Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 13:53, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании и анализе некоторых проблем возникающих при организации и работы общественных объединений правоохранительной направленности. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие конкретные задачи:
1. Проанализировать правовые основы участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
2. Рассмотреть вопрос непосредственного участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Для решения этих задач использованы следующие методы: исторический; структурного анализа; сравнительно-правовой; логических обобщений.
Данная работа состоит из введения, двух главы, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения, списка используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОМБЛЕМЫ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА………………
9
1.1. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период…………………………………
9
1.2. Проблемы правового регулирования участия граждан в оказании содействия в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступность…………………………………………………
19
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ……………………………………….
27
2.1. Современные формы и особенности участия общественности в охране общественного порядка и борьбе с преступностью………………………………………………………….
27
2.2. Общественные объединения правоохранительной направленности участвующие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью……………………………………………….
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
64
Данное осознание перешло в конкретные действия по изучению исторического отечественного и зарубежного опыта взаимодействия правоохранительных органов и общественных формирований правоохранительной направленности, а также институтов гражданского общества в деле борьбы с преступностью и поддержания общественного порядка. На этой основе стали возрождаться хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом и создаваться новые формы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, формы самоорганизации граждан правоохранительной направленности. В настоящее время в стране таких формирований насчитывается более 34,5 тысячи, из которых 19,6 тысячи добровольных народных и казачьих дружин, в них объединено почти 350 тысяч человек.
Статистика свидетельствует об ощутимости той пользы, которую приносят общественные объединения правоохранительной направленности, что, проявляется в цифрах, отражающих раскрытие с их помощью преступлений.
Так, например, с их участием в 2007 г. было раскрыто более 30 тысяч преступлений и выявлено свыше 370 тысяч административных правонарушений, в 2005 г. - 39,1 тысячи преступлений и выявлено свыше 265 тысяч человек, из них 18,1 тысячи за совершение преступлений.2
Активизация процесса взаимодействия органов внутренних дел с общественностью актуализирует проблему соотношения и взаимосвязи профессиональных и общественных начал в содержании правоохранительной деятельности. На этот предмет высказываются различные точки зрения. Не ставя своей целью их анализ, подчеркиваем, что правоохранительная деятельность действительно имеет ярко выраженные особенности, она строго регламентируется законодательством и нравственными нормами Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сопряжена с риском и большими физическими и морально-психологическими нагрузками. Более того, как любой другой вид человеческой деятельности, т.е. имеющей выраженную социальную направленность, правоохранительная деятельность, включая службу в органах внутренних дел, предполагает особую личностную предрасположенность к ней тех, кто ею занят.
Специфика проявляется в том, что работа сотрудников организуется и осуществляется на основе единоначалия и дисциплины. Действующее законодательство определяет при этом особый порядок прохождения службы, предусматривает специальный перечень обязанностей, правоограничений, прав и льгот, а также устанавливает повышенную ответственность лиц рядового и начальствующего состава по выполнению ими своего служебного долга,1 который требует особого профессионализма.
Что же касается общественной правоохранительной деятельности, то ее нормативно-правовое регулирование не оформлено единым федеральным законом и осуществляется в лучшим случае на основе региональных законодательных и иных нормативных актов. Поэтому остаются неопределенными правовой и социальный статус этого вида деятельности, общественных формирований и лиц, ее осуществляющих, не решены вопросы их правовой и социальной защищенности.
Участие граждан в работе органов внутренних дел специфично в том отношении, что оно в подавляющем большинстве случаев ранее и теперь не связано с выполнением ими сугубо профессиональных функций и осуществляется на общественных началах. Это участие можно с полным основанием оценить как проявление гражданского мужества, которое, по мнению О. де Бальзака, проистекает из одного начала с мужеством военным.1
В качестве внедрения профессиональных начал в общественные формы правоохранительной деятельности можно рассматривать воссоздание на новом качественном уровне некогда неплохо себя зарекомендовавших в деле охраны общественного порядка и борьбы с пьянством, хулиганством и иными формами уличной преступности, общественных формирований правоохранительной направленности, которые оказывают содействие не только органам внутренних дел, но и прокуратуре, суду и органам юстиции.
В последние годы руководство региональных правоохранительных органов возлагает большие надежды на помощь представителей местных сообществ в решении вопросов безопасности проживания на городской территории.
Сегодня местные сообщества представляют огромный ресурс по наведению порядка на своих территориях, так как, объединяясь, жители способны не только решить вопросы ремонта и благоустройства, но и безопасного проживания в своем подъезде и во дворе. По статистике правоохранительных органов, территории, где созданы местные сообщества, не являются частыми фигурантами сводок о преступлениях и правонарушениях.
Такую же позитивную профилактическую роль играют институты консьержей, старших по домам и подъездов.
Проявлением взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности и с целью полноты реализации конституционных прав граждан стало создание при МВД и УВД субъектов Федерации и УВД крупных городов общественных советов. Эти советы не только следят за соблюдением прав граждан в деятельности органов внутренних дел, но и способствуют привлечению общественности к сотрудничеству с ними.
К созданию этих советов, как показали опросы, сами сотрудники органов внутренних дел относятся по-разному. Так, на вопрос "Как Вы думаете, станет ли этот Совет действенным звеном между милицией и общественностью?" в 2006 г. 41,4% опрошенных сотрудников ответили утвердительно и 33,5% сомневались в эффективности Совета. В 2007 г. картина ответов изменилась в лучшую, более оптимистическую, сторону. Так, уже 50,7% сотрудников оценили Совет как эффективное звено между милицией и общественностью, а 29,4% сомневались в этом.
