Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 13:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании и анализе некоторых проблем возникающих при организации и работы общественных объединений правоохранительной направленности. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие конкретные задачи:

1. Проанализировать правовые основы участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

2. Рассмотреть вопрос непосредственного участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Для решения этих задач использованы следующие методы: исторический; структурного анализа; сравнительно-правовой; логических обобщений.

Данная работа состоит из введения, двух главы, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения, списка используемой литературы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОМБЛЕМЫ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА………………






9

1.1. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период…………………………………


9

1.2. Проблемы правового регулирования участия граждан в оказании содействия в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступность…………………………………………………




19

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ……………………………………….




27

2.1. Современные формы и особенности участия общественности в охране общественного порядка и борьбе с преступностью………………………………………………………….




27

2.2. Общественные объединения правоохранительной направленности участвующие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью……………………………………………….




35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Данное осознание перешло в конкретные действия по изучению исторического отечественного и зарубежного опыта взаимодействия правоохранительных органов и общественных формирований правоохранительной направленности, а также институтов гражданского общества в деле борьбы с преступностью и поддержания общественного порядка. На этой основе стали возрождаться хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом и создаваться новые формы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, формы самоорганизации граждан правоохранительной направленности. В настоящее время в стране таких формирований насчитывается более 34,5 тысячи, из которых 19,6 тысячи добровольных народных и казачьих дружин, в них объединено почти 350 тысяч человек.

Статистика свидетельствует об ощутимости той пользы, которую приносят общественные объединения правоохранительной направленности, что, проявляется в цифрах, отражающих раскрытие с их помощью преступлений.

Так, например, с их участием в 2007 г. было раскрыто более 30 тысяч преступлений и выявлено свыше 370 тысяч административных правонарушений, в 2005 г. - 39,1 тысячи преступлений и выявлено свыше 265 тысяч человек, из них 18,1 тысячи за совершение преступлений.2

Активизация процесса взаимодействия органов внутренних дел с общественностью  актуализирует проблему соотношения и взаимосвязи профессиональных и общественных начал в содержании правоохранительной деятельности. На этот предмет высказываются различные точки зрения. Не ставя своей целью их анализ, подчеркиваем, что правоохранительная деятельность действительно имеет ярко выраженные особенности, она строго регламентируется законодательством и нравственными нормами Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сопряжена с риском и большими физическими и морально-психологическими нагрузками. Более того, как любой другой вид человеческой деятельности, т.е. имеющей выраженную социальную направленность, правоохранительная деятельность, включая службу в органах внутренних дел, предполагает особую личностную предрасположенность к ней тех, кто ею занят.

Специфика проявляется в том, что  работа сотрудников организуется и  осуществляется на основе единоначалия и дисциплины. Действующее законодательство определяет при этом особый порядок  прохождения службы, предусматривает  специальный перечень обязанностей, правоограничений, прав и льгот, а также устанавливает повышенную ответственность лиц рядового и начальствующего состава по выполнению ими своего служебного долга,1 который требует особого профессионализма.

Что же касается общественной правоохранительной деятельности, то ее нормативно-правовое регулирование не оформлено единым федеральным законом и осуществляется в лучшим случае на основе региональных законодательных и иных нормативных актов. Поэтому остаются неопределенными правовой и социальный статус этого вида деятельности, общественных формирований и лиц, ее осуществляющих, не решены вопросы их правовой и социальной защищенности.

Участие граждан в работе органов  внутренних дел специфично в том  отношении, что оно в подавляющем  большинстве случаев ранее и теперь не связано с выполнением ими сугубо профессиональных функций и осуществляется на общественных началах. Это участие можно с полным основанием оценить как проявление гражданского мужества, которое, по мнению О. де Бальзака, проистекает из одного начала с мужеством военным.1

В качестве внедрения профессиональных начал в общественные формы правоохранительной деятельности можно рассматривать  воссоздание на новом качественном уровне некогда неплохо себя зарекомендовавших  в деле охраны общественного порядка и борьбы с пьянством, хулиганством и иными формами уличной преступности, общественных формирований правоохранительной направленности, которые оказывают содействие не только органам внутренних дел, но и прокуратуре, суду и органам юстиции.

