметь в виду, что данные разъяснения не носят для судов строго обязательный характер, а имеют ориентирующую направленность. Для судьи руководством являются только Конституция и закон.
На Пленуме решаются вопросы
о выступлении с
Пленум ВС РФ созывается не реже одного раза в четыре месяца. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает три категории дел: в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам, по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий ВС. Наряду с этим в сферу его деятельности входят анализ судебной статистики, обобщение судебной практики, координация работы судебных коллегий.
В состав Президиума ВС РФ, который утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ, входят: Председатель Верховного Суда, его заместители, а также 13 судей.
Заседания Президиума ВС РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.
Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия непосредственно рассматривают дела в качестве первой и кассационной инстанций, в порядке надзора, а также решают вопросы о пересмотре судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией ВС РФ в качестве суда первой инстанции. В компетенцию Кассационной коллегии входит также рассмотрение в пределах своих полномочий судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Правосудие в ВС РФ осуществляется судьей единолично или на коллегиальной основе – в зависимости от характера рассмотрения дела по существу (в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам).
ВС РФ издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», являющийся его официальным печатным органом.31
К правовым источникам, которые содержат нормы о Верховном Суде РФ, помимо Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» также относятся:
В соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» арбитражные суды являются составной частью единой судебной системы страны наряду с конституционными судами и судами общей юрисдикции. Ничто в данном Законе не указывает на специализированный характер арбитражных судов.
Более того, в статье 26 Закона установлено, что специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в ФКЗ «О судебной системе РФ», а их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом. Подобное регулирование позволяет утверждать, что в соответствии с действующим законодательством в России существует две самостоятельные равноправные формы судебной защиты – арбитражные суды и суды общей юрисдикции, обеспечивающие такую защиту путем разбирательства отнесенных к их компетенции гражданских и иных дел.33
Организация и деятельность арбитражных судов определяются ст. 118–125, 127–128. Конституции РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 17– 20, 27–39), Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 23.1), нормами ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» (ст. 23-25, 30, 32–33), ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», Законом РФ «О статусе судей в РФ» (ст. 6, 6.1, 6.2).
Организация и порядок деятельности арбитражных судов, их компетенция существенно отличаются от системы судов общей юрисдикции и их компетенции. Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, десяти федеральных арбитражных судов округов (кассационные суды)34, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (суды первой и апелляционной инстанций).
В соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Указание в Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе в РФ» (ч 1 ст. 23) на то, что Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом, означает, что его судебные акты не могут быть пересмотрены каким-либо судом или иным органом.
В соответствии с Конституцией РФ
Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит
право законодательной
ФКЗ «О судебной системе РФ» (ст. 23) устанавливает, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Высшим Арбитражным Судом может быть пересмотрен любой судебный акт этих судов. Однако делается это через процедуру надзорного производства. Объясняется такое положение тем, что в системе арбитражных судов уже существуют две стадии пересмотра дел, когда для возбуждения судебной процедуры достаточно только инициативы лиц, участвующих в деле: апелляционное и кассационное производство.
Осуществляемый Высшим Арбитражным Судом РФ судебный надзор за деятельностью арбитражных судов позволяет не только исправлять ошибки, допущенные арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение единства судебной практики в применении законодательства. Нормы о пересмотре судебных актов арбитражных судов в порядке надзора сосредоточены в гл. 36 АПК РФ, которая вступила в действие с 1 января 2003 г.
Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:
Арбитражные суды осуществляют свою деятельность на общих для любых судов принципах, более того, эти принципы являются конституционными, поскольку предусматриваются в том числе и Конституцией РФ (законность; независимость судей; равенство организаций и граждан перед законом и судом; состязательность; равноправие сторон; гласность разбирательства дел).
Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Требование об обязательности - одно из основных для решений органов государственной власти. Акты арбитражного суда при всей демократичности его процедуры носят сугубо властный характер, поскольку исходят от органа государственной власти. Судебные акты арбитражных судов могут быть только письменными. Обязательность судебных актов является принципиально важной, поскольку необязательность судебных актов имеет весьма пагубные последствия: подрывает доверие к суду как способу защиты права, дискредитирует правосудие и в конечном итоге подрывает принцип разделения властей, когда судебная власть становится не в состоянии контролировать законность действий и решений исполнительной власти.
Председатель Высшего
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатели, заместители председателей,
судьи федеральных арбитражных
судов округов и арбитражных
судов субъектов Российской Федерации;
а также председатели, заместители
председателей и судьи
Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, прекращение полномочий судьи допускается также только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.
Статья 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» устанавливает полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ.
В первой инстанции Высший Арбитражный Суд рассматривает:
Также Высший Арбитражный Суд:
Информация о работе Судебная власть в России: структура, принципы организации и деятельности