Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа
Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве.
Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действия и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
Создать в России такую власть – задача судебной реформы, которая началась в начале 90-х годов ХХ столетия, но идет медленно и противоречиво.1
Когда в 2001 г. пришли к выводу, что ряд моментов, связанных со статусом судей (бессрочное пребывание в должности, отсутствие дисциплинарной ответственности и др.), нуждается в корректировке, в Закон «О судебной системе РФ» были внесены соответствующие изменения, о чем речь шла выше. Включены в Закон и конституционные принципы, которые носят как процессуальный, так и судоустройственный характер: равенство всех перед законом и судом (ст. 7), участие граждан в осуществлении правосудия (ст. 8), гласность в деятельности судов (ст. 9), язык судоустройства (ст. 10), обязательность судебных постановлений (ст. 6).
Поскольку к моменту принятия анализируемого
закона реально функционировали
три самостоятельные ветви
Не отрицая важности того, что зафиксировано в этой статье, нельзя не отметить, что она не имеет прямого отношения к проблеме единства судебной системы. Единство любой системы, в том числе и судебной, если она состоит из совокупности отдельных элементов (подсистем), может быть обеспечена только путем взаимосвязи, взаимодействия различных элементов системы ради достижения общих целей. Такое взаимодействие действительно имеет место как внутри системы судов общей юрисдикции, так и внутри системы арбитражных судов. Но оно практически отсутствует между тремя ветвями судебной власти. Указанная правовая норма мало что в этом плане решает. Поэтому неудивительно, что поиски обеспечения реального единства судебной системы продолжались и в 2001 г. возникла идея обеспечить согласованное функционирование трех самостоятельных ветвей судебной власти. Однако эта идея не увенчалась успехом.24
Пожалуй, самые принципиальные положения зафиксированы в ст. 4 Закона, озаглавленной «Суды в Российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 4, в РФ действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации. А в соответствии с п. 3 ст. 4 к федеральным судам относятся:
Из анализа этой статьи можно сделать следующие выводы:
Непосредственно системе судов посвящена 3 глава Закона, состоящая из 11 статей. Поскольку, как уже говорилось, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, системы арбитражных судов были к данному времени уже урегулированы отдельными законами, а соответствующие законы об организации и деятельности судов общей юрисдикции находились еще в стадии разработки, Закон «О судебной системе Российской Федерации» оказался рамочным. В нем отображена лишь общая схема судебной системы и существующие инстанционные связи, то есть указано, какие суды рассматривают дела по первой инстанции, а какие выступают в качестве непосредственно вышестоящей.
Что же касается полномочий, порядка образования и деятельности судов, то эти вопросы не были предметом регулирования.
Исключение составила ст. 27, посвященная конституционному (уставному) суду субъекта Федерации, в которой говорится о порядке образования и компетенции суда.25
В 4 главе «Заключительные
В ст. 32, посвященной аппарату суда, установлено, что его работники являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут присваиваться также и воинские звания.
Все суды в Российской Федерации подразделяются на федеральные суды и суды субъектов РФ.
Федеральные суды – это судебные органы, созданные Российской Федерацией и осуществляющие свои функции судебной власти от имени Российской Федерации на соответствующей территории. Структура федеральных судов такова:
Суды субъектов Российской Федерации представлены конституционными (уставными) судами и мировыми судьями.
Конституционные (уставные) суды осуществляют судебный контроль за соответствием правовых актов субъектов РФ конституциям и уставам субъектов РФ.
Мировые судьи выполняют определенный объем судебной власти по уголовным и гражданским делам и в этой связи являются судами общей юрисдикции субъектов РФ.
Отличительной чертой организационно-правового положения судов, образующих названную выше судебную систему, в отличие, например, от органов исполнительной власти, является их независимость. Судебные органы не находятся в отношениях прямой подчиненности друг другу. Каждый суд вершит правосудие и выполняет иные судебные функции в соответствии с законом и той компетенцией, которой он наделен законом.
Существует лишь процессуальный судебный контроль вышестоящих судов по отношению к нижестоящим по вынесенным ими судебным решениям.26
В судебной системе выделяются звенья и инстанции.
Звенья судебной системы – это совокупность судов, обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе. В основе построения федеральной судебной системы лежит трехзвенная структура.
Так, первым (первичным) звеном судов общей юрисдикции являются районные суды, вторым звеном – Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, суды городов федерального значения, высшим, третьим звеном – Верховный Суд РФ.
В системе арбитражных судов низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов РФ, вторым (средним) – федеральные арбитражные суды округов. Высшее звено – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Существуют также апелляционные арбитражные суды.
Первичное звено военных судов составляют гарнизонные военные суды, второе – окружные (флотские) военные суды. Высшее звено военных судов – Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.
Суды первого звена являются основными в судебной системе. Именно они рассматривают большинство судебных дел соответствующей категории.
Суды, чьи решения могут быть предметом проверки, называются нижестоящими, а суды, которые правомочны проверять законность и обоснованность решений нижестоящих, – вышестоящими (это суды второго и третьего звена).
Судебная инстанция – это суды, обладающие однородной процессуальной компетенцией по разрешению судебных дел. В этой связи выделяются суды первой инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Судом первой инстанции является тот суд, который выносит первичное решение по судебному делу. В качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена (кроме апелляционных арбитражных судов). При этом суды первого звена выступают только судами первой инстанции.
В российском судопроизводстве институт апелляции носит ограниченный характер и имеет место только при осуществлении правосудия по арбитражным делам и в отношении решений мировых судей по гражданским и уголовным делам. Апелляционная инстанция повторно рассматривает дело с учетом дополнительно представленных доказательств и доводов, в том числе не исследованных мировым судьей. В арбитражном процессе апелляционное производство осуществляется специально созданными арбитражными судами – в отношении решений, принятых арбитражными судами субъектов РФ. В гражданском и уголовном процессах апелляционной инстанцией является районный суд – в отношении решений мировых судей.
Суд кассационной инстанции – это суд, проверяющий законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений, принятых судом первой инстанции. Поводом для этого служит жалоба заинтересованных лиц, участвующих в деле. Такую проверку законности и обоснованности судебных решений осуществляет вышестоящий суд.
Суд надзорной инстанции – суд, проверяющий законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции. Такая проверка проводится по обращениям лиц, участвовавших в деле, и других лиц, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Судами надзорной инстанции могут выступать только суды второго и третьего звена.
Наряду с этим важно подчеркнуть, что в российской судебной системе суды всех звеньев вправе пересмотреть вынесенные ими по первой инстанции и вступившие в законную силу судебные решения по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Так, к числу вновь открывшихся обстоятельств законодатель, в частности, относит следующие:
В качестве нового обстоятельства по делу рассматривается существенное для дела обстоятельство, которое не могло быть известно заявителю или суду, например факт признания закона, примененного в деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Информация о работе Судебная власть в России: структура, принципы организации и деятельности