В последние годы руководство региональных правоохранительных органов возлагает  большие надежды на помощь представителей местных сообществ в решении  вопросов безопасности проживания на городской территории.

Сегодня местные сообщества представляют огромный ресурс по наведению порядка на своих территориях, так как, объединяясь, жители способны не только решить вопросы ремонта и благоустройства, но и безопасного проживания в своем подъезде и во дворе. По статистике правоохранительных органов, территории, где созданы местные сообщества, не являются частыми фигурантами сводок о преступлениях и правонарушениях.

Такую же позитивную профилактическую роль играют институты консьержей, старших по домам и подъездов.

Проявлением взаимодействия органов  внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности и с целью полноты реализации конституционных прав граждан стало создание при МВД и УВД субъектов Федерации и УВД крупных городов общественных советов. Эти советы не только следят за соблюдением прав граждан в деятельности органов внутренних дел, но и способствуют привлечению общественности к сотрудничеству с ними.

К созданию этих советов, как показали опросы, сами сотрудники органов внутренних дел относятся по-разному. Так, на вопрос "Как Вы думаете, станет ли этот Совет действенным звеном между милицией и общественностью?" в 2006 г. 41,4% опрошенных сотрудников ответили утвердительно и 33,5% сомневались в эффективности Совета. В 2007 г. картина ответов изменилась в лучшую, более оптимистическую, сторону. Так, уже 50,7% сотрудников оценили Совет как эффективное звено между милицией и общественностью, а 29,4% сомневались в этом.

В последние годы в столице и  субъектах Российской Федерации  получают распространение такие  организационные формы непосредственного участия граждан в охране правопорядка, как добровольные народные дружины, казачьи дружины, отряды содействия милиции, объединения граждан по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок автотранспорта и др.

Например, в Москве народные дружины сформированы по следующему принципу: народные дружины, создаваемые по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и в муниципальных округах; народные дружины административных округов; городская народная дружина. По данным московского городского штаба народной дружины, ежедневно принимают участие в охране общественного порядка на улицах города в среднем 1,2 тыс. дружинников. Всего же в охране общественного порядка и борьбе с преступностью в столице задействовано свыше 28 тысяч представителей общественных формирований.1

В Республике Башкортостан деятельность по возрождению добровольных народных дружин нашла воплощение после  принятия в июле 1997 г. Закона РБ "Об общественных органах правоохранительного  характера в РБ" и соответствующего указа Президента РБ.1 В результате добровольные народные дружины появились на улицах Уфы и других городов.

В настоящее время  в республике насчитывается более 4 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности (для  сравнения: в 2005 г. их было 5213; в 2006 г. - 4350; в 2007 г. - 4213). Членами общественных формирований задержано в 2004 г. 20230 правонарушителей; в 2005 г. - 20618; в 2006 г. - 22231 и в 2007 г. - около 20000 правонарушителей. С участием членов общественных формирований правоохранительной направленности в 2004 г. раскрыто 1366 преступлений, в 2005 г. - 1684, в 2006 г. - 1903 и в 2007 г. - более 2 тысяч преступлений.2

Показательным с точки  зрения эффективности работы общественных формирований правоохранительной направленности являются Краснодарский край, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Нижегородская, Орловская, Тамбовская области и некоторые другие регионы России. Так, например, в Краснодарском крае созданы и действуют 2136 добровольных народных дружин численностью примерно

 

 

 

30 тысяч человек.1

В Ивановской области  сформировано и действует 141 общественное формирование правоохранительной направленности численностью 902 человека, а в Воронежской  области функционирует 1601 общественное формирование, насчитывающее в своих  рядах 7597 членов.2

Вместе с тем, как показывают реальная практика и специальные исследования, готовность граждан к участию в совместной работе с органами внутренних дел по поддержанию законности и охране общественного порядка реализуется в практической плоскости далеко не во всех регионах.