В последние годы в столице и
субъектах Российской Федерации
получают распространение такие
организационные формы
Например, в Москве народные дружины сформированы по следующему принципу: народные дружины, создаваемые по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и в муниципальных округах; народные дружины административных округов; городская народная дружина. По данным московского городского штаба народной дружины, ежедневно принимают участие в охране общественного порядка на улицах города в среднем 1,2 тыс. дружинников. Всего же в охране общественного порядка и борьбе с преступностью в столице задействовано свыше 28 тысяч представителей общественных формирований.1
В Республике Башкортостан деятельность по возрождению добровольных народных дружин нашла воплощение после принятия в июле 1997 г. Закона РБ "Об общественных органах правоохранительного характера в РБ" и соответствующего указа Президента РБ.1 В результате добровольные народные дружины появились на улицах Уфы и других городов.
В настоящее время в республике насчитывается более 4 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности (для сравнения: в 2005 г. их было 5213; в 2006 г. - 4350; в 2007 г. - 4213). Членами общественных формирований задержано в 2004 г. 20230 правонарушителей; в 2005 г. - 20618; в 2006 г. - 22231 и в 2007 г. - около 20000 правонарушителей. С участием членов общественных формирований правоохранительной направленности в 2004 г. раскрыто 1366 преступлений, в 2005 г. - 1684, в 2006 г. - 1903 и в 2007 г. - более 2 тысяч преступлений.2
Показательным с точки зрения эффективности работы общественных формирований правоохранительной направленности являются Краснодарский край, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Нижегородская, Орловская, Тамбовская области и некоторые другие регионы России. Так, например, в Краснодарском крае созданы и действуют 2136 добровольных народных дружин численностью примерно
30 тысяч человек.1
В Ивановской области сформировано и действует 141 общественное формирование правоохранительной направленности численностью 902 человека, а в Воронежской области функционирует 1601 общественное формирование, насчитывающее в своих рядах 7597 членов.2
Вместе с тем, как показывают реальная практика и специальные исследования, готовность граждан к участию в совместной работе с органами внутренних дел по поддержанию законности и охране общественного порядка реализуется в практической плоскости далеко не во всех регионах.
Также в регионах заметны различия
в количестве общественных формирований
правоохранительной направленности и
их реальной активности. Это объясняется
тем, что в ряде субъектов Российской
Федерации до настоящего времени
отсутствуют условия для
Большие резервы сохраняет в себе практика вовлечения в активную правоохранительную работу политических партий, профсоюзов, молодежных организаций и студенческого сообщества, религиозных конфессий, некоммерческих организаций, творческих союзов, органов местного самоуправления.
Отличительными особенностями взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями являются, во-первых, то, что инициатива подобного взаимодействия преимущественно исходит от органов внутренних дел и гораздо реже от граждан и их общественных организаций и, во-вторых, объединения граждан правоохранительной направленности создаются по инициативе органов внутренних дел и работают они под руководством этих органов.
В целях улучшения работы по привлечению общественности к делу охраны правопорядка и более тесному взаимодействию с органами внутренних дел, на наш взгляд, необходимо:
- используя положительный опыт
тех регионов страны, где взаимодействие
органов внутренних дел с
- силами руководителей государственных структур правоохранительных органов и органов местного самоуправления организовать PR-кампанию, направленную на различные слои населения, и прежде всего на молодежь и студенчество, бывших сотрудников органов внутренних дел и других силовых структур, с целью мобилизации их на оказание помощи в возрождении объединений правоохранительной направленности и личного активного участия в этих объединениях;
- привлекать к взаимодействию
с органами внутренних дел
различные общественные
- обеспечивать самостоятельное
взаимодействие органов
2.2. Общественные объединения правоохранительной направленности участвующие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью
Как показывает практика участия общественности в правоохранительной деятельности, наибольшую помощь правоохранительным органам в решении задач по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности оказывают следующие объединения:
1. Народные дружины;
2. Общественные пункты охраны общественного порядка;
3. Внештатные сотрудники милиции;
4. Частные детективные и
Рассмотрим их деятельность более подробно.
В условиях развития демократического
общества, больших экономических
и социальных преобразований в нашей
стране все более важное значение
приобретает задача формирования сознательности
и чувства ответственности
В решении этой задачи наряду с государственными органами важная роль принадлежит народным дружинам.
Во время своего существования народные дружины оправдали свою важную роль в охране общественного порядка. Они являлись основным резервом органов внутренних дел по профилактике уличной преступности и правонарушений. Ни одно крупное мероприятие с участием большого числа населения не проходило без привлечения нарядов народных дружин. Охрана общественного порядка в парках, садах, на улицах была повседневным делом дружинников. Особенно эффективно использовались дружинники при проведении рейдов по охране общественного порядка, при выявлении нарушений правил дорожного движения, правил торговли, в профилактике правонарушений со стороны молодежи и несовершеннолетних в клубах, дворцах и домах культуры.
Порядок образования деятельности народных дружин, их задачи, обязанности и права, материально-техническое обеспечение, а также руководство определяются соответствующими положениями о народных дружинах.1
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и должностные лица должны оказывать всемирное содействие и помощь дружинам.
Во время проведения
органами внутренних дел и народными
дружинами совместных мероприятий
по охране общественного порядка
и предупреждению правонарушений оперативное
руководство работой
Информация о работе Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка