Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 13:53, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании и анализе некоторых проблем возникающих при организации и работы общественных объединений правоохранительной направленности. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие конкретные задачи:
1. Проанализировать правовые основы участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
2. Рассмотреть вопрос непосредственного участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Для решения этих задач использованы следующие методы: исторический; структурного анализа; сравнительно-правовой; логических обобщений.
Данная работа состоит из введения, двух главы, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения, списка используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОМБЛЕМЫ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА………………
9
1.1. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период…………………………………
9
1.2. Проблемы правового регулирования участия граждан в оказании содействия в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступность…………………………………………………
19
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ……………………………………….
27
2.1. Современные формы и особенности участия общественности в охране общественного порядка и борьбе с преступностью………………………………………………………….
27
2.2. Общественные объединения правоохранительной направленности участвующие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью……………………………………………….
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
64
Обладая высоким авторитетом в глазах общества, эти формирования рассматриваются не только с утилитарных позиций подготовки резерва полиции, но и как средство формирования широкого слоя законопослушных граждан, мощный фактор патриотического воспитания населения.
Отличительными особенностями таких формирований населения в зарубежных странах является постоянное непосредственное руководство их деятельностью со стороны представителей государства, чаще всего должностных лиц правоохранительных органов, высокая степень их правовой и социальной защищенности в сочетании с повышенной ответственностью за соблюдением законодательных норм.
В заключение можно сказать, что направления, по которым возможно и целесообразно вести работу по совершенствованию правового регулирования участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период, представляются очевидными. При этом надо заметить их тесную взаимосвязь и известное переплетение; ни одно из этих направлений нельзя рассматривать как самостоятельное, независимое от других.
Таким образом, изучение опыта правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка приводит к выводу о целесообразности его совершенствования, как в законодательном, так и организационном плане.
1.2. Проблемы правового регулирования участия граждан в оказании содействия в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступность
Государственное регулирование в области обеспечения общественной безопасности непосредственно направлено на реализацию конституционных жизненно необходимых благ граждан России. В этой связи представляется необходимым уделить особое внимание вопросам непосредственного участия граждан в данной сфере государственного регулирования.
Право на участие граждан в государственном управлении закреплено в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно, так и через своих представителей".
Данная норма международного
гуманитарного права полностью
реализована в ч. 1 ст. 32 Конституции
Российской Федерации: "Граждане Российской
Федерации имеют право
К сожалению, политическая ситуация современной России характеризуется наличием целого ряда угроз национальной безопасности, которые отмечены и в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, это: кризисное "состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений". Кроме этого, в Концепции отмечается "отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров". В социальной сфере данные экономические и политические условия способствуют расслоению общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличению удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, снижению духовного, нравственного и творческого потенциала.
Кризисным признано и состояние физического здоровья нации. Его истоки "лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства". Называются такие угрожающие факторы, как стремительное возрастание потребности алкоголя и наркотических веществ; резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни; ухудшение здоровья людей; ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Такой спектр угроз обоснует вывод Концепции о возможных последствиях, которые могут привести к утрате демократических завоеваний.
Сложившаяся ситуация констатирует, что государственные органы власти не могут в настоящее время самостоятельно обеспечить охранительную функцию государства, что фактически вынуждает граждан участвовать в охране общественного порядка. Так, в ряде регионов возродились Добровольные народные дружины (далее - ДНД) и казачьи формирования. Для защиты собственной жизни и здоровья возрос спрос среди населения на охотничье, пневматическое и химическое оружие, а также деятельность многочисленных частных охранных предприятий.
На первый взгляд участие
граждан в охране общественного
порядка ведет к объединению
усилий правоохранительных органов
и граждан в охране общественного
порядке и борьбе с преступностью.
Вместе с тем такое участие
граждан в государственном
Так, представляется, что участие граждан, например в ДНД, из-за правовой неурегулированности такой деятельности может привести к ряду негативных последствий.
Во-первых, привлекаются лица к охране общественного порядка без соответствующего медицинского осмотра, физической, психологической и правовой подготовки, что, по сути, допускает к осуществлению делегированных властных полномочий нездоровых (в том числе психически) граждан либо граждан, которые в силу своих моральных качеств или вследствие правовой неграмотности могут допустить злоупотребления предоставленными полномочиями в своей деятельности дружинника. Например, известный случай участия в ДНД маньяка Чикатило.
Во-вторых, к охране общественного порядка привлекаются граждане без специальной подготовки и навыков. Следует учитывать, что сотрудники правоохранительных органов обучаются в специальных заведениях и совершенствуют свои профессиональные навыки в течение всей службы на протяжении иногда нескольких десятков лет, что, в частности, при задержании преступников дает определенную страховку их безопасности, сохранения жизни и здоровья. Кроме этого, участие граждан в ДНД социально не обеспечено. Таким образом, в случае причинения вреда здоровью или смерти дружинника, наступивших в результате действий, связанных с охранной общественного порядка, он и его близкие родственники не получат соответствующей компенсации.