Также в регионах заметны различия в количестве общественных формирований правоохранительной направленности и  их реальной активности. Это объясняется  тем, что в ряде субъектов Российской Федерации до настоящего времени  отсутствуют условия для стимулирования деятельности этих общественных объединений, имеет место пассивность со стороны руководителей милиции общественной безопасности в деле мобилизации и организации своих общественных помощников.

Большие резервы сохраняет в  себе практика вовлечения в активную правоохранительную работу политических партий, профсоюзов, молодежных организаций и студенческого сообщества, религиозных конфессий, некоммерческих организаций, творческих союзов, органов местного самоуправления.

Отличительными особенностями  взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями являются, во-первых, то, что инициатива подобного взаимодействия преимущественно исходит от органов внутренних дел и гораздо реже от граждан и их общественных организаций и, во-вторых, объединения граждан правоохранительной направленности создаются по инициативе органов внутренних дел и работают они под руководством этих органов.

В целях улучшения работы по привлечению  общественности к делу охраны правопорядка и более тесному взаимодействию с органами внутренних дел, на наш взгляд, необходимо:

- используя положительный опыт  тех регионов страны, где взаимодействие  органов внутренних дел с общественностью  достаточно многообразно по организационным  формам и эффективно по результатам,  выйти с предложением в исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления о материальном стимулировании граждан, активно участвующих в правоохранительной деятельности в составе общественных формирований правоохранительной направленности;

- силами руководителей государственных структур правоохранительных органов и органов местного самоуправления организовать PR-кампанию, направленную на различные слои населения, и прежде всего на молодежь и студенчество, бывших сотрудников органов внутренних дел и других силовых структур, с целью мобилизации их на оказание помощи в возрождении объединений правоохранительной направленности и личного активного участия в этих объединениях;

- привлекать к взаимодействию  с органами внутренних дел  различные общественные организации, представителей религиозных конфессий, работников профсоюзов, творческих коллективов;

- обеспечивать самостоятельное  взаимодействие органов внутренних  дел со средствами массовой  информации с целью формирования  позитивного имиджа органов внутренних дел и благоприятного общественного мнения об их работе, а также привития в общественном сознании понимания необходимости активной общественной поддержки правоохранительных органов в их противодействии преступности.

 

 

 

2.2. Общественные объединения  правоохранительной направленности участвующие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью

 

 

 

Как показывает практика участия общественности в правоохранительной деятельности, наибольшую помощь правоохранительным органам в решении задач по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности оказывают следующие объединения:

1. Народные дружины;

2. Общественные пункты охраны  общественного порядка;

3. Внештатные сотрудники милиции;

4. Частные детективные и охранные  предприятия.

Рассмотрим их деятельность более подробно.

В условиях развития демократического общества, больших экономических  и социальных преобразований в нашей  стране все более важное значение приобретает задача формирования сознательности и чувства ответственности каждого  гражданина перед обществом, обеспечения дисциплины  и организованности, укрепления правопорядка и законности.

В решении этой задачи наряду с  государственными органами важная роль принадлежит народным дружинам.

Во время своего существования  народные дружины оправдали свою важную роль в охране общественного порядка. Они являлись основным резервом органов внутренних дел по профилактике уличной преступности и правонарушений. Ни одно крупное мероприятие с участием большого числа населения не проходило без привлечения нарядов народных дружин. Охрана общественного порядка в парках, садах, на улицах была повседневным делом дружинников. Особенно эффективно использовались дружинники при проведении рейдов по охране общественного порядка, при выявлении нарушений правил дорожного движения, правил торговли, в профилактике правонарушений со стороны молодежи и несовершеннолетних в клубах, дворцах и домах культуры.

Порядок образования  деятельности народных дружин, их задачи, обязанности и права, материально-техническое обеспечение, а также руководство определяются соответствующими положениями о народных дружинах.1

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и должностные лица должны оказывать всемирное содействие и помощь дружинам.

Во время проведения органами внутренних дел и народными  дружинами совместных мероприятий  по охране общественного порядка  и предупреждению правонарушений оперативное  руководство работой дружинников  осуществляют соответствующие должностные  лица органов внутренних дел.

Информация о работе Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка