Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 13:53, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании и анализе некоторых проблем возникающих при организации и работы общественных объединений правоохранительной направленности. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие конкретные задачи:
1. Проанализировать правовые основы участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
2. Рассмотреть вопрос непосредственного участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Для решения этих задач использованы следующие методы: исторический; структурного анализа; сравнительно-правовой; логических обобщений.
Данная работа состоит из введения, двух главы, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения, списка используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОМБЛЕМЫ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА………………
9
1.1. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период…………………………………
9
1.2. Проблемы правового регулирования участия граждан в оказании содействия в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступность…………………………………………………
19
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ……………………………………….
27
2.1. Современные формы и особенности участия общественности в охране общественного порядка и борьбе с преступностью………………………………………………………….
27
2.2. Общественные объединения правоохранительной направленности участвующие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью……………………………………………….
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
64
Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни.
Это высказывание выдающегося итальянского мыслителя XVIII века Чезаре Беккариа не утратило актуальности.1
Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка, по мнению автора, должно определяться четко сформулированными и прошедшими научную апробацию концептуальными положениями, традициями, историческим опытом.
В дореволюционный и послереволюционный период достаточно эффективно действовала система правового обеспечения правопорядка, общего и индивидуального предупреждения преступлений, где заметную роль играли общественные формирования, граждане.
Так, функция обеспечения правопорядка и предупреждения преступлений возлагалась на правоохранительные органы и другие, властные и общественные структуры России. Как известно, еще в 1876 г. был принят Устав о предупреждении и пресечении преступлений, в котором наряду с профилактикой подлежащих деяний регламентировались некоторые вопросы тактики действий, как органов полиции, так и населения. Устав состоял из пяти разделов, насчитывающих 326 статей. Первый раздел - "О предупреждении и пресечении преступлений против веры"; второй - "О предупреждении и пресечении преступлений общественного порядка и учреждений правительства"; третий - "О предупреждении и пресечении беспорядков при увеселениях и забавах, также о пресечении явного соблазна и разврата в поведении"; четвертый - "О предупреждении и пресечении преступлений против личной безопасности"; пятый - "О предупреждении и пресечении преступлений против имущества", а возникшие (1890 г.) добровольные дружины активно обеспечивали правопорядок, вели борьбу с бандитизмом на дорогах и рабочих окраинах.
В 1915 г. была принята первая инструкция по организации добровольной дружины, где был изложен порядок формирования дружины, правила отбора дружинников, их учет, дисциплинарные требования и основные формы работы. В частности, инструкцией было определено, что для организации деятельности дружины высшим представителем местной административной власти назначалось особое лицо (офицер Отдельного корпуса жандармов или чиновник одного из учреждений).
В постсоветское время также создавались общественные организации: ОСОДМИЛ (добровольное общество содействия милиции), БРИГАДМИЛы (бригады содействия милиции) и с конца 50-х годов - добровольные народные дружины, основной задачей которых были обеспечение правопорядка и профилактика преступлений.
Внутренняя жизнь дружин была в значительной степени основана на самоуправлении (выборность командиров, прием на общем собрании, коллегиальные руководящие органы - штабы и т.п.), однако фактически ДНД, действуя под непосредственным руководством партийных органов, администраций и партийных комитетов предприятий, продолжала всецело оставаться под руководством государственных структур. ДНД в тех исторических условиях сыграли свою положительную роль, обеспечили массовое, хотя и "добровольно-принудительное" участие граждан в охране правопорядка. Многие дружинники действительно активно и неформально участвовали в борьбе с правонарушениями, немало помогали правоохранительным органам, значительное количество наиболее отличившихся дружинников были в то время удостоены государственных наград. И это был значительный этап истории в развитии общественных формирований по обеспечению правопорядка.