В-третьих, граждане сталкиваются с необоснованной затратой личного времени, необходимого для восстановления физических и психологических сил для своей основной профессиональной деятельности, а также семьи и воспитания детей.
С аналогичными трудностями
мы можем столкнуться и в
По всей видимости, не лишены здравого смысла предупреждения МВД России о необходимости принятия мер по ужесточению правил оборота оружия, поскольку наряду с добропорядочными гражданами доступ к приобретению оружия остается и у преступников. Кроме этого, участились случаи разрешения бытовых (семейных) споров с применением оружия.
Спад производства, рост
безработицы среди коренного
населения при наличии
При этом демографическая ситуация (смертность в 1,5 раза превышает рождаемость, что указывает на вымирание нации, так, по некоторым прогнозам, в России к 2020 г. русских останется не более 23 млн. человек,1 восполняемая потоком мигрантов из близлежащих государств бывшего СССР, Китая, Вьетнама и Афганистана, дает почву не только к возрастанию группировок крайнего националистического толка, но и поддержке их деятельности у широких масс населения. Результатами такой обстановки являются массовые побои и убийства мигрантов, что в целом ведет к устойчивому воспитанию в обществе неуважения к закону и общественному порядку, циничному отношению к нравственным и моральным основам, духовному обнищанию уже не одного поколения.
Осуждая в целом насильственный
характер действий группировок
Разделяя право на "свое", международное сообщество исходит из того, что есть общечеловеческие права, т.е. права, присущие каждому человеку (право на жизнь, достоинство, работу, образование и т.д.), и права, образующие исключительную принадлежность отдельного человека (право народа, нации), вытекающие из его истоков: право на родной язык, свою культуру, свое вероисповедание, свои природные ресурсы и свое государство.1
В этой связи необходимо принять меры, обеспечивающие широкое взаимодействие органов государственной власти, граждан и общественных институтов по вопросам миграции.
Сегодня российское государство
характеризуется как
- возможность регистрации и деятельности общественных объединений и партий (зарегистрировано к началу 2006 г. около 30 тыс. общественных организаций);
- создан "межгосударственный мост" для общения государственных органов власти и населения - Общественная палата Российской Федерации;
- доступность и открытость
правосудия (неуклонный рост обращения
в суд граждан России, в том
числе Европейский Суд по
- широкий доступ к правовой информации, обеспечивающий рост правосознания и правовой культуры населения и др.
Вместе с тем созданные демократические институты в настоящее время также имеют ряд своих недостатков. По нашему мнению, это связанно с отсутствием более четкого правового регулирования участия общественных институтов в государственном регулировании рассматриваемой сферы.
В связи с изложенным предлагается:
1. Форму взаимодействия
общественности с
2. Аппарату Уполномоченного
по правам человека в
3. Правовым службам
правоохранительных органов,
4. Необходимо привлекать сотрудников правоохранительных органов, а также юридических подразделений и других органов государственной власти к правовому просвещению населения. Например, в США половину своего рабочего времени полицейские и адвокаты уделяют общению по вопросам права и правопорядка с населением посредством проведения лекций и бесед с трудовыми коллективами, общественными объединениями и непосредственно с гражданами по месту их жительства, что способствует реализации правовых идей правовой политики государства среди населения, профилактике преступности и иных менее тяжких правонарушений.
5. Целесообразно обеспечить
правовое регулирование такого
направления деятельности
6. Правоохранительным органам представляется целесообразным издать серию брошюр для населения, разъясняющих их права и обязанности, способствующие повышению правовой грамотности и культуры населения при содействии высококвалифицированного потенциала Ассоциации юристов России.
7. В программах взаимодействия
правоохранительных органов с
общественными институтами (
8. Представляется целесообразным
разработать правовой механизм
страхования профессиональной
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
2.1. Современные формы
и особенности участия
В настоящее время в российском обществе складываются благоприятные предпосылки выстраивания на качественно новой основе процесса взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью.
Прежде всего, необходимо отметить, что как органы внутренних дел, так и другие государственные структуры, органы местного самоуправления, представители различных категорий населения пришли к осознанию необходимости обеспечения общественной поддержки всех усилий, предпринимаемых государством в деле противодействия преступности и обеспечения общественного порядка. Тем не менее, в общественном сознании все еще сохраняется стереотип понимания того, что бороться с преступностью и обеспечивать правопорядок в обществе должны государственные органы, а не сами граждане. Так, в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в 2007 г., было установлено, что 50,9% опрошенных граждан страны считают, что население должно принимать активное участие в обеспечении безопасности и общественного порядка, и 45,1% - полагают, что это дело, прежде всего власти, а не населения.1
Информация о работе Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка