Судебная власть в России: структура, принципы организации и деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве.
Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действия и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
Создать в России такую власть – задача судебной реформы, которая началась в начале 90-х годов ХХ столетия, но идет медленно и противоречиво.1

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа КПРФ.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в РФ и взаимоотношений  между ними Высший Арбитражный Суд  РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Структура Высшего Арбитражного Суда (в соответствии со ст.11 ФКЗ) выглядит следующим образом:

  • Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Также по решению Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 12) решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и действует в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя и судей ВАС РФ. Возложение на Пленум ВАС РФ решения важнейших вопросов деятельности арбитражных судов РФ свидетельствует об особом статусе Пленума ВАС РФ по сравнению со всеми остальными подразделениями ВАС РФ или иных арбитражных судов любого уровня, поскольку деятельность Пленума ВАС РФ ориентирована на арбитражную систему в целом.

В число «важнейших вопросов» входит рассмотрение материалов изучения и  обобщения практики применения законов  и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, разъяснения по вопросам судебной практики, решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой, обращение в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 15) действует  в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя ВАС РФ и  председателей судебных составов.

К полномочиям Президиума ВАС РФ относится рассмотрение в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации; рассмотрение отдельных вопросов судебной практики; информирование о результатах рассмотрения арбитражных судов.

В соответствии со ст. 18 анализируемого ФКЗ судебные коллегии ВАС РФ образуются из числа судей ВАС РФ и утверждаются Пленумом ВАС РФ. Во главе судебных коллегий стоят председатели коллегий - заместители Председателя ВАС РФ. Председатель ВАС РФ в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. Судебные коллегии ВАС РФ рассматривают по первой инстанции соответствующие категории дел. В сферу их деятельности также входят изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализ судебной статистики.

 

Заключение

В курсовой работе были рассмотрены  общие положения судебной власти и правосудия в Российской Федерации, принципы осуществления судебной власти и судебная система России. Также более подробно были рассмотрены высшие судебные органы РФ: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

В российском законодательстве судебная власть реализована в следующих нормативно-правовых актах:

    • Конституция РФ;
    • Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации»;
    • Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
    • Федеральный конституционный закон «Об Арбитражных Судах в Российской Федерации»;
    • Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»;
    • Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»;
    • Закон «О статусе судей в РФ»;
    • Иные нормативно-правовые акты.

В работе рассматривались следующие  принципы осуществления судебной власти в РФ:

  1. Самостоятельность и независимость судов;
  2. Обязательность судебных постановлений;
  3. Объективность, состязательность и равноправие сторон;
  4. Равенство всех перед законом и судом;
  5. Участие граждан в осуществлении правосудия;
  6. Гласность в деятельность судов;
  7. Гибкое решение вопроса об использовании языка судопроизводства и делопроизводства в судах;
  8. Запрет создания чрезвычайных судов;
  9. Государственное финансирование судов.

В ходе судебной реформы достигнуты определенные результаты, которые нельзя недооценивать. Однако предстоит еще очень многое сделать для утверждения судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви власти, способной приобрести доверие общества и выполнить свою правозащитную функцию в правовом государстве.

Одной из проблем судебной власти в России является недостаточное финансирование, что затрудняет решение организационных и кадровых проблем, способных снять напряженность с судебной нагрузки, существенно влияющую на качество правосудия.

Профессиональный и нравственный уровень носителей судебной власти далек от идеала. Очень важно высокое качество подготовки и переподготовки судейских кадров; важно соблюдение тех жестких требований, которые предъявляются как к кандидатам на судейские должности, так и к практикующим судьям.

В 3 главе рассматривалась структура  и принципы организации судов  в России. Подводя итог этой главе, мне хотелось бы указать на отличительные  моменты российской судебной системы.

Во-первых, все суды в РФ подразделяются на федеральные суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и военные суды) и суды субъектов (представлены конституционными (уставными) судами и мировыми судьями).

Во-вторых, отличительной чертой организационно-правового  положения судов является их независимость: судебные органы не находятся в отношениях прямой подчиненности друг другу, выполняют свои функции в соответствии с законом и той компетенцией, которой они наделены законом. При этом существует лишь процессуальный судебный контроль вышестоящих судов по отношению к нижестоящим по вынесенным ими судебным решениям.

В-третьих, в российской судебной системе  выделяются звенья и инстанции. Суды первого звена являются основными  в судебной системе и рассматривают  большинство судебных дел соответствующей категории. Выделяются также следующие инстанции: первая инстанция, апелляционная, кассационная, надзорная инстанция.

Основополагающее значение для  характеристики судебной системы РФ имеет содержание и последовательность изложения статей 125-127 Конституции, определяющих компетенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным судом РФ.

Становление правового государства  неразрывно связано с возрастанием роли судебных органов в утверждении конституционной законности. Важно отметить, что организационное оформление судебной власти в виде системы, состоящей из Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, было продиктовано необходимостью быстрого и квалифицированного обеспечения защиты права от любых правонарушающих действия и решений, от кого бы они ни исходили.

Характерной тенденцией последнего времени  стало законодательное расширение объема полномочий судебных органов  за счет включения в их юрисдикцию разрешения конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях различных ветвей власти, при нарушении интересов РФ и ее субъектов, при осуществлении административного управления35.

Определяющее значение для формирования судебной системы РФ и поддержания ее в стабильном состоянии имеет установление Конституцией и Федеральным конституционным законом единых требований к судьям и соблюдение правовых гарантий в отношении судей.

Признание и закрепление в Конституции  политико-правовой концепции судебной власти лежит в основе развития и совершенствования всего российского законодательства о судоустройстве36. Признание этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в России демократической правовой государственности.

Данная работа основана на анализе  содержания норм Конституции РФ, принятых на ее базе законов, а также на основе общепризнанных норм и принципов  международного права.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.). // Российская газета.- 1998.- 10 декабря.
  2. Конституция РФ: Основной закон от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 декабря. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ)
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ // СЗРФ.- 2002.- №30.- Ст. 3012. (с посл. изм. от 22 июля 2008 г.)
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ // СЗРФ.- 2002.- №46.- Ст. 4532. (с посл. изм. от 22 июля 2008 г.)
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // СЗРФ.- 2002.- №1.- Ст. 1. (с посл. изм. от 22 июля 2008 г.)
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ // СЗРФ.- 2001.- №52.- Ст. 4921. (с посл. изм. от 11 июня 2008 г.)
  7. О военных судах Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. №1-ФКЗ // СЗРФ.- 1999.- №26.- Ст. 3170. (с посл. изм. от 4 декабря 2006 г.)
  8. О судебной системе в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ // СЗРФ.- 1997.- №1.- Ст. 1. (с посл. изм. от 5 апреля 2005 г.)
  9. Об Арбитражных Судах в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ // СЗРФ.- 1995.- №18.- Ст. 1589. (с посл. изм. от 28 апреля 2008 г.)
  10. О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ // СЗРФ.- 1994.- №13.- Ст. 1447. (с посл. изм. от 5 февраля 2007 г.)
  11. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. №30-ФЗ // СЗРФ.- 2002.- №11.- Ст. 1022. (с посл. изм. от 5 апреля 2005 г.)
  12. О финансировании судов Российской Федерации. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №30-ФЗ // СЗРФ.- 1999.- №7.- Ст. 877.
  13. О мировых судьях в Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ // СЗРФ.- 1998.- №51.- Ст. 6270. (с посл. изм. от 22 июля 2008 г.)
  14. О Суд<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" tex

Информация о работе Судебная власть в России: структура, принципы организации и деятельности