Происходящие в последние годы в России процессы негативно сказались на ранее существовавшей системе участия граждан в обеспечении правопорядка и профилактики преступлений. Принятый Государственной Думой Федеральный закон "Об общественных объединениях"1 (ст. 49) признал утратившими силу в Российской Федерации: указы Президиума Верховного Совета СССР "Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка"; "Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов", "Об утверждении Положения об общественных пунктах охраны порядка в РСФСР"; "Об утверждении положения о комиссиях по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и структурных подразделениях" и др.
В настоящее время практически разрушена работа по обеспечению правопорядка и предупреждению преступлений по месту жительства, в том числе и из-за отсутствия нормативно-правового, организационного и ресурсного обеспечения. Это привело к возрастанию числа лиц, совершающих посягательства на собственность и личность, особенно в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения. В структуре преступников увеличивается доля лиц, не имеющих постоянного источника дохода. Так, в 2004 г. было зарегистрировано преступлений, совершенных лицами: в состоянии алкогольного опьянения - 30,3%; ранее совершавшими преступления - 33,7%; несовершеннолетними и при их участии - 10,9%. Из числа лиц, совершивших преступления, 52,4% не имели постоянного источника дохода. В 2004 г. продолжала ухудшаться ситуация с нелегальным оборотом наркотиков. Зарегистрировано 185,8 тыс. (+90% к АППГ) преступлений, связанных с наркотическими средствами и сильнодействующими веществами. Особенно актуализируется предмет рассматриваемого законопроекта, разработанного автором и представленного в Государственную Думу России в свете данных о состоянии и динамике тех видов преступлений, которые традиционно рассматриваются как наиболее чувствительные к уровню профилактической работы: преступность несовершеннолетних; рецидивная преступность; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, оружия; и т.д. Например, в 2007 г. был зарегистрирован значительный рост преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии; лицами, ранее судимыми за преступления; с использованием огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов. Опасной тенденцией является все большее вовлечение в преступную деятельность лиц, ранее не имевших криминального опыта.
К сожалению, интенсивное развитие политических общественных объединений сегодня приводит к многообразному характеру их деятельности, но не охватывает такого важного направления, как обеспечение правопорядка и профилактики преступлений. Несмотря на ослабление безопасности человека в современных условиях, граждане не используют своего конституционного права для создания общественных объединений, основной целью которых было бы обеспечение правопорядка и предупреждение преступлений. Поэтому при формировании системы обеспечения правопорядка, принимая решение о включении в нее общественных институтов, необходимо учитывать наш исторический опыт, не отказываться от реанимирования результативных форм и методов работы.
С учетом названных обстоятельств авторский законопроект "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" направлен на то, чтобы восстановить и активизировать деятельность граждан по охране правопорядка. При этом концептуальные идеи своевременности и достаточности профилактической деятельности органически сочетаются с реализацией принципа законности и справедливости. В этой связи особое внимание уделяется правовому регулированию участия граждан в обеспечении правопорядка, а также максимальной детализации предоставленных этим формированиям правомочий в правоохранительной деятельности. Сделана попытка установить единые обязанности и права, условия и пределы применения ими физической силы и специальных средств, а также меры их ответственности.
Мы считает, что восстановление и развитие системы участия граждан в обеспечении правопорядка должно осуществляться на новой основе, опирающейся на конституционные ценности, сочетание почетных обязанностей нештатных участников в обеспечении правопорядка с возмездностью обезличенных и индивидуализированных мероприятий.
Перенос центра тяжести на работу по месту жительства не исключает, а предполагает реанимацию ряда форм и методов работы администрации и трудовых коллективов, независимо от форм собственности (конечно, это должно быть нормативно закреплено). Необходимо обеспечить максимальную преемственность оправдавших себя форм и видов правоохранительной работы, использовавшихся в прошлые годы.
Изучая международный опыт в этой сфере, мы пришили к выводу о том, что если не считать концептуальных разработок, которые имеют более ограниченное значение, то не следует восхищаться их результатами, так как участие граждан в обеспечении правопорядка за рубежом, если речь идет о формах, фактически заимствованных в свое время у нас, но они, все эти формы, постоянно развиваются, особенно в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних.
Восстановление и развитие системы участия граждан в обеспечении правопорядка требует определенной последовательности: во-первых, научное обоснование; во-вторых, официальная концепция; в-третьих, законодательное обеспечение и его концепция; в-четвертых, организационные меры.
Изменение последовательности названных составляющих "подорвет" эффективность поставленной задачи, которая по своему значению представляется одной из наиболее значимых и масштабных для нашего общества.
В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о том, что правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка предполагает концептуальное обоснование и подготовку ряда законопроектов. Базовым должен стать федеральный закон "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка". Его концептуальное положение исходит из сформулированных выше тезисов и предусматривает определение целей и задач закона, его интерпретацию именно как основ, решение проблемных вопросов соотношения уровней компетенции, разработку системы специфических по содержанию принципов. Предполагается также трактовка отдельных положений участия граждан в обеспечении правопорядка, решаемого во взаимодействии с правоохранительными органами. Это, в свою очередь, обязывает четко определить компетенцию.
В настоящее время для нас представляет интерес опыт стран Запада и Японии, где наблюдается заимствование "наших форм" участия граждан в обеспечении правопорядка, особенно по месту жительства.
Успешнее всего развита
система обеспечения
Дежурные информируют
полицию о происшествиях и
несчастных случаях, распространяют среди
населения разнообразную
Пункты по обеспечению правопорядка и предупреждению преступности работают в тесном контакте с квартальными комитетами самоуправления.
Помимо патрулирования и предупреждения преступности в локальном плане в последнее время серьезное значение придается этой деятельности по месту работы и учебы. При активном участии полиции создаются организации по обеспечению правопорядка и предупреждению преступности на предприятиях, где работники подвержены опасности стать жертвой преступления или совершить преступление, и там, где полиции необходима помощь в предупреждении и расследовании преступлений. Предупреждением преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних занимается Ассоциация "Старшие братья и сестры" (СБС), Ассоциация родителей и учителей (АРУ). Организации названных ассоциаций действуют во всех префектурах Японии.
Также расширяется в последнее время вовлечение населения в обеспечение правопорядка и профилактическую работу в США. Здесь создан Институт добровольных помощников полиции (ДПП). Он по существу является филиалом движения скаутов. Добровольные помощники действуют под началом отделов связи с общественностью органов полиции на местах.
В США наблюдается рост заинтересованности в привлечении добровольцев к решению проблем в обеспечении правопорядка и профилактики преступлений. Местные общественные органы в борьбе с преступностью координируют свои действия с действиями полиции. Считается, что полиция и иные структуры уголовной юстиции не могут сами справиться с преступностью и избавить население от страха перед ней.
Некоторые программы
способствуют взаимному наблюдению
соседей за домами друг друга, сообщениям
в полицию о совершаемых
Есть программы, предусматривающие обеспечение правопорядка и устранение причин преступности. Причины разнятся по регионам, часто в их число включают плохую организацию досуга молодежи, недостаточную деятельность по предупреждению наркомании, недостатки в благоустройстве территории и трудоустройстве молодежи. С помощью таких программ можно стимулировать регулирование социального поведения, усилить у населения чувство землячества и желание не стоять в стороне, если происходит что-то плохое, а также разбудить соседские, социальные чувства взаимодействия и взаимопомощи, солидарности, преданности интересам своего района. Кроме того, существуют формирования полицейского резерва (помощники), в состав которых входят гражданские лица, выполняющие на добровольной безвозмездной основе обязанности по обеспечению правопорядка. Члены этих формирований носят полицейскую форму, наделяются практически такими же, как и профессионалы-полицейские, правами по пресечению правонарушений, несут дежурство, имея при себе принадлежащее им огнестрельное оружие.
Информация о работе Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка